Классный час в 5-м классе по теме "Моя семья: за что я её люблю"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

1) Познакомить учащихся с понятием “семья” как понятием многоплановым, многообразным; познакомить с символикой страны.

2) Развивать речь, логическое мышление, внимание, творческие способности.

3) Воспитывать чуткое, ласковое, заботливое отношение к самым близким людям – своей семье; чувство семейной сплочённости, учить детей любить свою семью; воспитывать чувства гражданства.

Ход урока

1) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Как хорошо, что мы сегодня здесь собрались. Мы узнаем с вами, что включает в себя понятие “семья”, поговорим о том, за что мы любим свою семью, почему говорят “Крепка семья - крепка Россия. Недаром поётся в песне “Родительский дом, начало начал”.

(Звучит фонограмма).

2) ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

Ученик № 1

Мне послана судьбой моя семья,
Она даёт мне теплоту, участье …

Без них мне просто невозможно жить!
Они со мной – дом радостью сверкает,
Я буду жизнь всегда за то любить,
Что мне награда – их любовь большая!
Т.Лаврова.

Ученик № 2

Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это мама, папа, дедушка и бабушка …Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции .

Ученик № 3

А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения. В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. “ Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?” - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и терпеливо стал писать на нём одно и тоже слово – “понимание”, - пока не написал его 100 раз.

“Так вот из чего вырастают любовь и дружба в семье! Из желания понять, а не осудить друг друга!” - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Учитель как итог вывешивает на доску слово ПОНИМАНИЕ.

3) БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ:

- Как вы думаете, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, отшлёпать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Но он никогда не позволял себе и слова, произнесённого от неспокойного и злого сердца.

- Какими же чертами характера обладал этот человек, ведь именно за это и любили его близкие?

(МУЖЕСТВО, ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ) – вывешивается на доску.

4) ГРУППОВАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ:

- Подумайте и напишите, чего ждёт от своих родных современный человек, возвращаясь каждый вечер после тяжёлого рабочего дня домой? ( доброты и милосердия).

Делается вывод о том, что во все времена ценятся одни и те же нравственные понятия, это доброта и милосердие, которые мы ищем в своих родных и близких, и любим их за это.

Учитель: Роль семьи, её значение для каждого человека отражены в мудрости народной, примером которой являются пословицы и поговорки.

- Воспроизвести первоначальный вид пословиц (они разрезаны на части). По 3 пословице каждой группе:

Вся семья в сборе, (и душа на месте).
На что клад, (когда в семье лад).
Согласную семью (и горе не берёт).
Не будет добра, (коли в семье вражда).
Семья сильна, (когда над ней крыша одна).
В семье разлад, (так и дому не рад).
Семья в куче – (не страшна и туча).
Семья без детей (что цветок без запаха).
Семья вместе – (душа на месте).
Без матери (дети – сироты).
При солнышке тепло, (при матери добро).
В гостях хорошо, (а дома лучше).
Любовь братская (крепче каменных стен).
Мой дом – (моя крепость).
Не красна изба углами, (а красна пирогами).

5) РАЗГОВОР О МАТЕРИ

- Как вы думаете, какое слово наиболее часто встречается в нашей повседневной речи? Это же слово – ваше первое слово в жизни.

Правильно, это слово “мама”.

Учитель: Действительно, слово “мать” - одно из главнейших в русском языке. В сборнике пословиц В.И.Даля оно встречается, наверное, тысячу раз или больше.

Да оно и в русской литературе главное… У писателя М.Горького даже роман такой был “Мать”.

Настоящим гимном матери и женщине является стихотворение Константина Бальмонта

Ученик № 4

Константин Бальмонт “Женщина”
Женщина- с нами, когда мы рождаемся,
Женщина- с нами в последний наш час,
Женщина- знамя, когда мы сражаемся,
Женщина- радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюблённость и счастье,
В лучшем стремлении - первый привет,
В битве за право – огонь соучастья,
Женщина – музыка. Женщина – свет.

- Выполните задания в группах: Прочитайте выразительно высказывания писателей, философов о матери.

1. Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать.

А.Г. Алексин.

2. Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери.

Ю.Я. Яковлев

3. Горжусь … что имел подобную мать, ни о чём и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не светло, как о ней.

И.А. Гончаров

4. Наша мать, Евгения Яковлевна, в отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она обладала поэтической натурой … На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью.

М.П. Чехова

5. Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости…

В.М. Шукшин

6) ИНТЕРВЬЮ О МАМЕ:

Один из учащихся берёт интервью у представителя каждой из групп на тему “За что я люблю свою маму “ . Примерные ответы учащихся могут быть таковы:

-Мама очень красивая, добрая, умная, обаятельная. Я очень люблю свою маму за то, что она подарила мне жизнь.

-Моя мама очень хорошая, но иногда злится на меня, но мы всё равно находим общий язык. Мама всегда мне поможет в трудную минуту. Я очень люблю свою маму.

-Мама-сердце моё. Мама за мной ухаживала, когда я был маленьким. Я вырос и тоже теперь помогаю ей. Она мной довольна. Мама-самый-самый лучший друг.

7) ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ РОДИНА –МАТЬ:

-Как вы думаете, ребята, а кто является для нас всех общей матерью? Образу этой женщины посвящён огромный монумент в городе Волгограде.

- Выполните задание в группах : Расположите понятия “Родина”, “Страна”, “Семья” по степени значимости для себя, используя круги разного диаметра.

Анализируя работы учащихся, надо отметить, что в определённые моменты истории понятие “РОДИНА” часто выходило на первый план и занимало умы и сердца людей. Так было, например, в годы Великой Отечественной войны.

-За что мы любим нашу огромную семью, нашу Родину?(за её силу, богатство, красоту, величие, за гениев, которых она подарила всему миру).

-Как называют людей, горячо и преданно любящих свою отчизну? (патриоты)

-Назовите известные вам символы государства, которые отражают его мощь и величие. (Герб, гимн, флаг)

8) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

-О чём вы узнали сегодня на уроке?

-Какие понятия входят в слово “СЕМЬЯ”?

-За что мы любим свою семью?

9) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (звучит стихотворение учащегося):

Семья - людей святой оплот,
Надежду жить она даёт,
Даёт простор, даёт тепло,
Проблемам и беде назло.
Семья даёт поддержку нам,
С ней всё по силам, по зубам,
Всё по плечу и по судьбе-
Семья, святой поклон тебе!

Даёт простор, даёт тепло,
Проблемам и беде назло.
Семья даёт поддержку нам,
С ней всё по силам, по зубам,
Всё по плечу и по судьбе-
Семья, святой поклон тебе!