Проект предполагаемых изменений МОУ СОШ № 2 при реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Разделы: Администрирование школы


Введение

Государственная политика в области образования определены в федеральных целевых программах развития образования, Приоритетном национальном проекте “Образование”, национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. В ходе выполнения Федеральной целевой программы развития образования решались задачи: совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в системе образования, совершенствование экономических механизмов в сфере образования, совершенствование объективных независимых процедур оценки качества образования. Начиная с 2006 года выполнение ФЦПРО было взаимосвязано с реализацией Приоритетного национального проекта “Образование”, в результате которого удалось обеспечить создание основных механизмов модернизации системы образования, сформировать сеть общеобразовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы образования, конкурентную среду и группу лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования Российской Федерации.

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Как же будет меняться наша школа – МОУ МОШ №2 г.о. Орехово-Зуева, в которой я работаю учителем биологии? Для того, чтобы соответствовать требованием времени, быть успешным педагогом, необходимо изучить процессы модернизации образования происходящие в учебном учреждении.

Практическая часть

  • Анализ замысла, вычленение проблемы.
  • Постановка целей и задач проекта.
  • Выдвижение гипотезы.
  • Планирование этапов выполнения.
  • Выбор методов и способов поиска информации.
  • Сбор, систематизация и анализ полученных результатов
  • Выводы. Оформление проекта. Подготовка презентации.

Проблема: изучение процесса модернизации школьного образования в МОУ СОШ №2.

Цели проекта:

  • оптимизация условий для реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”,
  • повышение методического уровня педагогов и образовательного уровня родителей в период модернизации Российского образования,
  • распространение опыта работы школы по внедрению программы “Наша новая школа”
  • формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетенции.

Задачи проекта.

  1. Модернизация образования в соответствии с современными требованиями.
  2. Создание банка методических материалов.
  3. Планирование работы коллектива учащихся школы и родителей.

Объект исследования. Педагогические работники и учащиеся МОУ СОШ №2 и их взаимодействие при реализации проекта “Наша новая школа”

Выдвижение гипотезы. Анализируя информацию с августовской педагогической конференции, материалы Публичного доклада Управления образования г.о. Орехово-Зуево, был сделано предположение, что работа педагогического коллектива МОУ СОШ №2 соответствует современным требованиям, а следовательно в нашей школе начался процесс модернизации образования, предусмотренный программой “Наша новая школа”

Планирование этапов выполнения.

  • Изучение документов правительства Российской Федерации.
  • Изучение и анализ нормативных документов МОУ СОШ №2.
  • Систематизация материалов и подготовка материалов для выступления на педсовете школы и родительском собрании.
  • Оформление проекта и проектного продукта – презентации.

Выбор методов и способов поиска информации.

  • Поиск информации по заданной теме в источниках разного типа.
  • Работа с информацией (нормативными документами, работа с книгой, электронными СМИ, Интернетом).
  • Словесные методы (беседа, диалог, интнрвьирование).
  • Проблемно-поисковый (анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, догадка, логическое обоснование, публикация, проект-презентация, публичное выступление по теме).

Сбор, систематизация и анализ полученных результатов.

В ходе выполнения проекта я познакомилась с документами:

  • федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.,
  • приоритетный национальный проект “Образование”,
  • национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”,
  • публичный доклад директора школы Вороновой Т.А. по итогам 2010-2011 года,
  • перспективный план развития школы по реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному собранию,
  • план работы и отчет о проделанной работе организатора спортивно-массовой работы - Яковлева Д.В.,
  • программы “Здоровье”, “Детское научное общество”, “Дистанционное обучение” Грачевой Н.М.,
  • итоги предметных олимпиад, планирование и отчет о выполнении воспитательной работы по программе “Истоки” зам. директора по воспитательной работе - Евтеевой Е.Ю.,
  • “Трудные подростки” социального педагога Борисовой О..А.,
  • “Дети-инвалиды, обучение на дому” зам. директора по УВР школы - Орловой Н.А.

Изучив вышеперечисленные документы, я выяснила, что МОУ СОШ №2 г.о. Орехово-Зуево Московской области к началу учебного года насчитывает 432 ученика и 38 педагогических работников, работает в режиме пятидневной (1-4 классы) и шестидневной (5-8 классы) учебной недели. Годовой календарный график из 6 учебных периодов. Между учебными периодами установлены каникулы продолжительностью 1 неделю. Обучение ведется в одну смену. Школа имеет три ступени обучения: начальную, основную, среднюю. По состоянию здоровья на дому обучаются 22 человек. В школе 14 учащихся включены в Федеральный проект “Дистанционное обучение детей-инвалидов”.

