Урок окружающего мира, программа А.А. Плешакова, с элементами РТВ-ТРИЗ по теме "Температура и термометр". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: определить, что такое температура; рассмотреть виды термометра; пронаблюдать, что происходит со столбиком ртути при нагревании, охлаждении.

Оборудование: учебник “Окружающий мир”, компьютер с экраном, стакан с водой, стакан со снегом, термометр, карточки с человечками и температурой, тест по теме “Термометр”.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

– Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: “Интересно, насколько это горячо?” Или: “Интересно, насколько это холодно?” (Слайд 2)
– Как вы определяете, когда вам тепло, а когда холодно? (Тепло, когда мне жарко. Холодно, когда мерзнешь.)
– Что вы делаете, когда вам очень тепло? Холодно? (Когда очень тепло человек хочет пить, хочется снять верхнюю одежду, можно прижаться лбом к холодному окну. Когда холодно хочется одеться потеплее, погреться у батареи, огня.)

Вывод: Когда мы говорим “холодно”, “жарко”, “тепло”, “прохладно” мы говорим о температуре и ее изменениях.

– Какие природные явления влияют на температуру? (На температуру влияют осадки: дождь или снег; ветер.)
– Как температура влияет на окружающий мир? На растения, животных, человека?

Вывод: для растений, животных, человека опасна сильная жара и сильный холод.

2. Термометр и его виды.

– О чем идет речь в загадке?

Живет за рамой
Человечек стеклянный.
Любую погоду
Вымеряет с ходу.
Поступает просто
Отмеряет ростом (термометр)

– Продолжите определение термометр – это………..
– Почему в загадке термометр назван стеклянным человечком?
– Как вы понимаете:

Любую погоду
Вымеряет с ходу.
Поступает просто
Отмеряет ростом?

(Слайд 3) Посмотрите на слайд и расскажите, из каких частей состоит термометр. Каждое деление на шкале термометра обозначает 1 градус. 0 – граница между градусами тепла и градусами холода или мороза. Вверх от 0 идут градусы тепла, а вниз градусы холода.

– Рассмотрим термометр как систему. (Слайд 4)
– Назовите НС термометра, т.е. в какую “семью” или “группу” предметов он входит.
– Назовите ПС термометра (из каких частей состоит).
– Как в прошлом люди узнавали температуру? А как ее будут узнавать в будущем?
– Какие виды термометров вы знаете и что с их помощью можно узнать?

Постепенно появляется схема. (Слайд 5)

3. Практическая работа.

Опыт № 1. (Слайд 6, 7. 8)

Возьмите баночку с теплой водой и постепенно опускайте туда термометр. Внимательно наблюдайте, что произойдет. Что вы видите?

Вывод: При опускании термометра в горячую воду он нагревается, а столбик ртути находится выше нуля.

Опыт № 2. (Слайд 9–10)

Возьмите баночку со снегом и опустите туда термометр. Что наблюдаете?

Вывод: При опускании термометра в снег, он охлаждается, а столбик ртути находится ниже нуля.

– Значит, при повышении температуры столбик ртути выше нуля, при понижении ниже нуля.

4. Игра “Вода – воздух”.

– А сейчас мы поиграем в игру “Вода – воздух”. Для того, чтобы начать играть нужно кое – что узнать и кое – что вспомнить.
– Вспомните и нарисуйте, из каких человечков состоит вода, а из каких воздух. (Слайд 11–12)
– Как вы думаете, используя цвет, какие человечки могут изображать тепло, а какие холод? (Тепло – красные, холод – синие.)
– Кто из вас знает, как записывают температуру?
– А записывают ее так: (Слайд 13–14)
+ 32 С если это температура показывает градусы тепла.
– 14 С если это температура показывает градусы мороза
– Я буду показывать картинки с разными по цвету человечками, одни из них будут жидкими, а другие газообразными. Вам нужно будет заполнить табличку в своих тетрадях. Будьте внимательны!

Таблица, заполненная детьми. (Слайд 15)

Вода Воздух
+10С – 4С
+20С – 46С
– 13С + 5С

Затем играем в эту игру наоборот.

5. Закрепление. Тест по теме “Термометр”. См. Приложение. (Слайд 16–29)

6. Д/З стр. 24 – 25, придумать свой термометр при помощи методов фантазирования.

Приложение.

Литература:

  1. Журнал “Начальная школа”, статья Проверочные работы по природоведению авторы Л. Л. Кузьмин, С.В. Зырина, О.В. Майгарова г. Владимир.
  2. fotografii/fizika/Temperatura-tela…
  3. phys-exp.livejournal.com
  4. Учебник “Окружающий мир” 3 класс А.А. Плешаков.