Урок русского языка в 1-м классе "Сочетание жи–ши"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с правилом написания сочетания жи-ши;  
  • учить писать слова с сочетанием жи-ши;
  • развивать орфографическую зоркость, мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики;
  • развивать речь, внимание, мышление, самостоятельность;
  • воспитывать организованность, умение работать сообща.

ХОД УРОКА

Оргмомент

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера.

– Начинаем наш урок русского языка с логической задачи.

Учитель: Ежи и мыши решили подружиться и купили друг другу подарки: калоши и лыжи. Мыши купили ежам калоши. А что подарили ежи?

Ученик: Ежи и мыши решили подружиться и купили друг другу подарки: калоши и лыжи. Мыши купили ежам калоши. Значит, ежи подарили мышам лыжи.

Учитель: Установите, какие буквосочетания имеются в названиях животных и подарках?

Ученик: В названиях животных и подарках имеются буквосочетания жи-ши.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученик: Темы урока русского языка «Сочетания жи-ши».

Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте цели, используя опорные слова, расположенные на доске.

На доске слова:

познакомиться…
учиться…

Ученик: Цель урока познакомиться с правилом  написания сочетания жи-ши; учиться писать слова с сочетаниями жи-ши.

Учитель: Тема урока обозначена, цели поставлены, приступаем к их реализации. Работу начнем с минутки чистописания

Учитель: Буква, с которой мы будем работать на минутке чистописания, находится в одном из слов логической задачи, которая является названием животного и обозначает: согласный, звонкий парный, твердый непарный звук. Какая это буква, и в каком слове она находится?

Ученик: На чистописании  будем писать букву Ж, так как она в логической задаче находится в слове ежи, обозначает согласный, звонкий перный, твердый непраный звук.
Далее идет работа над отработкой правильного написания буквы.

Учитель: Составьте цепочку из букв Ж и других изученных букв

(Учащиеся предлагают несколько вариантов цепочек, а тетрадь записывают не менее 2 вариантов)

Учитель: Продолжим работу над темой урока. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадаете и запомните отгадки в том порядке, в котором они прозвут.

Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим.
Уж такой у нас режим.                                Лыжи

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.                                  Ёжик

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын …                                      Жираф

Что за маленький народ?
Кошке спать он не даёт,
В кладовой шныряет,
Крупу собирает.                                           Мыши

Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Дождь идёт – у нас работа:
Топать – шлепать по болотам.                    Галоши

Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в …                    Кувшин

Учитель: Назовите отгадки в том порядке, в котором они прозвучали.

(Заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Посмотрите на доску.

На доске запись (слова записаны в два столбика)

лыжи                         мыши
ёжик                          галоши
жираф                       кувшин

Учитель:Прочитайте слова первого столбика.
– Какое буквосочетание одинаковое вы заметили в этих словах?

Ученик: В словах первого столбика одинаковое буквосочетание ЖИ

Учитель: Прочитайте слова второго столбика.
– Какое одинаковое буквосочетание  в этом столбике ?

Ученик: В словах второго столбика одинаковое буквосочетание ШИ

Учитель: Произнесите эти сочетания и сформулируйте правило.

Ученик: Сочетание ЖИ-ШИ пишется с буквой И.

Учитель: Как вы думаете, почему так повелось в русском языке – писать ЖИ – ШИ с буквой И, а не с Ы, как нам слышится?

(Учитель читает сказку про буквы Ж и Ш )

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученик: Сочетания ЖИ-ШИ всегда пишем с буквой

Учитель: А сейчас проведем физкультминутку и еще раз повторим правило. Если в слове вы услышите буквосочетание ЖИ – наклоны туловища, если ШИ – приседание. Будьте внимательны.

Кто поработал – едой себя тешит.
Кто не работал – затылок чешет.
Только трудом держится дом.
Поработай с душой – станут любоваться.
Поработай без души – станут насмехаться.
У лентяя подол горит, а он греется лежит.
Покажи себя в работе – будешь в почете.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Учитель: Продолжим работу по теме урока. У каждого на столе лежат карточки. Посмотрите на данную запись и сформулируйте задание.

Ученик: Нужно составить как можно больше слов с тем сочетанием , которое дано в центре.

Проверяется выполнение задания учащимися и полученные слова записываются в тетрадь по вариантам.

Учитель: Посмотрите на доску.

На доске  слоги:    НА     МА

– Добавьте к этим двум слогам еще один слог по теме урока и у вас получится новое словарное слово.

Ученик: Если к двум слогам добавим слог  ШИ, то получим слово МАШИНА.

Учитель: Что оно обозначает?

(Заслушиваются высказывания учащихся)

Учитель: Слово « машина» пришло к нам из французского языка. Машина – механическое устройство, которое движется или совершает какую-нибудь работу.

Машина любит ласку, чистоту и смазку.
Где много говорят, там машины стоят.

Учитель: Составьте предложение, используя слово из словаря.

Учитель: Вспомните названные предложения и запишите в тетрадь только то, в котором словарное слово « машина» стоит  на  втором месте.

Учитель: Прочитайте слова каждого столбика. Подберите подходящее по смыслу слово:

летучие                      ландыши
душистые                   ежи
колючие                     мыши
густые                        стрижи
проворные                камыши

Запись в тетрадь слов с сочетанием ЖИ – ШИ, закрыв второй столбик. Выделить изученную орфограмму.

(Взаимопроверка выполненной работы)

Учитель: Подошел к концу урок. Пора подвести итоги.

– С каким правилом сегодня познакомились?

Рефлексия

– Устроились поудобнее, положите головку, закройте глазки и послушайте небольшой рассказ.

Наступает весна. Природа просыпается после длинного сна. Не по-весеннему голубое, чаще светит яркое солнышко. Бегут по дорожкам ручейки. Весело начинают щебетать птицы. Радостно на земле и на небе, в сердце человека.
А все дети любят запускать кораблики по воде. И сегодня мы сделаем тоже самое. Те, кому было комфортно и хорошо на уроке, кто всё понял – запустит на наш ручеек – розовый кораблик.