Одна из задач современной школы - научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно-коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. К началу XXI века создалась совершенно новая информационная образовательная среда. Но мы, педагоги, не являемся создателями этой среды, мы, скорее, её операторы. Современные информационные технологии радикально меняют форму и соответственно содержание представления и усвоения знаний. Заканчивается этап знакомства с информационными, коммуникационными и аудиовизуальными технологиями. Теперь необходимо правильно ввести их в учебно-воспитательный процесс, максимально использовать их обучающий потенциал, научить ребёнка правильно использовать ИКТ для успешной учёбы и самообразования. [3]
Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. "Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. : Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др." [1]
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
"Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы её поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при обобщении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений;
- использовать информацию для принятия решений;
- при работе с информацией применять средства информационно-коммуникационных технологий.
Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий:" [1]
Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. "Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности." [1]
Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.
В связи с этим хотим поделиться опытом, и предлагаем рассмотреть одну из форм работы с учащимися начальных классов по формированию информационной грамотности с использованием элементов проектно-исследовательской деятельности. Это так называемые тематические недели, при организации которых совмещаются роли педагога как учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования. В течение недели (или 10 дней) идёт подготовка материала по определённой тематике. С материалом по мере его накопления знакомятся все ученики на уроке или вне урока. А завершается такая неделя или внеклассным мероприятием, или изготовлением некоего продукта, обобщающего всю предыдущую работу. Темы недель соотносятся с календарно-тематическим планированием по предметам или с планом воспитательной работы. Схема довольно проста. Но в ходе реализации идеи проделывается огромная работа, как со стороны педагога, так и со стороны учеников.
Тему недели определяет учитель, но делает это он таким образом, чтобы дети ощутили потребность в организации тематической недели как необходимой составляющей учебно-воспитательного процесса. Здесь должно проявиться мастерство педагога как организатора, его профессиональная выдумка, способность увлекать новыми идеями и проектами. При умелом вовлечении учащихся в этот процесс, они должны ощутить потребность в поиске новой информации, желание поделиться этой информацией с другими. Здесь педагог работает на повышение самооценки детей, реализацию творческого потенциала каждого ребёнка, утверждение его в коллективе и как отдельной и неповторимой личности. А у ребёнка формируется умение оценивать потребность в дополнительной информации.
Далее идёт сбор и обработка информации учащимися. Дети учатся пользоваться различными источниками информации, определяя, какой из них более эффективен для того или иного вида информации. Здесь велика доля самостоятельной работы учащихся. Учитель лишь знакомит детей с источниками информации (справочники, энциклопедии, Интернет, собственный опыт и наблюдения) и направляет по нужному пути поиска. Ученики приобретают навыки научной организации труда, формируется умение применять средства информационно-коммуникационных технологий. К работе также подключаются родители.
Собранную и обработанную информацию ученики оформляют в виде доклада или компьютерной презентации. При оформлении проявляются индивидуальные способности, фантазия, выдумка детей. Формируется умение создавать информационные объекты.
Подготовленное сообщение представляется всему классу. Формируется информационная компетентность учащихся, развиваются навыки публичных выступлений. Дети учатся оценивать и сравнивать информацию, которую выбрали они, с той, которую подготовили их товарищи.
Итогом тематической недели служит мероприятие по созданию общего продукта (проекта) или внеклассное мероприятие воспитательного или познавательного характера. Например, проведение тематической экскурсии, создание сборника сочинений, выставка творческих работ.
Вот несколько примеров организации и проведения тематических недель во втором классе.
По предмету "Окружающий мир" идёт тема об осени. Дети выходят на осеннюю экскурсию, наблюдают за погодой, обсуждают приметы осени. На уроке при обобщении знаний, полученных во время экскурсии, объявляется неделя "В гостях у осени". В классном уголке вывешивается объявление о сроках недели и план недели. В течение этого времени дети подбирают материал об осенних изменениях в природе, о красоте осени, о своих впечатлениях и пр. Оформляют материал в виде докладов, рисунков, творческих работ, презентаций (использование информационных технологий учащимися). На уроках изобразительного искусства и художественного труда дети создают рисунки и аппликации на тему осени. С подготовленной информацией ученики знакомят друг друга на уроках окружающего мира (на этапе проверки домашнего задания), на классном часе. Заканчивается неделя на занятии по литературному творчеству - дети пишут сочинения на тему "Как красиво осенью". Издаётся сборник творческих работ "Осенний альбом", в который включены сочинения, рисунки, аппликации. Сочинения также публикуются в информационно-образовательном пространстве учителя в сети Интернет, где с ними могут ознакомиться родители учеников.
