"Путешествие по сказкам Чуковского"

Разделы: Работа с дошкольниками


“МУХА-ЦОКОТУХА”

Конспект занятия по ФЭМП для детей среднего возраста

Задачи: учить считать в пределах 5, сравнивать две группы предметов; закреплять представления о геометрических фигурах; продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих предметов, правильно употреблять предлоги.

Ход занятия: (Работа с демонстрационным материалом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (на мольберте появляется Муха-цокотуха)

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
В гости в детский сад зашла.

Ребята, вы помните, что нашла Муха, когда по полю гуляла? А что она купила на базаре? Правильно, она купила самовар и пригласила к себе гостей на чаепитие.

Муха-Цокотуха просит вас помочь посчитать, сколько ей нужно чашек и блюдец, чтобы хватило всем жукам.

(на демонстрационное полотно воспитатель выставляет изображения насекомых и читает)

Таракан прибегал,
Все стаканы выпивал.
А букашка по три чашки
С молоком и крендельком.
Приходила к Мухе блошка,
Приносила ей сапожки.
Приходила к Мухе Бабушка – пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла.
Бабочка-красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощение

Ребята, давайте посчитаем, сколько всего гостей пришло к Мухе-Цокотухе? (5). А сколько нужно приготовить чашек?

Посмотрите, около каждого насекомого я поставлю одну чашку. Как вы думаете, сколько у нас получилось чашек? Давайте посчитаем все вместе. (считают) Молодцы!

А сколько нужно приготовить блюдец? (воспитатель приглашает по одному ребенку, каждый выставляет по одному блюдцу, считают, сравнивают количество и приходят к выводу, что и чашек и блюдец по 5, а значит, хватит всем гостям)

(работа с раздаточным материалом)

Воспитатель: Молодцы ребята, приготовили для гостей посуду, но чай лучше всего пить с печеньем или….(дети называют свои любимые лакомства). Муха-Цокотуха просит вас посчитать и приготовить нужное количество печенья, баранок и конфет для друзей. (дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, а воспитатель индивидуально закрепляет еще и форму угощений - баранки круглые, печенье квадратное, конфеты прямоугольные).

Молодцы, ребята, вы настоящие помощники. Посмотрите, что случилось дальше:

Вдруг какой-то старичок паучок
Нашу Муху в уголок поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить! (воспитатель показывает паука)

Давайте мы с вами поиграем. Скажите, что сделали гости Мухи-Цокотухи, когда пришел паук? (спрятались) . Предлагаю вам стать разными насекомыми (одевают маски) и спрятаться в группе. (дети прячутся, а воспитатель читает строчки из сказки)

Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися.

Вот так! Все гости спрятались. Ира ты кто? (бабочка) Где ты спряталась?... А Сережа? ….

Да, ребята, в сказке друзья Муху-Цокотуху оставили одну. Они хорошо поступили?.. А кто помог Мухе?....(выставляет на мольберт комарика)

Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик.
Очень быстро на лету
Муху выручает! Ура! (хлопают в ладоши)

Вот обрадовались мошки,
Заплясали во все ножки
(воспитатель берет барабан)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром.
Давайте все вместе так же хлопнем в ладоши – бом, бом, бом, бом.
Посмотрите это Клоп.
Сапогами топ-топ
(дети 2раза топают)
А Кузнечик, а Кузнечик
Ну, совсем как человечек
Прыг – прыг – прыг!
(дети 3 раза прыгают)
Козявочки с мотыльками,
Букашечки с червяками
(дети встают парами)
Быстро ножку на носок,
А потом на каблучок.
Закружилась мошкара,
Веселится до утра!
Нынче Муха- Цокотуха
Именинница!

“ПОМОЖЕМ АЙБОЛИТУ”

Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы

Задачи: Учить считать в пределах 7.Формировать представления о равенстве групп предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Ход занятия

Воспитатель (обращает внимание детей на телеграмму, лежащую на столе)

К нам в детский сад шакал
На кобыле прискакал.
Дал нам телеграмму
От Гиппопотама!

