Цели урока:
Образовательная:
- Способствовать формированию представления о жанре натюрморт;
- Способствовать формированию знаний и умений по правилам составления натюрморта и применение данных правил на практике.
Развивающая:
- Развивать эстетический и художественный вкус,
- Развивать творческую и познавательную активность, умение анализировать;
- Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах.
Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к миру предметов;
- Воспитывать неравнодушного зрителя;
- Содействовать воспитанию толерантности и коммуникативных навыков.
Задачи урока:
- Формировать знания о жанре натюрморт;
- Познакомить с правилами составления натюрморта;
- Научить грамотно составлять натюрморт;
- Совершенствовать навыки анализа художественных произведений.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- мольберты, демонстрационные столы, экспозиционные столы, два натюрморта, составленные учителем, предметы быта, драпировки, муляжи овощей и фруктов.
Зрительный ряд:
И. Левитан "У омута", В. Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной", И. Хруцкий "Цветы и плоды"; таблички: №1 "страна, местность", №2 "мертвая природа", №3 "черта в черту"; иллюстративный материал с подборкой натюрмортов разных художников (для каждой группы); карточки с вопросами и тестом; таблица "Правила составления натюрморта"; таблица "Виды пластического искусства"; компьютерная презентация, включающая работы: А. Шилов "Дары востока", Ю. Пименов "Ожидание", А. Васильев "Актриса".
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности к уроку (фронтальная).
Деление класса на группы.
2. Сообщение темы урока.
На мольбертах представлены три репродукции: И. Левитан "У омута", В. Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной", И. Хруцкий "Цветы и плоды".
Даны три таблички:
- страна, местность;
- мертвая природа;
- черта в черту
Учитель: Ребята, перед вами на мольбертах представлены репродукции трех произведений искусства, выполненных в разных жанрах. И даны три таблички с дословным переводом с французского языка названий этих жанров. Задание группам: расставьте таблички по соответствию.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с жанром "мертвая природа". А может кто-то знает привычное название этого жанра?
Учащиеся: Натюрморт.
3. Изучение нового учебного материала.
Учитель: Кто сможет дать определение жанру "натюрморт"?
Учащиеся: Натюрморт - это картины, "героями" которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы.
Учитель: Интересно, что по-английски и по-немецки натюрморт определяется как "тихая" или "неподвижная жизнь".
Перед вами на демонстрационных столах представлены два натюрморта.
Права ли я, называя данные постановки натюрмортами?
Рисунок 1, 2
Совещание групп.
Учащиеся: Первый - это натюрморт, он красивый, здесь все гармонирует, сочетается. А второй - это просто одинаковые предметы.
(Кто-то не согласен, идет учебная дискуссия).
Учитель: Чтобы натюрморт состоялся, стал красивым и интересным, он должен быть грамотно составлен. Как вы думаете, что необходимо для этого знать?
Учащиеся: Какие-то правила, законы.
Учитель: Ваша задача узнать и выделить эти правила.
Каждой группе дается иллюстративный материал с подборкой натюрмортов разных художников, карточки с вопросами и тестом.
Учитель: Анализируя иллюстративный материал, найдите самостоятельно ответы на вопросы, зафиксируйте их на бумаге.
На карточках следующие вопросы:
Выберите верный ответ.
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:
а) тематически связанных
б) абсолютно разных
2. В состав натюрморта должны входить предметы:
а) одинаковые по форме и величине
б) разнообразные по форме и величине
3. В состав натюрморта должны входить предметы:
а) разнообразные по фактуре и цвету
б) одинаковые по фактуре и цвету
4. Предметы в натюрморте:
а) должны составлять единое целое
б) должны выстраиваться в одну линию
в) могут соприкасаться
г) могут полностью загораживать друг друга
5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?
