Летняя школа для одаренных детей "Академия Всезнаек"

Разделы: Начальная школа


«Забота о будущих поколениях – это самые надёжные, умные и благородные инвестиции»
Д. А. Медведев
Из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации
Москва, Кремль, 30 ноября 2010 г.

Ребенок, рождаясь, обладает огромными возможностями развития. У него могут формироваться способности ко всем видам человеческой деятельности. Сказывается на развитии и складывающийся характер ребенка, его отношения с взрослыми и другие условия. И если все условия будут благоприятны, развитие ребенка может идти легко (с наименьшей затратой сил и времени), ребёнок может достичь наибольшей высоты и стать способным, талантливым и даже гениальным человеком. С разрушением старых социальных и политических барьеров именно способности, личностные качества выходят на первое место.

Cовременная динамичная эпоха ставит перед образованием новую проблему – подготовить обучающихся к жизни в быстро меняющемся информационном мире, где ускорен процесс появления новых знаний, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И для развития талантливых и одарённых детей нужна планомерная, целенаправленная, систематическая работа на всех уровнях, которая станет способом реализации и достижения инновационных целей образования.

Под одарённостью ребёнка понимается более высокая, чем у сверстников восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Но я считаю, что нет неодарённых детей, есть взрослые, которые вовремя не разглядели талант маленького человека и не развили его. Хочется привести слова философа Лихтенберга: «Гениальность достижима. Стать гением просто – надо только уметь трудиться». Нормальный, здоровый ребенок может очень многое, нужно только открыть ему радость творчества, удовлетворение от успеха.

Одной из приоритетных задач современной системы образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей к своему здоровью. Только здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, предлагаемые школой. Это же важно и для педагогов. Здоровый учитель успешен в профессиональной деятельности, счастлив в личной жизни. Путей к физическому совершенству много. Сейчас разрабатываются эффективные методы экологического воспитания и культуры здоровья, широко внедряются в педагогический процесс здоровьесберегающие технологии. Школа должна и может помочь ребёнку понять, что здоровье – это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Важно дать ученику необходимые знания о гигиене, режиме труда и отдыха, распорядке дня, правильном и здоровом питании, правилах поведения в экстремальных ситуациях, увлечь спортом, помочь сформировать основные навыки здорового образа жизни. Успешность обучения в школе во многом определяется уровнем здоровья. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если он умеет преодолеть усталость, справляться с учебной нагрузкой. Ж-Ж. Руссо считал: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Сегодня образование вернулось к формуле времён классической древности: «Учимся не для школы, а для жизни». Но, думая о будущем своих воспитанников, не забываю о самоценности детства и поэтому создаю условия, чтобы ребёнок начальной школы не просто готовился к взрослой жизни, но уже сейчас переживал радости и трудности своего возраста, мог вовремя и многократно проявить себя в различных видах деятельности. Мы считаем, способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром этим отмечен каждый. Благодатная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающий талант. И роль родителей в этом процессе является решающей. Именно вера в его возможности – один из важнейших источников настоящих успехов маленьких учеников.

Каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Ученик – это смысл учительской жизни. Он определяет нашу позицию, творческие принципы, заставляет искать инновационные подходы в учебно-воспитательной деятельности. Это необходимо, чтобы ребята учились. Развитие же происходит в процессе общения с взрослыми, сверстниками. Школьное обучение предоставляет удовлетворительный объём знаний для большинства детей. Однако существуют школьники с высокими потребностями, для обучения которых должны быть созданы специальные условия.

Наша школа № 41 п. Майский ищет своё «лицо», строит своё образовательное пространство, реализуя идею личностно ориентированного образования.

Создание ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ «АКАДЕМИЯ ВСЕЗНАЕК» способствует не только развитию гуманитарной культуры личности, интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, но и формированию человека, которому дорога российская культура, дорога Россия. Девизом нашего инновационного проекта стало высказывание Эммануила Канта: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Каждый ребенок имеет множество индивидуальных привлекательных достоинств. Очень важно своевременно разглядеть «искру» в ученике, поддержать её, создать для учащегося ситуацию успеха в учёбе, внеклассной деятельности, творчестве, семье и детском коллективе.

