Урок краеведения в 4-м классе "Многонациональная Кубань"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цели:

  • Формировать представление о культурах народов, проживающих на территории Краснодарского края.
  • Воспитывать интерес и уважение к народным культурам.
  • Развивать интерес к изучению истории родного края.

Оборудование: мультимедийный проектор, информационные листы для работы в группах или в парах, раздаточный материал для практической работы в группах, фотографии мальчиков (казак и адыг)

Ход урока

1. Организационный момент.

Настроение у нас чудесное!
Ждут задания вас интересные!
На уроке всегда будь внимательный!
И урок выйдет весь замечательный!

2. Актуализация знаний.

Хочу познакомить вас с мальчиками Аскером и Степаном, у которых проблема во взаимоотношениях.

(Стихи Л.Н.Погореловой)

Мы поссорились с соседом!
Он - адыг, а я - казак!
Обсуждаю ссору с дедом,
Говорит он: "Всё не так!"
Слишком разные мы всё же,
Даже внешне не похожи!
Прекратилась дружба в миг!
Я ж - казак, а он - адыг!
Отчего ж я нос повесил?
Почему сосед не весел?
Кто ж он, друг мне или враг?
Что мы делаем не так?

- Объясните, какая проблема у мальчика? (Поссорился с соседом)

- Чем он пытается объяснить себе и деду причину непонимания друг друга? (Принадлежат разным народам)

- Определите тему урока (Многонациональная Кубань) Слайд №1 по щелчку.

Все мы разные, нас очень много, как колосков на этом хлебном поле. Несмотря на единую природу человечества, люди отличаются друг от друга и внешностью, и разной культурой:

Разве причина ссоры в том, что они внешне не похожи? (Причина может быть в характере, в обычаях:)\

- Оба друга невеселы. Что же надо изучать ребятам, чтобы лучше понимать людей других народов?

Чтобы народы с уважением относились друг к другу, они должны знать и уважать не только свои обычаи и традиции, но и соседних народов.

3. Беседа по теме.

Знаете ли вы, сколько национальностей насчитывается в нашем крае?

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории нашего края проживают представители 124 национальностей.

(Н.И.Бондарь, С. А Жиганова "Фольклор и этнография Кубани": Традиция, 2009г.)

Слайд №2

Люди не живут на земле изолированно друг от друга. С давних пор они торговали друг с другом, перенимали друг у друга то, что считали полезным для себя и своего народа, учились друг у друга ремёслам. Невозможно за урок поговорить обо всех народах. Остановимся пока на нескольких: кубанском казачестве, которое сформировалось на основе слияния русской и украинской культур, армянах и адыгейцах. Что общего может быть у таких разных народов? (знают или не знают).

Где человек может найти нужную информацию? (библиотека, справочник, спросить у представителей национальностей, Интернет:)

4. Изучение новой темы. У разных народов есть свои традиции. Познакомимся с некоторыми из них. Предлагаю поработать в парах, изучив информационный лист. У каждого ряда - свой номер листа.

Слайд №3

Кубанские казаки переняли у адыгейцев удобную одежду: бешмет, черкеску, папаху, бурку, пояс с кинжалом, газыри, башлык. Современные люди не носят каждый день национальные одежды, но и сейчас у многих народов сильны старые традиции. О них мы и поговорим.

5. Отношение к старшим.

- Кто готов рассказать, каково же было отношение у разных народов к старшим? /Выступления учащихся из каждого ряда/

6. Приглашаю вас на виртуальную экскурсию. Мы побываем в гостях в адыгейском ауле. Адыгейская песня. Слайд №4

(Учащиеся просматривают информационные листы о гостеприимстве изучаемых народов). Работа в парах строго по заданиям.

- Как же встречали гостя горцы? Выберите в предложенной информации самое главное.

- Чем угощали гостей? Какая традиционная пища была у горцев? /Выступление учащихся/

Адыги - этническая общность, которая включает адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Они были великолепными животноводами, занимались скотоводством, выращивали прекрасных лошадей, обучали их, занимались ремеслами. Женщины занимались вязанием, изготовлением одежды, украшением серебряными и золотыми нитями своих изделий. Мужчины делали изделия из кожи, металла, славились адыгейские шашки и великолепная резьба на рукоятях этих изделий.

Слайд №5. Какую информацию вы узнали об отношении адыгов к своему оружию? /Выступление учащихся 1 ряда/

Чтение стихотворения с обсуждением прочитанного /фронтальная работа/

Гошнау Самогова "У адыгов обычай такой"

Если где-то в кругу молодых,
Держит речь седовласый адыг.
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть.
Уважай его возраст седой,
У адыгов обычай такой!

Если гость постучит у двери -
Гостю сердце своё отвори.
И полдома на время отдай,
И четлибжем его угощай!
И пои ключевою водой -
У адыгов обычай такой!

Если строишь ты заново дом,
Весь аул помогает трудом.
Ты один не поднимешь бревно,
А для всех, как пушинка,оно.
Встанет радостным дом над рекой -
У адыгов обычай такой!

Если дочь родилась или сын.
Нашей славной страны гражданин.
Ты к груди его нежно прижми,
А в саду деревцо посади.
В честь того, кто нарушил покой.
У адыгов обычай такой!

- Расскажите, какие традиции адыгов сохранились и передаются из поколения в поколение.

- Уважение к старшим;

- Гостеприимство;

- Взаимопомощь (в строительстве дома, в беде и в радости);

- Садили деревья при рождении ребёнка.

7. А теперь отправимся в казачью станицу. Кубанское казачество сформировалось на основе слияния русской и украинской культур, В казачьей станице готовятся к празднику.