Читаем телеграмму: “Помогите дети доктору скорей! И спасите дети наших малышей!”

Воспитатель. Ребята, кто догадался, какому доктору нужна помощь? (Ответы детей)

Откуда пришла эта телеграмма? (Ответы детей)

А вы знаете, какие животные живут в этой стране? (Ответы детей)

(Воспитатель выставляет на наборное полотно иллюстрации животных жарких стран-6 картинок)

Воспитатель. Посмотрите, все эти мамы просят доктора Айболита вылечить их детей. Сколько их? (Дети считают до 6). Каким числом мы можем обозначить это количество?

Воспитатель. Кажется, еще у кого-то заболели дети. Слышите плач? (выставляет картинку еще одного животного). Сколько теперь мам ждут помощи доктора? (Дети считают до 7). Каким числом мы обозначим это количество животных? (Ответы детей). Как получилось число 7? Ребята, животных, ожидающих помощи стало больше или меньше? Какое число больше 6 или 7? На сколько?

Воспитатель. С каждым днем больных зверей становится все больше.

И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.

И у каждого есть детеныши. А вы знаете, как они называются?

Дидактическая игра “Назови детеныша”.

Воспитатель. Посмотрите, сколько больных тигрят, львят, страусят ждут лекарства. (Воспитатель раздает карточки с двумя полосами и фишки-зверята.)

Воспитатель. Кто хочет помогать львятам? Тигрятам? Страусятам? (Дети делятся парами) А каким лекарством лечит зверей добрый доктор Айболит? (Ответы детей). А где можно купить гоголь-моголь? (Ответы детей). Воспитатель предлагает детям поиграть в “Аптеку”. Для этого детям в паре нужно договориться, кто будет аптекарем, а кто продавцом. Покупатель считает фишки и просит аптекаря продать столько же гоголя-моголя. Затем дети вместе проверяют правильно ли они купили лекарство (раскладывают фишки-заместители на двухполосной карточке).

Воспитатель. Молодцы! Теперь у нас есть нужное количество лекарства для больных зверят, и мы можем отправляться в Африку.

“Ой-ой-ой!” - шакал завыл.
“Я дорогу позабыл!
Что мне делать, вот напасть
Как мне в Африку попасть?”

Воспитатель. Ребята, а вы помните, как Айболит добирался до Африки? (Ответы детей). Давайте составим карту. (Детям раздаются листы бумаги и карточки с обозначением леса, моря, гор, Африки и детского сада)

Воспитатель. Наш детский сад находится посредине карты, лес в нижнем левом углу, и так далее. (Дети составляют карту. После выполнения задания воспитатель уточняет: “Где находится море? Горы? Лес?)

Воспитатель. Молодцы ребята! Теперь по карте мы можем отправляться в Африку. На ком бы вы хотели путешествовать? (На волке? Ките? Орле?). Каждый ребенок показывает- на ком бы он путешествовал, имитируя движения животных. Остальные ребята отгадывают.

Воспитатель. Отгадайте, на каком животном мы отправимся в Африку.

И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели… .

Дидактическая игра “Танграм”. Дети работают парами, рассматривают картинку с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников. Затем делят набор геометрических фигур на две группы: треугольники и четырехугольники. Затем выкладывают из треугольников и четырехугольников изображение птицы.

Воспитатель. Теперь берите с собой гоголь-моголь, садитесь на птиц и отправляйтесь в далекую Африку! (Дети изображают полет и “прилетают” в Африку, где их “ встречают” больные зверята- игрушки)

Воспитатель. Срочно приступайте к лечению. Лекарства хватит каждому больному (Дети играют в сюжетную игру “Больница”)

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПО СКАЗКЕ “ТЕЛЕФОН”

В зале стоит стол с портретом Корнея Чуковского и телефон. С другой стороны зала дерево и еще один телефон

Выходит ведущий:

- Здравствуйте, ребята, сегодня день рождения Корнея Ивановича Чуковского. Вы знаете кто это? Да, К.И Чуковский - детский писатель. Он написал очень много прекрасных стихов и сказок для детей. Я уверена, что вы все их знаете и любите. Давайте устроим соревнование - вы по очереди будете перечислять стихи или сказки любимого автора и тот, кто будет последний, тот и победит.

