Пояснительная записка
Комплекс мер по модернизации системы общего образования в МОУ СОШ № 1 им.С.И.Гусева в 2011 году (далее комплекс мер) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2011 г. № 2005 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436"
Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя Советского Союза С.И.Гусева имеет обособленное подразделение: филиал "Средняя общеобразовательная школа в п. Маяковское" (далее - филиал МОУ СОШ № 1 им. С.И. Гусева "СОШ в п. Маяковское"), который создан путём реорганизации МОУ СОШ № 1 и МОУ Маяковская СОШ в соответствии с Постановлением главы администрации городского округа (мэрии) МО "Гусевский городской округ" № 1434 от 16 ноября 2007 года.
В начале 2011-2012 учебного года численность обучающихся составляла 1305 учащихся, из них обучающихся в начальных классах - 557, в среднем звене- 646, в старшем - 102, два класса предшкольной подготовки -34 ребенка. В учреждении 156 работников, в том числе 76 учителей. С 1 сентября 2011 года в шести первых классах обучение ведется по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования -138 человек. Обучение ведется в одну смену.
Реализация проекта "Школьный автобус" позволила решить проблему подвоза учащихся в школы. В настоящее время шесть школьных автобусов осуществляют подвоз 202 школьника.
До 2010 года развитие образования в учреждении определялось Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р и обеспечивалось за счет реализации мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Основным практическим инструментом модернизации системы общего образования в учреждении являлась реализация приоритетного национального проекта "Образование". В 2006-2010 годах выделенные средства были направлены на модернизацию учебно-материальной базы: частично приобретено современное учебное и компьютерное оборудование, школьная мебель, школьные автобусы, частично развивалась школьная инфраструктура. 3 педагога учреждения получили денежное поощрение из средств федерального и областного бюджетов. В 2008 году введена новая система оплаты труда. Заработная плата учителя рассчитывается исходя из стоимости образовательной услуги (ученико-час) на одного ученика и зависит от количества учеников в классе. Введение новой системы оплаты труда требует и обновление профессионально-квалификационных характеристик, т.е. современных требований к учителю, одним из принципиальных моментов которых станет владение учителем информационными технологиями. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Учреждение частично компьютеризировано и все точки имеют доступ к сети Интернет, проведена локальная сеть. Для поддержки процесса информатизации создан школьный сайт, с целью развития единого образовательного информационного пространства и представления школы в Интернет - сообществе. В рамках плановой курсовой подготовки педагоги прошли курсы повышения квалификации по использованию информационных технологий в деятельности учителя-предметника и руководителя образовательного учреждения на базе Центра информатизации и внутришкольные курсы.
В то же время достигнутые результаты не могут в полной мере удовлетворить потребности личности, общества и социальных заказчиков, не полностью решают задачи по вкладу образования в решение вопросов, направленных на качественное образование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В ходе реализации целевых программ в области образования удалось частично решить вопросы комплектации учреждения учебно-лабораторным, компьютерным оборудованием, новой школьной мебелью, оборудованием для медицинских блоков и школьной столовой. Тем не менее переход с 1 сентября 2011 года на федеральные государственные образовательные стандарты должен быть обеспечен созданием соответствующих условий. Требуется дальнейшее обновление используемых в образовательном процессе учебно-методических комплектов, совершенствования материально-технической базы.
Для достижения стратегической цели государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, определенной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в сфере общего образования требуется решение следующих задач:
- создание условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, включая укрепление материально-технической базы;
- повышение заработной платы педработникам;
- модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки учителей и руководящих работников, обеспечивающего рост их профессиональной компетентности;
- создание условий для поэтапного перехода к качественно новому уровню образования на основе информационных технологий;
- создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В целях решения указанных задач, закрепленных в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 в МОУ СОШ №1 им. С.И.Гусева разработан Комплекс мер по модернизации системы общего образования (Приложение 1).
Цель комплекса мер - повышение качества образования путем модернизации системы общего образования в МОУ СОШ № 1 им. С.И.Гусева
Основные задачи:
1. Повышение заработной платы;
2. Обеспечение качественных условий обучения школьников:
- развитие материально-технической базы;
- пополнение фонда школьной библиотеки;
- развитие школьной инфраструктуры;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школы;
- привлечение молодых специалистов в учреждение;
- осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования учреждения.
