Конспект образовательной деятельности в области "Познание" по формированию элементарных математических представлений "Встреча с волшебным зайчиком" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Задачи:

Образовательные:
– Углублять представления детей о числе и счете в процессе операций с множествами.
– Учить различать количественный и порядковый счет. Правильно отвечать на вопросы “Сколько? Который? Какой по счету?”.
– Учить детей решать арифметическую задачу, составлять выражение с помощью цифр и математических знаков, читать выражение.
– Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах и форме предмета.
– Закреплять умение детей выкладывать из счетных палочек символическое изображение предметов (дом, елку, лодку).

Развивающие:
– Развивать мелкую моторику.
– Развивать логическое мышление детей во время решения задач-шуток, головоломок.
– Развивать навыки самоконтроля.

Воспитательные:
– Воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной деятельности.

Наглядный материал: иллюстрация: зайчик из геометрических фигур; 5 конвертов разных цветов; 9 рыбок; карточки: числовой ряд от 1 до 7, математические знаки, две полоски голубого цвета (широкая и узкая).

Раздаточный материал: счетные палочки по 10 штук и картинки с изображением различных фигур; карточки с изображением божьих коровок без пятнышек и простые карандаши; “камушки” с цифрами от 1 до 7.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Кто сегодня к нам пришел в гости, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Его обижают и звери, и птицы.
Он каждого кустика в поле боится,
Зимою под елкою так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.

Дети: Зайчик

(На мольберте выставляется картинка, на которой изображен зайчик из геометрических фигур.)

Воспитатель: Правильно это волшебный зайчик. Почему я назвала его волшебным?

Дети: Он из геометрических фигур.

Воспитатель: Назовите их.

(Дети называют геометрические фигуры: треугольник, овал, круг, прямоугольник.)

Воспитатель: Он принес для нас конверты с заданиями по математике.

(Письма прикрепляются на доску, а дети считают.)

Воспитатель: Чтобы справиться со всеми заданиями нашего зайчика мы с вами проведем разминку. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро ответить. Готовы?

Игра с мячом “Ответь правильно!”

– Какое сейчас время года?
– Какой сейчас месяц?
– перечислите все зимние месяцы?
– Назови дни недели, начиная с понедельника.
– Сколько дней в неделе?
– Какой твой любимый день недели? Какой он по счету?
– Сегодня среда, а завтра …?
– Кто стоит справа от тебя?
– Между кем ты стоишь?
– Сейчас утро или вечер?
– Молодцы, много вы уже знаете! Садитесь на стульчики, будем выполнять задания.

Первое письмо:

Воспитатель: Посмотрим это письмо, какое оно по счету? Какого цвета?

Дети: Первое, зеленого цвета.

(Воспитатель открывает письмо и читает задание.)

Загадка:

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки)

Воспитатель: В реке играют рыбки: они плывут в разные стороны, несколько рыбок плывет вправо, а несколько рыбок плывет влево.

(На доске воспитатель прикрепляет 7 рыбок.)

Воспитатель: Сколько рыбок плывет влево?

Дети: 3 рыбки.

Воспитатель: Какой цифрой можно обозначить количество рыбок?

Дети: Цифрой 3.

(Ребенок ставит внизу карточку с цифрой 3.)

Воспитатель: Сколько рыбок плывет вправо?

Дети: 4 рыбки.

Воспитатель: Какой цифрой обозначим количество этих рыб?

(Другой ребенок выставляет карточку с цифрой 4.)

Воспитатель: Где меньше рыбок, справа или слева? Соединим их попарно. Одна рыбка справа осталась лишняя, без пары. Рыбок столько же да еще одна. Поэтому слева рыбок меньше.

Воспитатель: Теперь сравним, что меньше 3 или 4?

Дети: 3 меньше 4.

Воспитатель: Какой знак можно поставить?

Дети: Знак “меньше”.

(Один ребенок ставит между 3 и 4 карточку со знаком “меньше” и читает выражение.)

(Запись убрать.)

Воспитатель: Одна рыбка не стала с ними играть.

(Воспитатель убирает одну рыбку.)

Воспитатель: Сколько рыбок стало слева, посчитайте?

Дети: 3 рыбки.

(Ставим карточку с цифрой 3.)

Воспитатель: Сколько рыбок стало справа, посчитайте?

Дети: Тоже 3.

(Ставим справа карточку с цифрой 3.)

Воспитатель: Сколько стало рыбок и справа и слева?

Дети: По три, одинаково, поровну.

Воспитатель: Когда мы говорим “одинаково”, “поровну”, какой знак поставим?

Дети: Знак “равно”.

(Один ребенок ставит карточку со знаком “равно” и читает получившуюся запись.)

