Цели урока:
- Ученики повторят теоретические сведения раздела “Фонетика”.
- Учащиеся отработают навыки частичного и полного фонетического разбора слов, написания орфограммы “Проверяемые согласные в корне слова”, использования алфавита.
- Ученики смогут понять уровень своих возможностей и оценить качество проделанной ими работы при освоении материала.
Оборудование:
Приложение 2 (бланк для теста)
Ход работы
I. Оргмомент. Совместное целеполагание.
II. Проверка домашнего задания.
Упр. 310 (учебник Т.Ладыженской).
III. Беседа.
IV. Словарный диктант. “Разгадайте метаграммы” (загадки, в которых надо отгадать слово, заменяя 1 звук или букву другим).
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою. (Карта-парта)Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени –
Я по болоту зашагаю. (Капля-Цапля)Я цвет одинаковый часто имею:
И с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною
Рискованно быть:
Могу и до слёз довести, и убить. (Луг-лук)С П я в доме,
С В я в поле,
С М я в море,
С Г – в футболе,
С К вбивают,
С Т взрывают,
С Д долину называют. (Пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол)С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актёру я нужна,
С С для повара важна. (Боль-моль-роль-соль)С твёрдым Л я на стене,
Книга, например, на мне,
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите. (Полка-полька)Вы в сказках обо мне читали:
Меня в кубышках зарывали,
Но если Д в конце смягчить,
Телегу можно мной грузить. (Клад-кладь)С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос-голос)С глухим траву она срезает,
Со звонким и листочки объедает. (Коса-коза)
V. Беседа. Повторение теоретического материала.
– Посмотрите на указанные “магические” цифры. Как вы считаете, какие сведения из раздела “Фонетика” скрываются за ними?
33 – буквы алфавита (назовите)
10 – гласные буквы (назовите)
6 – гласные звуки (назовите)
3 – всегда твердые звуки (какие?)
3 – всегда мягкие звуки (примеры)
5 – сонорные (назовите)
4 – буквы Е, Ё, Ю, Я (двойная роль)
2 – Ь и Ъ (звуков не дают)
VI. Сценка “Спор”.
Спор
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.
– Мы, конечно, важнее!– закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!
– Ну, это мы ещё посмотрим!– возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немножно не приоткрыть рот. Ничего не получится!
– А вот и получится! Например, М-М-М.
– Разве что одно М, больше ничего!
– И всё же мы важнее. Без нас не обходится ни одно слово, даже ни один слог!
– Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятным! Ну-ка, скажите без нашей помощи хотя бы слово ФОНЕТИКА.
– О…Э…И…А,– пролепетали гласные и смущённо умолкли.
– Вот видите! А если мы скажем ФНТК, то всякий догадается.
– Ну, хорошо. А вот попробуйте произнести без нас такие слова, как ИМЯ, УМ, ОКНО, УХО и сотни других.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и умолкли.
А как вы думаете, ребята, какие звуки важнее?
– Кто, по-вашему, прав – гласные или согласные? Почему?
VII. Словарно-орфографическая работа.
Знакомство с новой лексикой.
Сервант
Сервиз
Сервировать
(Из лат. яз. – “сервио” – служу, из англ. – обслуживаю)
– Объясните лексическое значение слов.
– Составьте с ними предложения. Запишите.
– Разберите фонетически слово “сервиз”
VIII. Орфоэпическая разминка.
– Прочитайте слова. От чего зависит значение этих слов?
- Чудно
- Атлас
- Мука
- Замок
- Заросли берега
– Прочитайте скороговорки. Почему считается полезным произносить различные скороговорки?
Пес Пушок разбил горшок,
А кот Федот пролил компот.
Петр в печке пёк печенье,
Да перепёк всю выпечку.Мышонку шепчет мышь:
“Ты все еще шуршишь?”
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”.
IX. Эстафета “Алфавит”.
– Напишите на листе слова по алфавиту (начиная с заданной буквы). 1 ученик пишет 1 слово и передает соседу, а затем сидящему сзади. Лист возвращает сидящий за последней партой.
Проверка.
X. Занимательная орфография. Игра “Исправь ошибки”.
– Прочитайте “Грустное письмо” А.Шибаева.
– Почему автор дал такое название стихотворению?
– Найдите орфографические ошибки. Исправьте их.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
“Здесь чудный лук, и я лижу”, -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
“Здесь лиса, красивый длинный прут”.
И что такое он плетёт? –
Не разберусь, хоть тресни:
“Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашёл я грусть
И очень был доволен…”
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
XI. Тест. Вписывайте в клеточки бланков только букву на месте пропуска (Д или Т).
– Чтобы не ошибиться в написании орфограммы “Проверяемые согласные в корне слова”, какое правило мы должны применять на практике?
- поез…
- похо…
- гла…кий
- ре…кий
- ви…
- отря…
- салю…
- отве…
- све…
- пило…
- отга…ка
- нахо…ка
- тетра..ь
- разве…ка
- пара…
- откры…ка
- салфе…ка
- (деревянный) пло…
- аэропор…
- наро…
- вперё…
- медве…ь
- наря…
- площа…ь
- горо…
XII. Вопросы-шутки. Работа в парах.
- Как из столба без помощи досок сделать стол?
- Как на башне посеять пшеницу? (пашня)
- Как из обёртки для конфеты сделать небольшой бант для девочки? (фантик)
- Как превратить собаку в кота? (дог-кот)
- В каком слове 40 гласных? (сорока)
- Можно ли превратить страницу в населённый пункт (станица)
- Какой полуостров жалуется на свою небольшую величину? (Ямал)
- Как спортивный шест превратить в число? (шесть)
- В каких словах 100 согласных? (стон, сток, стог, стоп, стой, стол)
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
- Что в середине капусты? (У)
- Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)
- Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (стопа)
XIII. Рефлексия.
– Справились ли мы с задачами, которые ставили в начале урока?
– Какие задания понравились? Почему?
– Какие виды работ вызывали сложность?
– Получили ли пользу от урока?
Оценивание.
XIV. Домашнее задание: фонетический разбор слов “сказка”, “волшебство”.
Список использованной литературы:
А.Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение. 1995.