Занятия в «Академии Всезнаек» построены так, что в условиях обычной средней школы мы создаём среду, предоставляем условия интеллектуально питать, холить и бережно растить детей, которые выказывают творческий и нестандартный способ мышления, острое видение проблемы, желание её решать и имеют неутолимый голод познания. Педагоги старшей и высшей школы, Школы Искусств, поселковой и школьной библиотек, Городского экологического центра, батюшка местного прихода ежедневно с 6 по 24 июня проводили занятия в игровой форме для 20 одарённых учеников 2-4 классов.

Актуальность:

  • Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложнённые требования к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребёнка, но и к его личности.
  • Значительная часть одарённых детей, несмотря на усилия, принимаемые школой, летом остаётся не вовлечённой в учебно-развивающую деятельность.
  • Главная цель образования – помочь не просто получению знаний, но и духовное становление личности, осознающей ответственность перед Богом и людьми.
  • Обучение без отметок и домашних заданий даёт ещё больший толчок к раскрытию потенциала детей.
  • Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим школьникам предоставляется новое место в системе учебных отношений, может стать одним из существенных характеристик природосообразной школы.
  • В условиях модернизации образования составляющая «Здоровье» выступает основополагающим направлением организации всей деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса

Механизм реализации проекта:

проект реализуется через работу методических объединений учителей-предметников, классных руководителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей, родителей, учащихся, органы ученического самоуправления.

Прогнозируемый результат:

получение интеллектуально одарённого выпускника школы, владеющего разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, социальными навыками, способствующими успешной социальной адаптации; умеющего аналитически мыслить, видеть и решать проблемы, обогащённого знаниями и опытом общения с природой, умением приобретать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, позитивным отношением к жизни.

Этапы работы над проектом:

  • Создание инициативной группы. Выбор руководителя и педагогов летней школы для одарённых детей «Академия Всезнаек».
  • Оценка интеллектуального потенциала начальной школы.
  • Изучение теоретического материала по вопросу формирования системы выявления, развития и поддержки одарённых детей младшего школьного возраста. Проведение родительского собрания.
  • Разработка и утверждение программы летней школы для одарённых детей «Академия Всезнаек».
  • Реализация проекта.

Программа летней школы для одарённых детей сочетает элементы личностно-ориентированного обучения и методы психологического обучения, а так же исследовательские работы, составлена с учётом современного состояния науки и содержания образования.

Н.И.Пирогов, как педагог и общественный деятель, считал, что учёба в школе необходима не только для развития умственных способностей и приобретения знаний, но прежде всего для подготовки ума к самостоятельной деятельности.

Сегодня образование вернулось к формуле времён классической древности: «учимся не для школы, а для жизни». Но, думая о будущем своих воспитанников, не забываю о самоценности детства и поэтому создаю условия, чтобы ребёнок начальной школы не просто готовился к взрослой жизни, но уже сейчас переживал радости и трудности своего возраста, мог вовремя и многократно проявить себя в различных видах деятельности. Я считаю, что нет бездарных детей, есть взрослые, которые вовремя не разглядели талант маленького человека и не развили его. Нормальный, здоровый ребёнок может очень многое, нужно только открыть ему радость творчества, удовлетворение от успеха. Поэтому школе не обойтись без сетевого взаимодействия.

Тематический план

 