В районе проживает большое количество семей с временной регистрацией. В школе 83 семьи являются социально незащищенными, 55 семей многодетные, 22 ребенка находятся под опекой. Учащимся льготных категорий предоставлено горячее питание.

Как же в нашей школе решается переход на новые образовательные стандарты? Принято решение органа государственного общественного совета о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО. Рабочая группа разработала программу образовательного учреждения. Сформированы списки учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО. Идет модернизация кадровой политики, реализуется план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников, плана научно-методического семинара в связи с введением ФГОС НОО (с ГОУ Педагогическая академия, муниципальной методической службой. Четыре педагога Варламова Т.Г., Брежнева О.В. Улитина Л.М, Савочкина Н.Е.. и зам. директора по ВР Евтеева Е.Ю. прошли курсовую подготовку по ФГОС. Были написаны рабочие программы по УМК “Школа России”, “Школа 2100” в соответствии с требование ФГОС второго поколения и образовательных программ для начальной школы. Разработаны локальные акты, регламентирующие введение ФГОС.

Новая школа – это школа для всех.

В нашей школе организованы занятия дошкольников по адаптации к школе (6 – леток) на курсах “Знайка”. Занятия проводят учителя начальной школы Варламова Т.Г. и Антонович В.П. В период каникул организовывается городской лагерь на базе школы для обеспечения занятости детей группы – риска. (Евтеева Е.Ю. – зам директора по ВР.)

С 2010 года реализуется Федеральный проект по дистанционному обучению детей-инвалидов. Был организован методический центр дистанционного обучения. В кабинете методического центра оборудовано шесть рабочих мест педагогов для работы с учащимися на надомном обучении, а режиме on-Line, что позволяет разнообразить обучение детей, находящихся на надомном обучении. Технические средства размещены и в квартирах учащихся. Учащиеся получили возможность общаться с педагогами с помощью системы Skype. В дистанционное обучение вовлечено 14 детей. Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому, являются:

  • добровольное участие детей инвалидов,
  • обеспечение конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:
  • компьютерные обучающие программы,
  • электронные учебные пособия,
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний,
  • электронные справочники,
  • учебные аудио и видео материалы.

При дистанционном обучении расширяются виды деятельности учащихся:

  • возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и вида,
  • возможность интерактивности и оперативной обратной связи,
  • возможность доступа к различным источникам информации,
  • возможность организации совместных телекоммуникативных проектов,
  • возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.

Учитель может адаптировать модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития детей-инвалидов, вести коррекцию нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов к использованию элементов дистанционных технологий. Обучение осуществляется штатными педагогами-предметниками на основании индивидуального учебного плана с учетом возможностей детей и пожеланий родителей. Для учителей-предметников были организованы курсы “Особенности организации учебного процесса в системе дистанционного обучения”, которые вела зам. директора по УВР Орлова Н.А. Дети-инвалиды, обучающиеся на дому привлекаются к участию в праздниках и конкурсах, в том числе дистанционных:

  • “ДЕНЬ науки”.
  • “Творческие конкурсы рисунков и сочинений”.
  • “Права ребенка глазами детей”.
  • “Интеллектуальный марафон”.
  • “Календарные праздники”.
  • .Организуются совместные праздники с общественным движением “Дети без границ”.

Сохранение и укрепление здоровья школьников в МОУ СОШ №2.

Наша школа работает по формированию здоровьесберегающей образовательной среды.Принята программа “Здоровье”, направленная на сохранение физического и психического здоровья учащихся и сотрудников школы. В 2010-1011 учебном году были проведены комплексные мероприятия:

