Цели урока:
- выяснить причины возникновения тайных организаций будущих декабристов, цели участников;
- развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, сравнивать, определять и объяснять понятия;
- воспитывать навыки работы в группе на основе толерантности и добрососедства.
Оборудование: тексты документов, таблица для заполнения, тесты, атласы, карта России, пригласительные билеты, цветные таблицы с названием обществ, учебник истории, фрагмент фильма «Империя» (9 серия), презентация.
Новые термины и даты: декабристы, Союз спасения (1816-1817), Союз благоденствия (1818-1820), Северное и Южное общество (1821-1825).
Статс-секретарь на входе раздает пригласительный билеты красного и синего цвета. Учащиеся занимают места.
Ход урока
I. Орг. момент.
Готовность класса. Представление учителя.
II. Актуализация знаний.
Беседа с учащимися.
– Ребята, вспомните, какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?
– Почему в это время Александр I отказывается от реформ?
– Как можно оценить внутреннюю политику Александра I в этот период?
III. Изучение нового материала
1. Беседа о возникновении тайных обществ.
– Результат нерешительных действий Александра I не заставил себя долго ждать. Посмотрите фрагмент фильма. Ребята, кто понял о ком идет речь? Да, именно о них, людях, обращаясь к которым А.С.Пушкин писал: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!...» Представьте себе, что они, самые богатые и знаменитые люди России пошли против власти. Какие вопросы вы бы задали, если бы встретились с ними?
Сегодня мы должны получить ответы на наши вопросы, проанализировав исторический материал. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Какова будет тема нашего урока?
2. Объявление темы урока, постановка цели.
Запись темы урока на доске.
– Откройте атласы, найдите территории, где зародились первые тайные общества?
– Сейчас эта территория относится к российскому государству? Каковы последние политические события на Украине? Чего добивается любой народ, принимая участие в выборах? Первые тайные общества тоже хотели преобразований? Почему они существовали тайно, как вы думаете?
3. Сообщение учителя с элементами беседы.
Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» (1816–1818), принявший после утверждения своего устава наименование «Общества истинных и верных сынов отечества».
Его основателем был молодой полковник Генерального штаба А.Н. Муравьев, а членами — С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, Н.М. Муравьев, М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.И. Пущин и др. (всего 30 человек). Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства, хотя время от времени в их рядах звучали и призывы к заговору и цареубийству.
Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818–1821). Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица. Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены «Союза» более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей.
Для этого предполагалось создавать просветительские общества, издавать книги, журналы, открывать школы и т. д. Этот союз был распущен, когда стало ясно, что правительство Александра I отказалось от реформ. Они впервые задумались о военном перевороте. На это их наталкивали известия об успешных военных переворотах в странах Западной Европы, которые произвели там сторонники перемен. В 1821 -1822 гг. были созданы 2 новых общества – Южное и Северное.
4. Работа с документами в форме заседания.
– Я приглашаю вас на открытое заседание представителей Северного и Южного обществ. Исходя из необходимости переустройства России, к которому пришли представители дворян, предлагаю для обсуждения два рабочих документа.
(Инструктаж по заполнению, рабочие документы прилагаются). <Приложение>
Выступления учащихся с вариантами программ.
– Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?
5. Работа в группах.
– Составьте собственную программу переустройства современной России.
Защита программы группой. Оппонирование.
IV. Закрепление.
Выполнение индивидуальных тестовых заданий. Взаимопроверка.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание по выбору учащихся.
Ответьте письменно на один из предложенных вопросов:
- Как вы считаете, можно ли назвать этих деятелей «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от людей своего времени?
- Почему я стал членом тайного общества? (от имени одного из участников)