Слайд №6. Казачья песня. /Физминутка/

- Какую информацию вы получили о гостеприимстве казаков? /Выступление учащихся 2 ряда/

Практическое задание "Сварим борщ для гостей"

- Поможем хозяйке приготовить борщ. Работа в группах. Каждая группа получает конверты с набором "овощей" и заданием: отобрать только необходимые овощи. Проверим, те ли овощи приготовили ребята! Слайд №7.

- Чем ещё угощали гостей кубанские казаки? Какова была их традиционная пища?

- Поблагодарим радушную хозяйку. А какая пословица есть у казаков о хозяйке дома?

"Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом - сирота".

- Пока мы пробовали борщ, к хозяину казаку зашёл его кунак - адыгский побратим, товарищ. Поинтересуемся, как относятся к женщине горцы? /Выступление учащихся 1 ряда/

- Казаки всегда были воинами, а по праздникам они устраивали показательные джигитовки, стрельбу, рубку лозы, скачки. У какого народа они переняли эту традицию? (У адыгов)

- А как кубанские казаки относились к оружию? /Выступление учащихся 2 ряда/

- В прошлом у казаков считалось за позор покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передавался по наследству, или в качестве подарка, или добывался в бою.

8. Пришло время заглянуть в армянский аул.

Армянская музыка. Слайд №8

Среди западных адыгов проживали поселения черкесских армян - черкесогаев. По преданию, первыми переселенцами были армянские воины. В 11-12 веках они заняли высокое положение среди местного населения, женились на черкешенках. Группа пополнялась переселенцами из Крыма. Многие традиции адыгов проникли в культуру армян - черкесогаев.

- Что вы можете рассказать о национальной одежде армян?

- Каковы были традиции армянского населения?

- Чем угостят в армянской семье? /Выступление учащихся 3 ряда/

- С конца 18 века черносогаи переселялись на русские территории: в станицы Гривенскую, Переяславскую, позже в Новороссийск, Екатеринодар. Основная часть переселенцев образовала в 1839г. армянский аул, который стал именоваться Армавиром. К концу 19 века Армавир стал одним из главных промышленных и торговых центров на Северном Кавказе.

- Заглянем в торговую лавку, в которой хозяин торгует товарами армянских мастеров. Мастера-оружейники изготавливали прекрасное оружие, ювелирные украшения, женщины мастерицы изготавливали редкой красоты ковры. Поможем армянским мастерицам починить коврики.

Групповая игра "Собери пазлы". Каждый ряд собирает из пазлов свой коврик за определённое время.

- Что интересного вы узнали о воспитании детей у этих народов?

- Какой обычай в воспитании и обучении детей существовал у горцев? (аталычество)

- Что общего можно отметить в воспитании детей у казаков? (крёстные)

9. Слайд № 9. Полученные на уроке знания позволят вам разгадать кроссворд:

  1. Распорядитель застолья у кавказских народов (тамада).
  2. Карманы для патронов, сделанные из кожи (газыри).
  3. Друг, побратим у народов Кавказа (кунак).
  4. Оружие, которое казак добывал в бою (кинжал).
  5. Верхняя тёплая одежда наездника, при необходимости служила постелью (бурка).
  6. Воспитатель чужого ребёнка до совершеннолетия у горцев (аталык).

Определите ключевое слово, расположенное по вертикали (дружба).

/Ответы проверяются по щелчку мыши/

10. Подведение итогов. Слайд № 10.

Чем общего у разных народов? (традиции, обычаи)

А раз культуры народов имеют много общего, есть ли смысл ссориться?

Что показалось самым необычным, удивительным, неожиданным? Вы убедились, что у наших народов есть много общего. Тесное соседство сближало народы. "Невозможно не оценить мудрость наших прадедов, которые даже в обстановке военного времени умели находить общий язык и ценить чужую культуру и обычаи", - пишет современный историк. Что нас объединяет в наши дни?

Наша Родина. Кубанская земля стала для всех нас родным домом. В тяжёлые времена все народы объединяли свои силы. Так было, когда люди всех национальностей помогали армянскому населению, пострадавшему во время сильнейшего землетрясения. Так было во время страшных наводнений на Кубани, когда целые посёлки оставались без имущества. И во время Великой Отечественной войны за мирную жизнь с врагом рядом воевали люди разных национальностей. В заключение урока мне хочется прочитать вам собственное стихотворение.

Пусть крепнет дружба наша на Кубани.
Счастливей будет каждого народ.
Мы на одной земле под небесами.
Мысль эту каждый пусть поймёт.
Когда все вместе - сила мы большая!
Когда все вместе - нас не победить!
Да здравствуют же все народы края!
Нам надо крепко Родину любить!
(стихи Л.Н.Погореловой)

/В течение урока, за активную работу и верные ответы ученики получали поощрительные карточки, по которым учитель оценивает их работу на уроке/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

11. Домашнее задание. Предлагаю найти информацию о представителях других национальностей нашего края. Вы можете использовать список литературы:

  1. П. Надеждин "Кавказский край. Природа и люди". Краснодар, "Традиция", 2010, с. 112 -113.
  2. "Народы России". Энциклопедия под редакцией В.А.Тишкова. Москва. Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1994г, с. 75-79, с.89-95, с. 170-173
  3. Э.А.Шеуджен "История Адыгеи". Рассказы для детей. Майкоп, 1997, с.68-71
  4. История Кубани в рассказах и иллюстрациях. ОИПЦ "Перспективы образования", 2002, с. 30 - 32.
  5. Н.И.Бондарь, С.А.Жиганова. "Фольклор и этнография Кубани": "Традиция", 2009 с. 22.
  6. Е.Г. Вакуленко "Народная культура Кубанского казачества": "Традиция", 2009.
  7. Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения под ред. В.Н.Ратушняка: ОИПЦ "Перспективы образования" Краснодар, 2004, с.108-116.