Одним из направлений в работе с детьми младшего школьного возрастя, является работа над развитием мелкой моторики руки. В этом помогают уроки творчества, уроки трудового обучения. На этих уроках у ребят развивается фантазия, мышление, эстетический вкус, трудолюбие, усидчивость и т.д. Самое главное, что такие уроки нравятся всем школьникам, даже если не получается.
Цель: ознакомить с техникой «рисование пластилином»; развитие усидчивости, мелкой моторики, воображения, сообразительности, развитие творческой фантазии; воспитание трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, эстетического вкуса, сообразительности; развивать навыки работы с пластилином; научить работать строго по плану.
Оборудование: плакат с названием темы «Мастерская Деда Мороза», изображения драконов, зилант – символ Казани, костюм Деда Мороза, календари с изображением дракона; пластилин, шаблоны, клеенки на столы, салфетки, влажные тряпочки; ноутбук, запись новогодних мелодий, мультфильм «Доверчивый дракон».
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем наш урок, сели прямо, красиво (приложение №1).
II. Постановка темы и целей урока.
Учитель: Наш урок посвящен одному празднику, отгадав загадку, вы узнаете название праздника.
Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник …. (Новый год).
Ученик читает стихотворение:
Ёлка наряжается-
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек ёлка ждет.
-А как вы готовитесь к Новому году?
- Сегодня мы с вами отправимся в одну мастерскую. А чья это мастерская вам надо угадать.
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? (Дед Мороз)
-Сегодня мы побываем в мастерской Деда Мороза.
(Открывается доска с названием «Мастерская Деда Мороза!») (Приложение №2)
-Закрыли глаза, сейчас произойдет чудо.
(Включается музыка, в это время слышен стук в дверь).
-Ой, ребята, кто это? Вот, так чудо!
(под музыку заходит Дед Мороз)
Д.М: Здравствуйте, ребята! Что-то я наверное напутал. Шел в свою мастерскую, а попал на урок.
Учитель: Нет, Дедушка Мороз! Это мы в гости в твою мастерскую зашли. Мы знаем, что в мастерской под новый год происходят чудеса.
Д.М: Просто так я уйти не могу, давайте я вам загадки загадаю.
С метлой в руке,
С ведром на голове
Стою зимой я на дворе (снеговик)
Морковка белая,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (сосулька)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная (ёлочка)
Расписные цепи эти из бумаги клеят дети (гирлянды)
Из берлоги не выходит.
Крепко спит топтыжка
Лежебока - …..(мишка).
От лисички тот зверек
Убегает наутек.
Ну-ка, угадай-ка!
Это белый …..(зайка)
С кем Мороз играет в прятки?
В белой шубке, в белой шапке
Знают все его дочурку,
И зовут её…. (Снегурка)
Кто привёз из зимней сказки
Вам подарков целый воз?
Кто ответит без подсказки?
Это ….(Дедушка Мороз)
Д.М: Отгадали все загадки.
Молодцы, мои ребятки!
Мне пора, вы работайте, а в конце урока вас ждет сюрприз. До свидания! Встретимся на ёлке!
(под музыку Дед Мороз уходит).
III. Основная часть.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что у каждого года есть свой символ. Год, который сейчас идёт – это год Кролика. А вот следующий – год …(Дракона).
(Приложение №3)
(во время рассказа учитель, на доску вывешивает изображения драконов).
Слово «дракон» происходит от греческого, которое обозначает «змея, морская рыба». Драконы обычно изображаются в виде змей, вылупляющихся из яиц и имеют большое, чешуйчатое тело. Часто изображаются с большими глазами. Драконы могут иметь разное число ног, два хвоста, или три головы.
Драконы очень популярные персонажи в литературе, сказках. Дракон – это сказочный образ крылатого, огнедышащего змея. Год Дракона на Востоке, считается годом благополучия и удачи.
У нас в Казани тоже есть свой символ – Зилант, дракон похожий на крылатую змею.
(Показывается символ города – Зилант, приложение №4).
Вот и сегодня на уроке мы с вами смастерим своего дракошку, что бы в новом году он нам принёс, удачу и много хороших оценок.
(Показ образца, приложение №5).
1 этап. Объяснение. План работы.
Учитель: нам с вами понадобится шаблон – дракона, пластилин, стека (палочка), салфетки.
«Рисуем» пластилином, растираем пальчиками пластилин по всему шаблону. Затем украшаем работу, по своему замыслу.
2 этап. Техника безопасной работы с пластилином.
Учитель: Чего нельзя делать при работе с пластилином?
- бросать на пол;
- брать в рот;
- кидать в волосы;
- трогать лицо грязными руками;
Основные правила работы с пластилином.
- Перед тем как лепить, смочите руки водой или протрите мокрой тряпочкой, это касается всего процесса лепки, особенно если вы меняете цвет.
- Смачивайте инструменты перед работой каждого цвета, вытирайте их тряпочкой.
- Дощечку протирайте тряпкой или соскабливайте ножом.
- После работы вытрите все инструменты и доску влажной тряпочкой, а потом сухой. Уберите все на место.
3 этап. Выполнение работы. (Приложение №6). Во время выполнения работы, включаются новогодниемелодии.
4 этап. Выставка работ. (Приложение №7)
IV. Мультфильм.
А сейчас я хочу предложить посмотреть один мультфильм, который называется «Доверчивый дракон». Вы после просмотра ответите, понравился вам дракон или нет, и почему. (Приложение №8)
V. Итог урока.
Чем занимались? Что понравилось? Что интересного запомнили?
(В конце урока раздается «сказка о добром драконе» и рисунки для разукрашивания). (Приложение №9)