2-е письмо:

Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием. Следующее задание в письме, которое расположено, перед синим конвертом. Какой это конверт?

Дети: Красный.

(Воспитатель открывает красный конверт, читает задание.)

Воспитатель: Зайчик предлагает нам минутку на шутку. Игра “Доскажи словечко”. Слушайте внимательно:

Есть загадка про девицу –
Ту, что спряталась в темницу,
Косу, высунувши ловко,
А девица та …(морковка)
Вот бежит колобок,
У него колючий бок,
Его в руки не возьмешь,
Потому что это … (еж)
Есть копыта и рога
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают … (коровы)
Ловко мышку догоняет,
Остры когти выпускает.
Отдыхает у окошка
И мурлычет нежно … (кошка)

Провести физкультминутку:

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревце все выше, выше, выше.

Воспитатель: Хорошо, вы были очень внимательными.

– Ребята, сколько писем нам принес зайчик? (5)
– Обозначим количество писем цифрой, какую карточку возьмем?

Дети: Карточку с цифрой 5.

(Ребенок ставит карточку на доску.)

Воспитатель: Сколько писем мы уже с вами прочитали? Посчитаем пустые окошки.

(2 письма, берем карточку с цифрой 2 и ставим на доску.)

Воспитатель: Писем стало меньше или больше?

Дети: Писем стало меньше.

Воспитатель: Какой знак будем использовать?

Дети: Знак “минус”.

(Ребенок ставит карточку с данным знаком.)

Воспитатель: Чтобы решить пример поставим знак “равно”.

Воспитатель: Сколько осталось нам прочитать писем? Посчитаем.

Дети: Осталось прочитать 3 письма.

(Ребенок ставит карточку с цифрой 3.)

Воспитатель: Теперь прочитаем: 5 – 2 = 3 (выражение читают 2–3 ребенка).

Третье письмо:

Воспитатель: Открываем следующее письмо. Какое оно по счету?

Дети: Это письмо третье по счету.

Воспитатель: Какого оно цвета?

Дети: Синего.

Воспитатель: Зайчик просит нас перебраться через два препятствия: через реку и через ручеек.

(Воспитатель обращает внимание детей на две полоски на полу: одна – узкая, а другая – широкая.)

– Река, какая? (Широкая.)
– Ручеек, какой? (Узкий.)
– Как мы можем через них перебраться? (Построить мосты.)
– Мост через реку, будет какой? (Длинный.)
– Мост через ручеек, будет какой? (Короткий.)
– Строить мосты мы не будем, мы найдем брод и переберемся по камушкам. Камушки надо разложить по порядку.

(Воспитатель раздает детям “камушки с цифрами от 1 до 7 и просит детей построиться по порядку, один – два ребенка считают от 1 до 7, остальные выкладывают брод и проходят по камушкам и садятся за столы.)

Четвертое письмо:

Воспитатель: Теперь выполним задание из четвертого конверта, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику “Грибы”:

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
От того и потолстел.

– Мы приготовили пальчики для того, чтобы работать со счетными палочками. У каждого из вас на столе картинка, с какой– либо фигурой, постарайтесь сложить такую же фигуру из счетных палочек.

(Дети самостоятельно выкладывают фигуры, а воспитатель помогает, тем детям у кого не получается выполнить задание.)

Воспитатель: Теперь нам надо помочь божьим коровкам найти свои пятнышки. Нарисуйте им столько кругов, сколько обозначает цифра в квадрате. (Детям раздать карточки с заданием.)

Пятое письмо:

Воспитатель: У нас осталось одно письмо. Как про него можно сказать, какое оно?

Дети: Пятое, желтое, последнее.

Воспитатель: В этом конверте написано, что нам надо поиграть с зайчиком.

Игра “Что изменилось?”

(Воспитатель ставит зайчика около стульчика и спрашивает, “где зайчик?”)

Дети: На стуле, за стулом, слева от стула, справа от стула, под стулом, перед стулом, между стулом и воспитателем.

Воспитатель: Нашему гостю понравилось, как вы выполнили все его задания, а какие задания он для вас приготовил, давайте вспомним. (Таким образом, подводится итог всей деятельности.) Зайчик приготовил для вас сюрприз. Но, что бы его найти, надо пройти брод обратно и убрать за собой камушки, что бы ни засорять речку. (Обратный счет.)

(Один ребенок собирает “камушки” и считает в обратном порядке от 7 до 1, остальные проверяют.)

Воспитатель: Встаньте спиной к реке и сделайте три шага вперед.

(Дети идут в заданном направлении и находят коробочку с угощением.)

МОЛОДЦЫ!