Объем финансирования Комплекса мер на 2011 год составляет за счет средств:
- регионального бюджета - 1163115 рублей;
- федерального бюджета - 726900 рублей
Показатели результативности комплекса мер:
В результате реализации комплекса мер в 2011 году удалось достичь следующих показателей:
- Уровень среднемесячной заработной платы учителей в IV квартале составил 18755 рублей;
- Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по ФГОС начального общего образования в 2011 году - 25 %
- Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей в 2011 году - 34 %
- Доля учителей и руководителей школы, прошедших повышение квалификации и профессиональную подготовку для работы в соответствии с ФГОС начального общего образования, в общей численности учителей в 2011 году - 13 %;
- Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов в 2011 году - положительная.
Эффектами реализации комплекса мер выступят:
- рост продуктивности и качества педагогического труда;
- приток в систему образования молодых профессиональных педагогических кадров;
- широкое использование современных образовательных технологий и повышение уровня инновационной активности и творческой инициативы учителей;
- повышение доступности качественных услуг общего образования, независимо от места жительства;
- рост удовлетворенности заказчиков качеством общего образования.
1. Мероприятия по реализации направлений модернизации системы общего образования МОУ СОШ №1 им. С.И. Гусева
Повышение заработной платы, доведение её до средней заработной платы по экономике региона
Цели и задачи:
- достижение конкурентоспособного уровня оплаты труда педагогических работников в учреждении;
- качественные изменения в учительской среде, в том числе за счет привлечения в учреждение молодых учителей;
- развитие экономических механизмов:
- связи заработной платы с качеством, результативностью труда, основанного на исчислении рейтинга педагогов;
- выполнения требований родителей и общественности к качеству образования обучающихся;
- сокращения избыточного персонала, обеспечения оптимальной наполняемости классов, снижения неэффективной учебной нагрузки обучающихся.
С целью увеличения заработной платы с 01 сентября 2011 года был проиндексирован норматив бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования на 14 % Среднемесячная заработная плата учителей в учреждении в I квартале составила 15338 рублей, а в IV квартале 2011 года - 18755 рублей. А средняя зарплата в экономике региона - 18,8 тыс.рублей.
В соответствии с существующим законодательством в учреждении была разработана схема расчетов для формирования персональных размеров стимулирующих надбавок за качество труда учителя, которая предоставила возможность каждому педагогу получать надбавку за качество и результативность деятельности при условии качественно выполняемых профессиональных обязанностей. Основанием для формирования оценки качества и результативности труда учителя (критериями) были выбраны те виды деятельности учителя, которые направлены на повышение качества образования:
- учебной деятельности - результативность, работа с талантливыми и отстающими учениками;
- воспитательной (внеурочной) деятельности, проводимой за рамками классного руководства;
- научно-методической деятельности - как исследовательской деятельности учеников, так и инновационной деятельности учителя;
- коммуникативной деятельности, направленной, прежде всего, на работу с родителями.
В 2012 году продолжится работа по повышению заработной платы не только учителям, и педагогическим работникам учреждения.
Обеспечение качественных условий обучения
Для реализации направлений по данной задаче разработан план мероприятий по модернизации материально-технической базы учреждения, определены объемы и источники финансирования (Приложения 2).
Направление 2.1. Доля школьников (по ступеням образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников
Цели и задачи:
- создание условий для обучения первоклассников по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО).
С 1 сентября 2011 года в учреждении началось введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). На обучение по ФГОС НОО перешли 6 первых классов, в которых обучается 138 учащихся и работает 11 педагогов, в том числе 6 учителей начальных классов.
Обучение в первых классах ведется по государственному заказу и учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации "Начальная школа 21 века".
В целях обеспечения качественного введения ФГОС НОО в школе совместно с КОИРО и издательским центром "Вентана-граф" был реализован следующий комплекс мероприятий. Были проведены циклы методических совещаний и семинарских занятий, вебинары по теме "Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов на основе внедрения УМК "Начальная школа 21 века".
