Задачи урока: актуализировать знания по теме экосистема луга; создать условия для формирования мотивации к бережному отношению к природе; создавать условия для развития коммуникативных навыков, расширять кругозор учащихся.
Оборудование:
- Учебники, справочники, энциклопедии (классные и личные);
- Гербарий растений луга, рисунки учащихся
- Мультимедиа
- Оценивание – цветочек луга.
Ход урока
1. На доске написана тема урока (слева находится коллаж “Экосистема луга”, выставка творческих работ учащихся).
Учитель: – Ребята, сегодня на уроке мы полистаем “луговые” страницы и поделимся своими чувствами и знаниями друг с другом.
За каждый правильный ответ вы получаете цветочек луга. Итак, начинаем путешествие по страницам луга.
Страница “загадочная” Загадки о жителях луга.
Ползун ползет, иголки везет. (Еж.)
Домовитая хозяйка, пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела.)
С ветки – на тропинку, с травки – на былинку, прыгает пружинка, зеленая спинка. (Комар.)
На большой цветной ковер села эскадрилья, то закроет, то раскроет расписные крылья. (Бабочки.)
Чей домишко из иголок на земле у старых елок. (Муравьи.)
8 ног и 8 рук, вышивают шелком круг, мастер в шелке знает толк, покупайте, мухи, шелк. (Паутина.)
Страница “Верно – неверно”. (Познавательная игра “Верите ли вы?)
Верите ли вы, что цветы могут показывать время?
(Верим, одуванчик раскрывается в 5–6 часов утра и закрывается в 2–3 часа дня.)
Верите ли вы, что листья клевера перед дождем раскрываются? (Нет, не верим: они перед дождем закрываются.)
Верите ли вы, что цветы перед дождем сильно пахнут? (Да, верим.)
Верите ли вы, что в природе есть хвостатая бабочка? (Да, верим, это махаон.)
Верите ли вы, что паук – это насекомое? (Нет, это паук у него 8 лап, а не 6.)
Верите ли вы, что чем больше траву вытаптываешь, тем больше она растет? (Нет, вытаптывая траву, мы вытаптываем и корни)
Страница “Внимательная”.
Учитель читает текст. Просит быть внимательными, т.к. в нем скрыты ошибки. Нужно их найти и объяснить.
Луг. Луг – это одна из природных экосистем. Луг красив, так как на нем растет много ярких цветов. Природа специально для человека постаралась создать такое чудо! Жизнь на лугу многообразна. Там можно встретить и птиц, и насекомых, и зверей. Все жители приспособлены жить на лугу, так, кузнечик зеленый, как трава, бабочки разноцветные, как цветы, а божья коровка ярко-красная, она как бы дразнит и говорит: “Попробуй, съешь меня!”. Все жители луга нужны друг другу. Так трава кормит многих животных, служит им убежищем, лисы и совы, которые заглядывают на луг, поедают мышей, чтобы сохранять равновесие на лугу. Но нам, кажется, что надо поселить постоянного хищника на лугу, так как лисы и совы не всегда там бывают. Пусть это будет дикая кошка, вот тогда луг будет существовать долго. Но самое главное на лугу – это солнце, именно оно дает тепло, свет и энергию для жизни. Человек на Земле появился гораздо позже лугов, поэтому он должен принимать луг таким, какой он есть, не устанавливать свои порядки и помогать жителям луга, чтобы они не исчезали навсегда.
(Жирным шрифтом выделены предложения с ошибками.)
Страница “ Сказочная”.
Вопросы, связанные со сказками, где есть жители луга.
В кого превратились…
Царь Гвидон, из “ Сказки о царе Салтане”, А.С.Пушкина? (В комара, муху, шмеля.)
Великан – людоед в сказке Ш. Перро “ Кот в сапогах?” (В мышь.)
Юра Баранкин и Костя Малинин из повести В.Медведева “Баранкин, будь человеком?” (В воробья, бабочку, муравья.)
Кого испугались следующие герои.
“А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок
За кусток, под мосток и молчок!” (Паука.)Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
“Ай”! – и тут же окривела. (В шмеля.)Клюв у этой птицы острый
Встрепанные перья
Где же мама? Где же сестры
Ну пропал теперь я! (В воробья.)
Игра аукцион.
Сказки, где героями являются жители луга. (Теремок, Муха – цокотуха, Доктор Айболит.)
Страница познавательная. Использование мультимедиа.
Учитель показывает на экране перевернутую иллюстрацию. По сведениям, которые зачитывает учитель, кто на картинке. Кто догадается раньше всех.
Птицы и звери не трогают его т.к. оно хорошо защищено.
Все его любят и ласково называют солнышком.
Об этот животном никто не скажет дурного слова.
Это животное грозный истребитель тлей…. Это божья коровка.
Учитель открывает иллюстрацию на экране с изображением божьей коровки.
Страничка оценочная. Ученики оценивают поступки героев.
Наташе очень нравились разноцветные мотыльки. Она вспомнила, что где-то дома у нее есть старенький сачок “Вот бы составить коллекцию мотыльков!” – подумала Наташа. Учительница меня похвалит. Девочка взяла сачок и отправилась на луг. Поймать мотыльков было не сложно и через час, у нее в баночке было 5 бабочек. Они бились в закрытой банке. Насаживать бабочек на булавку Наташа не смогла – жалко. “Пусть умрут сами” – подумала она. Утром она увидела на дне банки безжизненных мотыльков. Они были не такие красивые как на полянке. Наташа не захотела составлять коллекцию, и она выбросила банку с мотыльками. (Рассуждение детей.)
Подведение итогов. У кого сколько цветочков.
Я уверена, что вы много знаете о жизни животных и насекомых на лугу и будете его защитниками. Луг – это жизнь.
Д/З. Нарисовать рисунок о жизни луга.