Тема занятия

1-й день
  1. Открытие летней школы для одарённых детей «Академия Всезнаек» (торжественная линейка).
  2. Давайте познакомимся. Игра «Волшебный стул».
  3. Игра «Поле чудес». Растения, из которых получаем муку.
  4. Основы исследовательской деятельности. Фитоэкологические наблюдения.
2-й день
  1. Час английского языка. Рисуем пейзаж.
  2. Весёлая математика. Тренируем память.
  3. Нарисуй свою жизнь. Укрепление доверительных отношений между учителем и учениками.
  4. Что говорит о Боге православная культура?
3-й день
  1. Дискуссионный клуб «Что значит быть патриотом?»
  2. Искусство быть здоровым. Ритмическая гимнастика.
  3. Крылатые выражения. Фразеологизмы в картинках.
  4. Давайте споём, друзья.
4-й день
  1. Игра-тренинг «Знакомые незнакомцы» (о животных). Основы исследовательской деятельности «Изучение биологического круговорота).
  2. Экскурсия в ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) (организатор Молоток Т.В.)
5-й день
  1. Час английского языка. Животный мир нашего края.
  2. Учимся дружно жить в классе. Одноклассники, сверстники, друзья.
  3. Математические игры. Занимательные задачи.
  4. Географические загадки, шарады, ребусы и задачи.
6-й день
  1. В здоровом теле – здоровый дух. Аффирмации.
  2. Учимся уважать людей любой национальности. Символика России. Гражданин – Отечества достойный сын.
  3. Тренировка памяти. Игры на внимание.
  4. Литературные задачи и головоломки.
7-й день
  1. Интеллектуальная игра «Экологическая биржа».
  2. Вопросы по физике врасплох.
  3. Умелые ручки. Оригами.
  4. Фитоэкологические наблюдения.
8-й день
  1. Час английского языка. Аэропорт, регистрация при посадке.
  2. Как преображался человек? По ступенькам восхождения. Ступенька «Любовь к Богу и ближнему».
  3. Мудрёные задачи и вопросы по математике в сказках, рассказах и стихах.
  4. Здоровым быть здорово. Пальминг (по системе доктора У. Бейтса). Аэробика для всех.
9-й день
  1. Эрудит-шоу (география, музыка, ботаника, русский язык, ОБЖ, литература, математика, история).
  2. Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Дыхательные упражнения.
  3. Ориентирование на местности. Школа выживания.
  4. Литературный аукцион «Деда Всеведа».
10-й день
  1. Игра «Поле чудес» Растения для чая. Экскурсия в окрестности п. Майский. Оформление материалов исследования.
  2. Живой кроссворд.
  3. Сказочная страна оригами. Пальчиковая гимнастика.
  4. Скорая помощь (практическое занятие).
11-й день
  1. Час английского языка. Как поддержать разговор.
  2. Литературная викторина (конкурсная программа по страницам детских произведений).
  3. Музыка и здоровье человека.
  4. Беседа и конкурс рисунков на асфальте «Тот примерный пешеход, кто по правилам идёт».
12-й день
  1. Хореографическое занятие «Зарядка для двоих «Не поддавайся».
  2. Экскурсия в Свято-Пантелеимоновский храм п. Майский.
13-й день
  1. Музыкальная гостиная «Не ручей имя ему, а море».
  2. Будь наблюдательным. Живые картины.
  3. Страна понимания. Эти разные, разные люди.
  4. Экологическая викторина. Игра «Интеллектуальный лабиринт»
14-й день
  1. Ботаническое лото. Юные натуралисты, отвечайте!
  2. Добро и зло. Святыни родного края. С Богом круглый год.
  3. Спортивный праздник «Путешествие по знакам зодиака».
  4. Час английского языка. Общение в Интернете.
15-й день
  1. Игра-путешествие «В гостях у лета».
  2. Интеллектуальные гонки «По странам и континентам».
  3. Занятие по занимательной психологии «Как быть счастливым?»
  4. Чайнворд-загадки. В школе и на досуге.
16-й день
  1. Экологическая игра «Сокровище капитана Флинта».
  2. Пословицы в ребусах. Синонимы, антонимы, омонимы.
  3. Задачи-шутки по географии.
  4. Малые олимпийские игры. Станция юных натуралистов.
17-й день
  1. Россия помнит. Доброе имя – в славе моего Отечества. Богомудрые учителя веры и благочестия.
  2. Словесные задачи: шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы.
  3. Смотр-конкурс уголков здоровья.
18-й день
  1. Большая экологическая игра «Кто выживет?»
  2. Учись учиться.
  3. Заключительная линейка. Вручение удостоверений летней школы для одарённых детей «Академия Всезнаек».

В рамках проекта проводились конкурсы самой разной направленности. Вспомним выражение: «Успехи окрыляют». Каждый ребенок стремится в чем-то выделиться, быть лучшим, и каждый ребенок на это способен. Личная заинтересованность поддерживается и тем, что информация о достижениях ребят, их лучшие работы выкладываются на сайт учителя, и это не может не радовать самих авторов, их родителей и учителей. (Некоторые работы можно посмотреть на сайте Дудаевой Т.А. http://worldforpeople.ucoz.ru) Работа летней школы закончилась, но ребята продолжают принимать участие в различных международных, всероссийских, областных и городских конкурсах. Но самое главное – добиваться в них победы.

Сейчас рано подводить итоги – мы только в начале пути, но я уверена, что наши совместные усилия не будут напрасны. Знания не бывают лишними.