  • Соблюдение требований базисного учебного плана с целью предупреждения перегрузки учащихся.
  • Осуществляется систематический контроль выполнения требований, обеспечивающих безопасные условия образовательного процесса.
  • Педагогом психологом регулярно проводятся тестирования, анкетирования с целью выявления психосоматических нарушений и отклонений в поведении. Учащимся оказывается психологическая помощь.
  • Организовано дежурство учителей и администрации, ведутся беседы с учащимися и родителями по предупреждению детского травматизма
  • Уделяется внимание правильному питанию. Разработано приложение к программе “Здоровье” - “Поговорим о правильном питании”. В рамках реализации этой программы был проведен комплекс мероприятий по популяризации здорового питания. Горячим питанием охвачено более 82% учащихся начальной школы, более 50% учащихся среднего звена, более 60% учащихся старшей школы.
  • В школе работает врач и медсестра. С целью контроля здоровья учащихся и педагогов регулярно проводятся осмотры врачами-специалистами, профилактическая вакцинация, диспансеризация педагогов, профессиональное консультирование по профпригодности учащихся 9-11 классов, организация санитарно-просветительных мероприятий в период повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом (вакцинация, санирование).
  • Организованы здоровьесберегающие мероприятия для учащихся начальной школы: зарядка перед началом уроков, физкультминутки, зарядка для глаз, работа в парах и малых группах для активного передвижения учащихся, используются игровые формы работ, малоподвижные игры на переменах подвижные игры в продленной группе, уроки ритмики. Большой блок в реализации программы “Здоровье” посвящен вопросам профилактики употребления психоактивных веществ. Школьный фестиваль “Возьмемся за руки друзья” объединил учащихся всех возрастных категорий. Учащиеся 1-4 классов в рисунках и поделках рассказывали о привлекательности окружающего мира, о пользе физкультуры и спорта. Ребята 5 -7 классов стали участниками конкурса агитбригад. “ Мы за здоровый образ жизни”, создан иллюстрированный “ Паровозик здоровья”. Старшеклассники соревновались в создании творческих презентаций “Я выбираю жизнь”. Победители фестиваля определялись по результатам зрительского голосования и были направлены на муниципальный тур. Презентация учащейся 10 класса Комисаровой Надежды стала победителем муниципального тура. Учащиеся 8 класса Макаров Иван и Ванюшин Дмитрий изучили общественное мнение ребят среднего звена по вопросам курения и предложили школьникам лекторий “Курить или нет?” с демонстрацией практических опытов и видеоматериалов. С успехом прошли в течение года Единые дни здоровья. В спортивных соревнованиях, занимательных программах приняли участие все ребята школы. Опытом работы по теме “Здоровье и безопасность” педагогические работники поделились на семинаре” с руководителями методических объединений и социальными педагогами школ города Орехово-Зуева. Неотъемлемой частью программы “Здоровье” является спортивные соревнования по футболу, баскетболу, участие в спартакиаде школьников. 85 человек посещали спортивные секции в школе. Реализация программы “Здоровье” проходит через деятельность профильных отрядов: “Юных инспекторов движения”. “Юных друзей милиции”. “Дружины юных пожарных” под руководством учителя ОБЖ Артамонова В.В. Ребята стали призерами в 8 номинациях городских слетов профильных отрядов и показали хорошие навыки оказания первой медицинской помощи. Школьное методическое объединение классных руководителей организовало круглый стол по обмену опытом работы по пропаганде здорового образа жизни. Социальный педагог - Борисова О.В. реализовала курс валеологической направленности по ранней профилактике психоактивных веществ “Все цвета кроме радуги” для учащихся 2-3 классов. Учитель начальных классов Усанова Н.Е. организовала учебный процесс с использованием здоровьеохранительных педагогических технологий В.Ф. Базарного - доктора медицинских наук руководителя лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем обучения. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется ростомерная мебель – конторки, за которыми дети часть урока стоят, другую часть сидят за партой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль – позвоночник - основа энергетики нашего организма. Важнейшей особенностью всех уроков по системе В.Ф. Базарного является то, что они проводятся в режиме движения наглядного материала на стене, шторке, в любом другом месте класса. Их нужно найти и использовать в своей работе, поэтому дети не только не прикованы к парте и конторке, а находятся в постоянном движении, в постоянном поиске. Постоянный спонтанный поиск - фундаментальное начало и важнейший принцип творческой самодеятельности человека. Проведение такой работы очень нравится детям. Каждый желает выйти и найти карточку. Данная работа часто проводится в группах, где выделяется лидер, отвечающий за работу всей группы, поэтому группы необходимо чаще менять. Способствует расширению зрительно – двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

Работа коллектива школы по формированию здоровьесберегающей образовательной среды обеспечивает государственные гарантии охраны здоровья детей и подростков, стабилизирует показатели здоровья.

Новая школа - центр творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни.

В настоящее время идет процесс информатизации школьного пространства.

Создан сайт школы, соответствующий требованиям поступления информации от различных структурных подразделений. Отражается внеурочная и досуговая деятельность, страница социально- психологической службы, страничка уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, работа школьных методических объединений, информация (расписание, график работы школы по триместрам, образовательная программа школы на год,, режим работы учреждения, используемые программы и учебные планы, расписание кружков и секций, положения о текущих конкурсах, о работе школьного актива) , разделы ГИА и ЕГЭ, наш фотоальбом, текущие новости, методическая копилка - материалы из опыта работы учителей.

