Цель: определить, что такое температура; рассмотреть виды термометра; пронаблюдать, что происходит со столбиком ртути при нагревании, охлаждении.
Оборудование: учебник “Окружающий мир”, компьютер с экраном, стакан с водой, стакан со снегом, термометр, карточки с человечками и температурой, тест по теме “Термометр”.
Ход урока
1. Введение в тему урока.
– Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: “Интересно, насколько это горячо?”
Или: “Интересно, насколько это холодно?” (Слайд 2)
– Как вы определяете, когда вам тепло, а когда холодно? (Тепло, когда мне жарко.
Холодно, когда мерзнешь.)
– Что вы делаете, когда вам очень тепло? Холодно? (Когда очень тепло человек
хочет пить, хочется снять верхнюю одежду, можно прижаться лбом к холодному окну.
Когда холодно хочется одеться потеплее, погреться у батареи, огня.)
Вывод: Когда мы говорим “холодно”, “жарко”, “тепло”, “прохладно” мы говорим о температуре и ее изменениях.
– Какие природные явления влияют на температуру? (На температуру влияют
осадки: дождь или снег; ветер.)
– Как температура влияет на окружающий мир? На растения, животных, человека?
Вывод: для растений, животных, человека опасна сильная жара и сильный холод.
2. Термометр и его виды.
– О чем идет речь в загадке?
Живет за рамой
Человечек стеклянный.
Любую погоду
Вымеряет с ходу.
Поступает просто
Отмеряет ростом (термометр)
– Продолжите определение термометр – это………..
– Почему в загадке термометр назван стеклянным человечком?
– Как вы понимаете:
Любую погоду
Вымеряет с ходу.
Поступает просто
Отмеряет ростом?
– (Слайд 3) Посмотрите на слайд и расскажите, из каких частей состоит термометр. Каждое деление на шкале термометра обозначает 1 градус. 0 – граница между градусами тепла и градусами холода или мороза. Вверх от 0 идут градусы тепла, а вниз градусы холода.
– Рассмотрим термометр как систему. (Слайд 4)
– Назовите НС термометра, т.е. в какую “семью” или “группу” предметов он входит.
– Назовите ПС термометра (из каких частей состоит).
– Как в прошлом люди узнавали температуру? А как ее будут узнавать в будущем?
– Какие виды термометров вы знаете и что с их помощью можно узнать?
Постепенно появляется схема. (Слайд 5)
3. Практическая работа.
Опыт № 1. (Слайд 6, 7. 8)
Возьмите баночку с теплой водой и постепенно опускайте туда термометр. Внимательно наблюдайте, что произойдет. Что вы видите?
Вывод: При опускании термометра в горячую воду он нагревается, а столбик ртути находится выше нуля.
Опыт № 2. (Слайд 9–10)
Возьмите баночку со снегом и опустите туда термометр. Что наблюдаете?
Вывод: При опускании термометра в снег, он охлаждается, а столбик ртути находится ниже нуля.
– Значит, при повышении температуры столбик ртути выше нуля, при понижении ниже нуля.
4. Игра “Вода – воздух”.
– А сейчас мы поиграем в игру “Вода – воздух”. Для того, чтобы начать играть
нужно кое – что узнать и кое – что вспомнить.
– Вспомните и нарисуйте, из каких человечков состоит вода, а из каких воздух.
(Слайд 11–12)
– Как вы думаете, используя цвет, какие человечки могут изображать тепло, а
какие холод? (Тепло – красные, холод – синие.)
– Кто из вас знает, как записывают температуру?
– А записывают ее так: (Слайд 13–14)
+ 32 С если это температура показывает градусы тепла.
– 14 С если это температура показывает градусы мороза
– Я буду показывать картинки с разными по цвету человечками, одни из них будут
жидкими, а другие газообразными. Вам нужно будет заполнить табличку в своих
тетрадях. Будьте внимательны!
Таблица, заполненная детьми. (Слайд 15)
Вода | Воздух |
+10С | – 4С |
+20С | – 46С |
– 13С | + 5С |
Затем играем в эту игру наоборот.
5. Закрепление. Тест по теме “Термометр”. См. Приложение. (Слайд 16–29)
6. Д/З стр. 24 – 25, придумать свой термометр при помощи методов фантазирования.
Литература:
- Журнал “Начальная школа”, статья Проверочные работы по природоведению авторы Л. Л. Кузьмин, С.В. Зырина, О.В. Майгарова г. Владимир.
- fotografii/fizika/Temperatura-tela…
- phys-exp.livejournal.com
- Учебник “Окружающий мир” 3 класс А.А. Плешаков.