В единой муниципальной информационной сети общеобразовательных учреждений района создан блок разработок и форум "Методическое сопровождение внедрения ФГОС".
В 2011 году рабочей группой разработана основная образовательная программа, успешно реализуется план работы по введению ФГОС, создана нормативная база по ФГОС, проведен мониторинг готовности к введению государственного стандарта в начальной школе. Все материалы расположены на школьном сайте.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты возникает необходимость обновления учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного и компьютерного оборудования, оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудования для школьных столовых, пополнения фондов школьных библиотек.
В 2011 году было закуплена новая мебель для кабинета начальной школы. Ведь основным требованием к современному кабинету является - многофункциональность. В классах определены учебная, игровая, информационная зоны. Одноместные парты регулируются по высоте, легко передвигаются при организации групповой работы.
Из модульной мебели "Ромашка" можно создавать различные конструкции, организуя работу, как на уроке, так и во внеурочное время.
Расположение учительского стола не создает ощущения противостояния: учитель-ученик и удобно для организации индивидуальной работы с учениками.
Конструкция шкафов обеспечивает открытый доступ к раздаточному материалу, наглядным пособиям, различным играм, справочно-энциклопедической литературе. Также имеется доступ к интерактивному оборудованию.
Игровые зоны насыщены различными играми: развивающие настольные и напольные конструкторы Lego.
Установлена интерактивная доска, закуплены 2 ЖК телевизора, имеется мультимедийный проектор для проведения урочной и внеурочной деятельности.
Информационные ресурсы соответствуют современным требованиям. В 2011 году обновился и пополнился библиотечный фонд: новейшая учебная, методическая и художественная литература. Создан и постоянно совершенствуется библиотечно-информационный центр, оснащенный средствами информатизации, программным обеспечением, медиатекой, имеется выход в Интернет.
Частично закуплено современное учебное оборудование: школьные переносные лаборатории " Наблюдение за погодой", "Фильтрация воды"; магнитные плакаты по окружающему миру "Природное сообщество леса", "Природное сообщество луга", "Природное сообщество водоема"; цифровые микроскопы.
Большое значение уделяется введению ФГОС в начальной школе.
Поэтому, приоритетным направлением расходования средств в 2012 году является приобретение учебно-лабораторного, компьютерного оборудования на сумму 3950900рублей. В соответствие с требованиями ФГОС все кабинеты начальной школы должны быть укомплектованы. С целью обеспечения качественных условий для ведения и обучения по ФГОС, повышения качества образования планируется приобретение 2-х кабинетов начальных классов с соответствующим учебно-лабораторным оборудованием, учебно-наглядными средствами, мебелью для их размещения .
С целью создания зоны для демонстрации мультимедийного выступления учителя и учащихся планируется приобретение ЖК-телевизоров (для школы и филиала) и ноутбуков(для филиалов) во все кабинеты начальных классов и в специализированные кабинеты основной школы (где проводятся уроки для учащихся начальной школы). В дальнейшем планируется создание локальной сети в филиале учреждения.
С целью организации исследовательской деятельности учащихся на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности планируется приобретение для филиала переносных лабораторий, цифрового микроскопа.
С целью цифровой фиксации результатов исследовательской деятельности планируется приобрести компьютерный мобильный класс(для школы), цифровой фотоаппарат и цифровую видеокамеру(для филиала).
С целью оснащения игровой зоны планируется приобретение мягких модулей, развивающих игр, конструкторов как для школы, так и для филиала.
В филиале организовано изучение курса "Информатика и ИКТ" с 3 по 11 классы. В учебном плане начального общего образования, составленного на основе ФГОС и разработанного на 2011-2015 учебный год, предмет "Информатика" выделен в отдельный модуль, преподаваемый в 3-4 классах. Этот предмет призван способствовать воспитанию интереса к информационной и коммуникационной деятельности, формированию умения использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни. Уроки проводятся в специализированном кабинете информатики.