Возросла активность участия учащихся, классных коллективов, педагогов в конкурсах различного уровня (школьного, областного, регионального, всероссийского, международного). Расширился спектр и тематика конкурсов, участниками которых являются школьники всех возрастных категорий. Увеличилось число участников конкурсов международного уровня, в основном в дистанционной форме. (Приложение 1)

Заключение и выводы

В ходе выполнения практико-ориентированной работы я познакомилась с документами в области образования федерального уровня, изучила школьную документацию, работая и книгой, интернетом, нормативными документами, беседуя с коллегами – учителями, школьной администрацией, учащимися, расширила кругозор и повысила свой методический уровень, выяснила какой должна быть “Наша новая школа” в соответствии с документом Президента Российской Федерации Медведева Д.А. “Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”.

Работая над проектом, я изучила разные спектры деятельности нашего образовательного учреждения: учебный процесс (ФГОСЫ, дистанционное обучение, работа по методике В.Ф. Базарного, учебные эксперименты), воспитательную деятельность, работу объединений дополнительного образования,, здоровье сберегающие программы, инициативы социально – психологической службы.

Сопоставляя основные направления развития общего образования ,изложенные в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” и направления деятельности муниципального общеобразовательного учреждения (МОУ СОШ №2 г.о. Орехово Зуево) в котором работаю я учителем биологии могу заявить, что моя гипотеза подтвердилась, действительно в нашей школе начался процесс модернизации школьного образования и я в нем участвую.

Наша школа имеем здание типичное для сотен других школ, не отличается оригинальными дизайнерскими решениями, но внутри “жизнь кипит”.

Наша школа действительно для всех: детей - шестилеток, школьников здоровых и детей-инвалидов, для детей “группы риска”. Обеспечивается социализация детей с ограниченными возможностями, детей – инвалидов путем вовлечения в программу дистанционного обучения.

Начальная школа переходит на новые образовательные стандарты, учителя повышают квалификацию, приобретают профессиональные педагогические компетенции.

Коллектив школы сохраняет и укрепляет здоровье школьников. В работу вовлечены все учителя, медицинские работники, социально-психологическая служба, работники столовой, администрация.

Можно сказать, что наша школа это центр творчества, информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Об этом повествует сайт школы и многочисленные награды за участие в различного вида конкурсах разного уровня (международных, всероссийских, региональных, муниципальных).

Я осознала, что и я, как учитель биологии тоже вношу свой вклад в процесс модернизации школы, участвуя в экспериментальных программах дистанционного обучения детей-инвалидов, в работе опытно-экспериментальной площадки педагогической академии последипломного образования про теме ”Введение и апробация нового содержания образования предметов естественнонаучного цикла” УМК “Сферы”, которые вызывают интерес и повышают качество знаний учащихся. Внедряю здоровьесберегающие технологии в учебный процесс и во внеклассной работе активно пропагандирую здоровый образ жизни. Это мои ученики Макаров Иван и Ванюшин Дима стали призерами городского Дня науки с проектом “Курить или нет?”, организовали лекторий для учащихся с показом опытов и своего видеофильма. Повышаю свой профессиональный уровень: посещаю курсы повышения квалификации учителей, осваиваю новые педагогические технологии.

Считаю, что в нашем образовательном учреждении выбраны правильные направления развития школы. Работа началась. В рамках своего проекта я не рассматриваю вопросы реконструкции школьных зданий, вопросы коммунального обслуживания школ, развитие самостоятельности в расходовании финансовых средств, привлечение инвесторов к управлению школой. Но осознаю, что модернизация и инновационное развитие – единственный путь для России, который позволит ей стать конкурентным обществом в мире - 21 века. А вот какой будет система отношений школы и общества, зависит от качеств личности школьников. И чтобы личность стала инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, быть готовым обучаться в течение жизни надо ученика поместить в такую школу, в которой будет комфортно, интересно, в которой захочет учиться.

Для достижения этих целей учителям нашей школы надо быть способными воспринимать все новое, повышать квалификацию, чтобы хорошо знать свой предмет, понимать детскую психологию и особенности развития школьников, повышать качество знаний учащихся, внедрять систему работы с одаренными детьми, развивать систему олимпиад и конкурсов, создавать ситуацию успеха, заинтересовывать делом, совершенствовать проектные и программированные методы работы и современные технологии обучения и оценки качества образования. Ведь еще Ч.Дарвин утверждал: “Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения”.

А вот, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование зависит благосостояние людей, поэтому инициатива “Наша новая школа” должна стать делом всего общества

Предложения

Планирую выступить на педагогическом совете школы для повышения методического уровня и профессиональных компетенций учителей школы в период активной курсовой переподготовки, на родительском собрании для повышения образовательного уровня родителей, поместить материал на сайт школы и в СМИ для распространения опыта по внедрению Национальной инициативы “Наша новая школа”.

Приложение 2. Список литературы.

Приложение 3. Сайты.

Приложение 4. Презентация.