Ещё пример. Традиционно в нашем Центре образования проводится конкурс-выставка "Урожай глазами детей". В связи с этим объявляется "Витаминная неделя". Тема очень интересная. Дети подготовили массу докладов, презентаций о пользе овощей и фруктов. По итогам недели был составлен сборник рецептов "Витаминные салаты". Одна из работ - "Витаминная история" приняла участие в школьной научно-практической конференции.
Перед поездкой в Палеонтологический музей прошла неделя динозавров. Не надо говорить, насколько интересна эта тема для младших школьников. Ознакомившись со всеми сообщениями о видах динозавров, об их образе жизни, о причинах вымирания (это были доклады, презентации), дети поехали на экскурсию в музей. Слушая экскурсовода, ребятам приятно было узнавать сведения, с которыми они познакомились в классе во время недели динозавров. В музее не только получили много новой информации, но и закрепили уже известный материал.
На уроках литературного чтения шла тема о братьях наших меньших - животных. Объявляется неделя домашних питомцев. Дети с радостью несли презентации, фотографии, сообщения о своих домашних любимцах. С большим интересом дети слушали выступления друг друга. А завершилась неделя написанием сочинений о домашних питомцах. Сочинения были изданы книжкой, к книжке нарисованы рисунки-иллюстрации. Сочинения также были помещены в информационно-образовательном пространстве учителя в сети Интернет.
Примеры тематических недель с указанием конечного продукта или мероприятия:
- Неделя воспоминаний о лете - фотовыставка в классном уголке;
- Неделя "В гостях у осени" - "Осенний альбом";
- Неделя динозавров - экскурсия в палеонтологический музей;
- Витаминная неделя - сборник "Витаминные салаты", участие проектной работы "Витаминная история" в школьной научно-практической конференции;
- Неделя домашних питомцев - сборник сочинений "Домашние питомцы";
- Неделя игры и игрушки - День любимой игрушки - сборник сочинений "Моя любимая игрушка" с фотографиями;
- Неделя "История новогодней игрушки" - экскурсия в Дом-музей П. И. Чайковского в г. Клин, классный час для первоклассников на тему Нового года;
- Неделя вредных и полезных продуктов - праздник "День поедания ирисок";
- Мамина неделя - праздник, посвящённый дню 8 марта;
- Неделя "Животный мир планеты" - экскурсия в Дарвиновский музей.
Таким образом, используя методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности, мы формируем у учащихся начальной школы информационную грамотность: определение темы, исходя из текущей ситуации, погружение в изучаемую тему, поиск информации с использованием различных источников (литература, Интернет, личный опыт, опыт взрослых), оформление подобранного материала (доклад, презентация - формирование ИКТ-компетенций учащихся), умение преподнести материал, как итог - изготовление конкретного информационного продукта или обобщение темы в форме значимого мероприятия.
Скажем более того, тематические недели дают хорошую основу для работы с мотивированными учащимися, ощущающими потребность в поиске дополнительной информации по изучаемым темам. Некоторые дети стали проявлять инициативу и самостоятельно готовить сообщения для уроков окружающего мира, литературного чтения, русского языка, для внеклассных мероприятий. Сообщения, оформленные в виде компьютерных презентаций или текстовых докладов, содержат дополнительный материал к теме урока, теме классного часа, часто связанный с личным опытом, с личными впечатлениями.
В заключении отметим, что задача по формированию информационной грамотности учащихся может быть успешно решена педагогами, использующими компетентностный подход в обучении и воспитании, постоянно повышающими свою информационную грамотность, мастерски владеющими современными информационно-коммуникационными технологиями.
Желаем творческих успехов!
Литература
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 - М.: Просвещение, 2011 - (Стандарты второго поколения).
- Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова: пособие для учителя 1 кл./Под ред. А. Б. Воронцова.// Серия "Новые образовательные стандарты". - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Умные уроки со SMART:Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами. М., 2007.