Кабинет информатики рассчитан на 25 посадочных мест. Имеющееся компьютерное оборудование (5 компьютеров в рабочем состоянии) не соответствует современным требованиям. В связи с этим необходимо оснащение кабинета информатики современным компьютерным оборудованием.
Для оснащения кабинета информатики в филиале учреждения необходимо приобретение современного компьютерного оборудования. Планируется приобрести 15 компьютеров, отвечающих современным требованиям. Это позволит повысить качество обучения на уроках информатики, организовать работу с учащимися во внеурочное время по созданию проектов и мультимедийных продуктов учителям-предметникам.
В МОУ СОШ №1 им. С.И.Гусева планируется обустройство и введение в 2012 году конференц-зала, в актовом зале начальной школы, как важной части организуемого информационного пространства. Место, где ученики смогут обсуждать результаты выполненных проектов, демонстрировать свои достижения в различных сферах дополнительного образования. Учителя с учениками могут проводить тематические видеоконференции с учениками среднего звена или учащимися других школ. А также планируется размещение современного цифрового лингафонного кабинета, где можно будет заниматься иностранными языками, литературным чтением.
Планируемая игровая, информационная образовательная среда обеспечит в ходе передачи знаний учащимся формирование ключевых компетенций, а в будущем мотивирует их на непрерывное образование и повышение качества.
Направление 2.3 Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категории и подтверждение соответствия занимаемой должности
Цели и задачи:
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников в соответствии с результативностью педагогического труда.
Процент аттестованных педагогических работников в целом составляет 86 %. Из них аттестованы на высшую квалификационную категорию 2 (всего 12 человек), на первую квалификационную категорию - 23(всего 49 человек), на вторую(соответствие) квалификационную категорию - 3 (всего 10 человек).
В течение 2012 года должны быть обеспечены условия для своевременного подтверждения соответствия занимаемой должности, заявленных квалификационных категорий.
Направление 2.4. Доля учителей и руководителей учреждения, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей
Функционирование и развитие системы образования, е? успехи напрямую зависят от ресурсного обеспечения, эффективного использования педагогических кадров. Так как только компетентный, высококвалифицированный педагог сможет помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком.
В результате в 2011 году основными направлениями развития системы образования стояли следующие задачи:
Цели и задачи:
увеличение доли педагогических работников,
владеющих современными образовательными
технологиями и методиками и эффективно
применяющих их в практической профессиональной
деятельности;
На 1 сентября 2011 года общая численность педагогических работников в школе составляла 76 человек.
Повышение квалификации учителей по вопросам перехода на новый ФГОС общего образования осуществляется на основе государственного задания на повышение квалификации педагогических работников на базе КОИРО. В 2011 году на базе КОИРО прошли повышение квалификации 20 педагогических работников (26 %) . По вопросам введения ФГОС начального образования в 2011 году повысили квалификацию 10 педагогических и управленческих работников, 1 педагог - тьютор.
Повышение квалификации учителей обеспечит готовность педагогических работников к реализации общеобразовательных программ, предусмотренных новым ФГОС.
С целью организации работы по повышению интенсивности курсовой подготовки и обновлению системы повышения квалификации создан план перспективного прохождения курсов и ведется мониторинг по отслеживанию результатов.
Направление 2.5. Развитие школьной инфраструктуры
Цели и задачи:
обеспечение здорового питания школьников в
целях сохранения и укрепления их здоровья, а
также профилактики заболеваний;
Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания, в том числе и диетическое питание школьников, использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому вопросы организации и закупки оборудование для школьных столовых были определены в комплексе мер на 2012 год.
В целях улучшения качества организации питания школьников в учреждении реализуются мероприятия по ремонту и оснащению пищеблоков. В 2011 году на приобретение технологического оборудования было направлено около 44 тыс.рублей. Охват горячим питанием составил 98%, что на 6% больше, чем в 2010 году. На 2012 планируется приобретение современного оборудования на сумму 1080000 рублей.
С целью качественной организации питания школьников в филиале планируется:
- приобретение мебели для обеденного зала: 6-местные столы и табуреты, соответствующие нормам СанПиН (размеры, устойчивость, качество). Это позволит разместить одновременно в обеденном зале 60 человек;
- приобретение оборудования, соответствующего современным требованиям - холодильного оборудования, электрической 4-конфорочной плиты с духовым шкафом, пищеварочного котла с комплектом для приготовления диетических блюд на пару.
