Класс: 5–7.
Время: 45–60 мин.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки с буквой “А” на каждого участника для упражнения “Спрячь букву”, карточки для упражнения “Найди соответствие” по количеству команд, карточки со списком слов для упражнения “Пойми меня” по количеству команд.
План.
- Организационный момент.
- Разминка.
- Основная часть.
- Упражнение “Змейка”.
- Упражнение “Спрячь букву”.
- Упражнение “Найди соответствие”.
- Упражнение “Пойми меня”.
- Заключительная часть.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Учитель озвучивает тему классного часа.
II. Разминка.
Упражнение “Алфавит”
Учащиеся садятся в круг. Учитель называет, кто будет, какой из четырех букв (А, Б, В или Г). Выбирается ведущий, он остается без стула. Задача ведущего занять освободившийся стул. Для этого он называет одну из пяти букв. Учащиеся, чья буква названа, должны поменяться местами. Тот, кто остался без стула становится ведущим. Возможных команд 5: “Буква “А”” (местами меняются, те, кто буква “А”), “Буква “Б””, и т.д., команда “Алфавит” (местами меняются все “буквы”, т.е. все учащиеся вне зависимости от буквы).
III. Основная часть.
1. Упражнение “Змейка”.
Учащиеся разбиваются на команды в соответствии с их буквами из предыдущего упражнения.
Команды по-очереди называют слова, начинающиеся на букву “А”. При этом можно называть только существительные (кроме имен собственных). Побеждает та команда, которая назовет слово последней, т.е. после нее другие команды не смогли назвать еще слов.
Если конкурс затянется, можно предложить командам ничью и записать каждой по 5 баллов.
2. Упражнение “Спрячь букву”.
Каждому участнику раздаются карточки с буквой “А” (приложение 1). Задача ребят спрятать эту букву, т.е. зарисовать ее в картинку.
Т.к. в данном конкурсе трудно определить победителя, то каждая команда получает по 5 баллов
3. Упражнение “Найди соответствие”.
Команды получают карточки, в которых им нужно найти соответствие между словом и определением (приложение 2)
Побеждает та команда, которая ответила первой и без ошибок.
Баллы начисляются так: команда, ответившая первой и без ошибок – 4 балла, вторая команда – 3 балла, третья – 2 балла, четвертая – 1 балл. Если команда ответила первой, но с ошибками, то минус 1 балл.
4. Упражнение “Пойми меня”.
От каждой команды по-очереди выходит по одному человеку, который тянет карточку со списком слов (приложение 3). Задача вышедшего ученика за 1 минуту объяснить своей команде как можно больше слов, не используя однокоренных.
Баллы начисляются за каждое угаданное слово.
IV. Заключительная часть.
Подводятся итоги.
Учитель может рассказать еще об интересных словах на букву “А”.
1. Акуметрия – измерение остроты слуха.
2. Алексин (устаревшее) – комплимент.
3. Алла прима (от итал. Alla prima) – живопись по сырому, разновидность масляной живописи, требующая окончания работ за один сеанс, до подсыхания красок.
Литература
- Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. – М.: Восток-Запад, 2009. – 958 с.: илл.