Цели:
- Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук [с] в словах и предложениях. Упражнять в составлении предложений по опорным картинкам, в подборе антонимов, в образовании родственных слов.
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие. Развивать устойчивость, переключение, распределение внимания. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
- Воспитательные: воспитывать интерес к слову, мотивацию к занятиям.
Оборудование:
- Персональный компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint "В гостях у Сони", карандаш, тетрадь.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Знакомство с Соней. (Слайд 2).
Логопед: "Сегодня мы с тобой познакомимся с девочкой Соней. Скажи, какое настроение у Сони? (Грустное). Почему Соня грустная? (Ей скучно одной). Давай поиграем с Соней и развеселим ее".
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: "А еще Соня грустная потому, что не умеет произносить звук [с]. Давай мы ее научим".
2. Изолированное произнесение звука [с].
Игра "Ветерок". (Слайд 3).
Логопед: "Посмотрела Соня в окошко, а там дует ветер. Решила она тоже поиграть в игру "Ветерок".
Упражнения "Задуй свечку", "Сдуй листочки".
3. Автоматизация звука [с] в словах.
Игра "Отбери картинки со звуком [с]". (Слайд 4).
Логопед: "Решила Соня поиграть. У нее в комнате было много предметов. Назови их. (Телефон, бусы, осёл, скакалка, кубики, собака, сумка).
Соня играла с теми предметами, в названии которых есть звук [с]. Назови эти предметы. (Бусы, осёл, скакалка, собака, сумка).
Назови эти предметы ласково. (Бусы - бусинки, осёл - ослик, скакалка - скакалочка, собака - собачка, сумка - сумочка).
С какими предметами Соня не играла? (Соня не играла с кубиками и с телефоном) Почему?" (В словах кубики, телефон нет звука с).
Игра "Скажи наоборот". (Слайд 5).
Логопед: "Любимая игра Сони - "Скажи наоборот". Давай поиграем вместе с ней в эту игру".
Логопед: "Один дом высокий, а другой (низкий). Одно полотенце широкое, а другое (узкое). Одно бревно тонкое, а другое (толстое). У одного мальчика руки грязные, а у другого ( чистые).
4. Физминутка "Самолет". (Слайд 6).
Логопед: "Скучно стало Соне. "Села" она в самолет и полетела к маме.
(Координация речи с движениями).
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
5. Автоматизация звука [с] в предложении.
Игра "Мы лепим". (Слайд 7).
Логопед: "К Соне пришел ее друг Слава. Они взяли пластилин и начали лепить. Назови предметы, которые они слепили. (Лиса, собака, солдат, космонавт, миска, стакан).
Соня лепила предметы, в названии которых звук [с] стоит в начале слова, а Слава - в конце слова. Расскажи, кто что слепил".
Ребенок: "Соня слепила собаку, солдата, стакан, а Слава слепил лису, космонавта и миску".
Логопед: "Назови слова, состоящие из двух слогов. (Стакан, лиса, миска, солдат). Назови слова, состоящие из трех слогов. (Собака, космонавт).
Игра "Подружи картинки". (Слайд 8).
Составление предложений по двум опорным картинкам.
Логопед: "Соня и Слава придумали нам задание: нужно подружить две картинки между собой, а именно: придумать предложение с этими картинками".
Лексический материал: сова - сосна, Света - сумка, Слава - самолет, солдат - пистолет.
Ребенок: "Сова сидит на сосне. У Светы есть сумка. Слава летал на самолете. Стакан стоит на столе".
Анализ предложения: Слава летал на самолете.
Логопед: "Назови первое слово в этом предложении (Слава). Назови последнее слово (самолет). Посчитай, сколько слов в этом предложении. (Четыре). Назови коротенькое слово. (На). Выложи схему этого предложения.
Игра "Сравни картинки". (Слайд 9).
Логопед: "Соня и Слава пошли на прогулку. Там они слепили снеговиков. Расскажи, чем отличаются их снеговики".
Ребенок: "У Сониного снеговика нос из морковки, а у Славиного из палочки. Сонин снеговик веселый, а Славин грустный. За Сониным снеговиком растет береза, а за Славиным - ёлка. Сониному снеговику светит солнце, а Славиному - месяц".
Игра "Слова-родственники". (Слайд 10).
Логопед: "Соня и Слава лепили снеговиков из снега. Задумались они: снеговик, снег... очень похожие слова. Посмотрели они вокруг и придумали еще много похожих слов к словам снег и снеговик. А ты придумал? Назови их" (снег, снеговик, снежный, снежинка, заснеженный, снегурочка).
В случае затруднения логопед помогает ребенку.
Логопед: "Сугроб (какой?) - (снежный), ёлка (какая?) - (заснеженная), ком (какой?) - (снежный); красногрудый (кто?) - (снегирь), пушистые (что?) - (снежинки), внучка Деда Мороза (кто?) - (снегурочка).
Игра "Чего не хватает". (Слайд 11).
Логопед: "Соня и Слава подарили тебе картинки. Назови их. Соня нарисовала предмет, название которого состоит из одного слога, а Слава - из трех слогов. Угадай, кто что нарисовал (Соня нарисовала стул, а Слава нарисовал самосвал).
Логопед: " Ребята не успели дорисовать свои картинки. Расскажи, чего не хватает у этих предметов. (У стула не хватает спинки. У самосвала не хватает колеса). Дорисуй эти части".
Логопед: "Расскажи, с чем стул? (Стул со спинкой). С чем самосвал? (Самосвал с колесом).
III. Итог занятия. (Слайд 12).
Логопед: "Скажи, какое настроение было у Сони в начале занятия?" (Грустное). Посмотри, какое настроение у Сони сейчас. (Веселое). А как ты думаешь, почему Соне стало весело? (Потому что к Соне пришел ее друг Слава).
Логопед: "А я думаю, что у Сони поднялось настроение потому, что она научилась произносить звук [с]. Это ты её научил. Соня благодарит тебя за помощь и говорит тебе: "Молодец!"
А нам пора возвращаться домой. Скажи, понравилось тебе играть с Соней? А что тебе понравилось больше всего? Какой звук ты старался произносить правильно на протяжении всего занятия? (Звук [с]".