В МОУ СОШ №1 им. С.И.Гусева планируется приобретение современного технологического оборудования:
- Машинка кухонная универсальная - 2шт., шкаф пекарский электрический, 3-х секционный - 2шт., шкаф жарочный 3-хсекционный - 1шт., электрическая сковорода - 1 шт, пароконвектомат- 1шт., мармит вторых блюд на 6гастроемкостей - 2шт.
- Стол без борта - 6шт., стол с бортом - 2 шт.
- Ванна двухсекционная - 1шт., ванна трехсекционная - 1шт.
- Морозильная камера-1шт., холодильник - 4 шт., весы - 4 шт.
Школа должна быть на страже не только образования, но и здоровья ребят. Для этого разработаны и специальные требования. Это касается медицинских кабинетов. В 2011 году проведен ремонт в медкабинете, появился процедурный отдел. Кабинет имеет лицензию. Работает опытный медицинский работник, который своевременно оказывает помощь нуждающимся учащимся, проводит профилактические меры по укреплению здоровья. Поэтому еще одним из комплексных мер 2012 года является закупка медицинского оборудования. На это планируется выделить 122.100 рублей.
В 2011 году 1 700,0 тыс.руб. было выделено из местного бюджета на установку ограждения территории школы, 330,0 тыс. руб. - на замену деревянных полов на плитку.
Планируемые результаты направления:
Совершенствование школьной инфраструктуры в целях ее приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа.
Направление 2.6. Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации поставлен комплекс задач по снижению энергоемкости экономики страны.
Одним из основных мероприятий, позволяющих снизить энергопотребление, является установка и своевременная замена приборов учета расхода энергоресурсов. В настоящее время школа обеспечена приборами учета расхода энергоресурсов в среднем на 100%. В 2011 году разработан план по энергосбережению.
В настоящее время идет работа по обязательному энергетическому обследованию с последующей разработкой конкретных мероприятий по энергосбережению и выдачей энергетического паспорта.
Следующим этапом после энергетических обследований является заключение энергосервисных контрактов.
Планируемые результаты:
- Создать систему учета и контроля эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
- Положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.
2. Ожидаемые результаты реализации комплекса мер на период до 2020 года.
Осуществление программных мероприятий позволит достичь таких результатов, как:
- реализация стимулирующих принципов оплаты за качество и результативность труда педагогических работников;
- повышение квалификации учителей и руководителей для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- увеличение доли школьников, обучающихся в школе, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса не менее 80 %;
- создание инфраструктуры ОУ, соответствующих современным требованиям и направленные на повышение качества образования и сохранение здоровья школьников.
Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей в школу
Действенные меры предпринимаются по поддержке молодых учителей. Законодательно закреплено, что молодой учитель уже с первых дней начала работы в школе получает к базовой заработной плате стимулирующие надбавки на уровне, сложившемся у учителей в среднем по школе.
Два молодых педагога, учитель истории и обществознания Цыганкова А.О. и учитель математики Ковальчук О.Н., участвуют в "Программе по привлечению перспективных выпускников высших заведений для работы в государственных учреждениях РФ".
Реализуя требования Концепции модернизации российского образования, современной жизнью, инициативой "Наша новая школа" составлен план мероприятий по привлечению молодых учителей на работу в учреждение. (Приложение 3)
Ведущей идеей мероприятий является повышение уровня профессиональной компетенции молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту.
Программа помогает и молодым учителям, и руководителям решать целый ряд проблем, стоящих перед молодыми специалистами, способствует поиску и проявлению учителями своего педагогического кредо, и, что очень важно, взаимодействию молодых учителей друг с другом и с образовательными структурами.
Видны и результаты реализации плана мероприятий по привлечению молодых специалистов. Так в 2011 году в учреждении пришли 8 молодых специалистов после окончания высших и средних профессиональных учреждений. Доля педагогических работников в возрасте до 29 лет составляет 11 человек.