Цели:
- Установить взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, учиться анализировать задачи, применяя знания о взаимосвязи между величинами;
- Совершенствовать умения решать задачи на движение по данным, записанным в таблице;
- Способствовать развитию творчества детей, логики.
Оборудование:
- тетради, ручки;
- карточки с заданиями по вариантам;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересная и разноплановая работа.
Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтеньем:
Математика нужна
Всем без исключения!
2. Актуализация знаний о формуле пути:
– Напомните, пожалуйста, формулу пути
S = u * t
– Запишите ее в тетрадь.
– Что обозначает буква S? (Расстояние.)
– Что обозначает буква t? (Время.)
– Как найти скорость, зная расстояние и время?
u = S : t
– Запишите в тетрадь.
– Как найти время, зная расстояние и скорость?
t = S : u
– Запишите в тетрадь. Сегодня вам эти формулы будут очень нужны.
1. Решение задач, составленных детьми:
– Решаем задачи, которые вы составляли на прошлом уроке.
– Задачу для I ряда читает Валерия.
(Задачи появляются друг за другом на экране.)
- Задача:
Кит проплыл 14 км за 2 часа. Сколько км он проплывет за 1 час, за 3 часа, за 8 часов?
– Записывайте в тетради только ответы в столбик.
– Задачу для II ряда читает Олег:
- Задача:
Сорока летит со скоростью 52 км/ч. Какое расстояние пролетит сорока за два часа, за 3 часа, за 5 часов?
– Записывайте в тетради только ответы в столбик.
– Задачу для III ряда читает Даша.
- Задача:
Уж проплыл 50 дм за 5 секунд. Сколько дм он проплывает за 1 секунду, за 12 секунд, за 30 секунд?
– Записывайте в тетради только ответы в столбик.
– Проверим ваши ответы. Зачитайте их, пожалуйста (фронтальный опрос).
I ряд
7
21
42
II ряд
104
156
260
III ряд
10
120
300
(После зачитывания ответов на экране появляется запись.)
– А теперь каждый сложите ваши числа в столбиках и найдите результаты.
(На экране появляется запись.)
– Молодцы! Оцените свою работу значком + или – на полях.
– Найдите значение выражения.
(На экране появляется запись.)
– Какой получится результат? (Пять.)
(На экране появляется красная пятерка.)
– Я желаю всем сегодня работать с радостью, с удовольствием, тогда и результат вашей работы будет оценен высоким балом.
3. Исправление задач с недостающими данными и их решение.
– Я прочла все ваши задачи очень внимательно, были среди них и такие:
1 задача:
Орел пролетел 320 км. Сколько часов он летел?
– Это задача? (Еще нет.)
– Что не верно? (Не хватает данных.)
– Каких? (Скорости.)
– Исправьте задачу, используя таблицу.
(На экране появляется таблица “Скорости полета птиц”.)
Ученики: “Орел пролетел 320 км. Скорость полета птицы 160 км. Сколько часов он летел?
– Что нужно найти? (Время.)
– Запишите решение и ответ: 320 : 160 = 2 часа.
– Прочтите решение.
2 задача:
“Стриж летит со скоростью 108 км/ч. Сколько км он пролетит за 1 час?”
– Это задача? (Нет.)
– Что не так? (Время.)
– Составьте правильную задачу.
Ученики: “Стриж летит со скоростью 108 км/ч. Сколько км он пролетит за 5 часов?”
– Что нужно найти? (Расстояние.)
– Запишите решение и ответ: 105 * 5 = 540км
– Прочтите решение.
3 задача:
“Утка летела 10 часов. С какой скоростью летела утка?”
– Получилась задача? (Нет)
– Чего не хватает? (Расстояния)
– Исправьте текст, используя таблицу. (Скорость утки 96 км/ч. 96 *
10 = 960 км.)
СКОРОСТЬ ПОЛЕТА ПТИЦ
Вальдшнеп | 26 км/ч | Стриж | 108 км/ч |
Ворон | 38 км/ч | Голубь | 62 км/ч |
Зимородок | 57 км/ч | Лебедь | 88 км/ч |
Щегол | 28 км/ч | Сокол | 99 км/ч |
Чайка | 49 км/ч | Орел | 160 км/ч |
Сорока | 56 км/ч | Ястреб-перепелятник | 40 км/ч |
Грач | 72 км/ч | Утка | 96 км/ч |
– Скорость утки 96 км. Сколько пролетит утка за 10 часов? (960км)
Ученики: “Утка пролетела 960 км за 10 часов. С какой скоростью летела утка?
– Что надо найти? (Скорость.)
– Напишите решение и ответ: 960 : 10 = 96 км/ч.
– Прочтите решение.
– Если вы записали это задание чисто, аккуратно и правильно поставьте на полях
+, если нет –.
4. Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа.
– А теперь зная взаимосвязь между расстоянием, скоростью и временем заполните таблицы, которые у вас на партах.
I вариант
S | U | t |
60 км | ? | 3 ч |
? | 9 м/мин | 40 мин |
75 дм | 3 дм/с | ? |
? | 5 м/с | 9 с |
48 км | ? | 6 ч |
21 км | 7 м/мин | ? |
II вариант
S | U | t |
48 м | 8 м/мин | ? |
540 дм | ? | 18 с |
? | 64 км | 4 с |
320 | ? | 80 ч |
180 м | 9 м/мин | ? |
? | 60 м/с | 50 с |
– Поменяйтесь карточками и проверьте работу своего товарища. + или –.
(На экране запись со вставленными числами.)
S | U | t |
60 км | 20 км/ч | 3 ч |
360 м | 9 м/мин | 40 мин |
75 дм | 3 дм/с | 25 с |
45 м | 5 м/с | 9 с |
48 км | 8 км/ч | 6 ч |
21 км | 7 м/мин | 3 мин |
S | U | t |
48 м | 8 м/мин | 6 мин |
540 дм | 30 дм/с | 18 с |
256 км | 64 км/ч | 4 ч |
320 км | 4 км/ч | 80 ч |
180 м | 9 м/мин | 20 мин |
3000 м | 60 м/с | 50 с |
5. Подведение итогов урока.
– Чем заинтересовал вас урок? Что новое вы узнали?
– Выполнение каких заданий вызывало у вас затруднение? Почему? С чем это
связано?
– Достигли мы целей нашего урока?
6. Домашнее задание:
- с. 61, № 9, 13;
- Творческого характера – по желанию составить задачу на движение применяя знания о взаимосвязи между величинами.
7. Оценивание обучающихся:
– А теперь еще раз посмотрите оценки на полях.
– Какая поговорка для вас больше подходит?
На доске поговорки:
- Терпение дает умение!
- Это успех!
- Не будь тороплив, а будь терпелив!
- Нерадивый дважды дело делает.
- Перо пишет, а ум водит.
- Захотел – сделал!
– Отметьте на полях тетради цифру поговорки.
Спасибо за урок. До свидания.