проводится игра на знание произведений К.И.Чуковского

Молодцы, ребята! Я очень рада, что вы знаете много стихов и сказок , и сегодня мы с вами поиграем в одну из них. (раздается звонок телефона)

- У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
- Слон. (появляется слон)
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.
-А много ли прислать?
-Да пудов этак 5 или 6,
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький.
- Мне не жалко шоколада,
Только есть его не надо.
От шоколада зубы болят
И у ребят и у слонят.
Мы пришлем вам фруктов и овощей,
Сварите слоненку вкусных щей!
- Хорошо! Ждем вашу посылку.

игра-соревнование в командах “ Перенеси овощи и фрукты”

(раздается звонок телефона, выходит крокодил)

- А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший
Пришли мне калоши,
И мне и жене и Тотоше.
- Постой, не тебе ли на прошлой неделе
Я выслал две пары отличных калош?
- Ах, те что ты выслал на прошлой неделе
Мы давно уже съели, и ждем -не дождемся
Когда же ты снова пришлешь
Дюжину новых и сладких калош.
- Ой, Крокодил, мой хороший,
Зачем есть калоши?
С ними весело можно играть-
Бегать, прыгать, скакать.
Ты иди, Крокодил, поскорей
Приглашай на игру всех детей.

игра-соревнование “ Бег в одной калоше”

(звонок, выходит медведь)

- А теперь позвонил медведь,
Да как начал, как начал реветь.
Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите
- У-у-у-у-у!
- Но, он только му да му, а что к чему не пойму.
Лучше, Мишенька, к нам приходи,
На пенечке у нас посиди,
А ребята расскажут стихи.

стихи и отрывки из сказок К.И.Чуковского

- А потом позвонили зайчатки:
-Нельзя ли прислать перчатки?
- Нет, перчатки не можем прислать.
Приходите к нам в зал поиграть.
Мы дадим вам, зайчата, морковки,
Посмотрим, какие вы ловкие.
- Вот спасибо, мы любим морковки,
Всем покажем, какие мы ловкие.
Мы не будем морковки съедать,
Мы с морковками будем играть.

игра “ Кто быстрее возьмет морковку”

-А потом позвонила свинья:
- Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоем с соловьем
Чудесную песню споем.
- Нет! Соловей не поет для свиней,
Позови-ка ты лучше ворону.
А вообще – то, хрюшенька, слушай
Как поют наши дети, послушай.
- Ну-ка, спойте-ка песню мою.
Я послушаю и подпою.
Мне сегодня как раз день рождения,
Спойте песню, про мой день варенья.

песня “Каравай”

- А потом позвонила мартышка:
- Пришлите, пожалуйста, книжки.
- Ты что их будешь читать?
- Нет, мне нравиться книжки рвать.
- Ой, мартышка, какая глупышка,
Не дадим мы тебе книжки.
Вон лучше детей позови,
“Буги-вуги” с ними спляши.

танец “Буги-вуги”

- А недавно газель позвонила и запела:
-Не уже ли, в самом деле
Все качели погорели?
- Ах, в уме ли вы газели,
Не сгорели карусели.
Вы б газели не галдели,
А пошли бы и сели
На качели карусели.
- Очень рада я с детишками играть,
На качели-карусели покатать.

игра “Карусель”

И такая дребедень целый день, целый день!
Я три ночи не спал, я устал.
Но только я лег - звонок (выходит бегемот)
- Что такое, какая беда,
Зачем бежать и куда?
В чем дело? Спасать? Кого? Бегемота?
Что? Бегемот провалился в болото?
Вот это да! И ни туда - ни сюда?
Ладно, ладно, бегу, бегу, если смогу помогу!
Ох! Нелегкая эта работа-
Из болота тащить бегемота.

дети выходят и тянут канатом “бегемота”

- Вот и сказочке конец.
Кто участвовал, тот молодец!
Вам понравилось в сказку играть? (да)
Значит, встретимся с вами опять!