Ответы групп. Каждая группа дает свой листок с ответами, они прикрепляются к доске, ответы сравниваются. Ответ на пятый вопрос может вызвать спор, если при обсуждении группы к единому мнению не придут, стоит обратиться еще раз к иллюстративному материалу (форма, размер, цвет, контраст), привлечь внимание детей к тому, что композиционный центр чаще располагается на втором плане.
4. Практическое выполнение задания.
Учитель: Вы знаете правила составления натюрморта, давайте проверим ваши знания на практике. Каждой группе нужно составить натюрморт и дать ему название.
На экспозиционном столе стоят: овощи, фрукты, предметы быта, лежат драпировки. Дети составляют натюрморт. Обсуждение составленных натюрмортов: что удалось, что нет, коррекция ошибок, подходит ли название.
Обсуждение творческих заданий.
Все натюрморты размещаются на демонстрационных столах. Ребята обсуждают, насколько грамотно они составлены (опираясь на правила), указывают ошибки и пути коррекции этих ошибок, определяют, подходят ли названия, выделяют наиболее удачные работы, ставят оценки. Учитель, если необходимо, вносит свои поправки.
Рисунок 3, 4, 5
Учитель: Как вы считаете, составление натюрморта - это творческая работа или нет?
Учащиеся: Ответы.
Просмотр презентации.
Учитель: Перед вами на слайде натюрморты (А. Шилов "Дары востока", Ю. Пименов "Ожидание", А. Васильев "Актриса"). На доске написаны слова: ситуация, любование, характер, красота, жизнь человека. Обратите внимания на названия произведений. Как вы считаете, почему авторы, воплощая свой творческий замысел, дали работам такие названия? Подберите к каждому натюрморту слова-определения с доски. (Работа в группах).
Учащиеся 1 группы: "Дары востока" - здесь показаны красота предметов и плодов востока. Очень точно переданы фактура и материальность предметов: прозрачность стеклянного бокала, гладкость и блеск металлического сосуда, налитый соком виноград. Художник любуется этой красотой и предлагает нам, зрителям, тоже полюбоваться дарами востока.
Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта? Подберите слова с доски.
Учащиеся: Любование, красота.
Учитель: В таком типе натюрморта вещи говорят, прежде всего, о самих себе, о своих качествах, о своей красоте.
Учащиеся 2 группы: На картине Ю. Пименова "Ожидание" все по-другому. Об этом натюрморте можно написать целый рассказ, за одним предметом судьба людей. Случилось несчастье, человек попал в больницу, звонят родственники - узнать о судьбе пострадавшего, и медсестра пошла за доктором. Это ожидание тянется очень-очень долго, и дождь за окном делает это ожидание особенно тоскливым.
Учащиеся 3 группы: Нам тоже кажется, что эта картина связана с каким-то печальным событием. Произошла трагедия. И нужно как-то сообщить об этом. Все ушли, комната опустела и вот сейчас войдет человек, возьмет телефонную трубку. И если бы можно было продолжить эту картину, как фильм, мы бы увидели, как ссутулился этот человек, как поникли его плечи и как он глухо спрашивает: "Когда это случилось?"
Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта?
Учащиеся: Ситуация.
Учащиеся 3 группы: В натюрморте А. Васильева "Актриса" вещи, предметы рассказывают о профессии, судьбе и характере женщины. Она ведущая актриса театра; мы повсюду видим фотографии этой женщины в разных ролях. У нее много поклонников. Вся ее жизнь проходит в театре, среди пьес, ролей, всех этих вещей, которые в беспорядке лежат в нее гримерной.
Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта?
Учащиеся: Натюрморт-характер или натюрморт - жизнь человека.
Учитель: Да, правильно, в таком типе натюрморта вещи говорят, прежде всего, о своем хозяине. Он незримо присутствует на картине, и, глядя на нее, мы можем многое сказать о его привычках, характере, профессии.
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу "Виды пластического искусства" и ответьте. В каких видах пластического искусства можно встретить жанр - натюрморт?
Рисунок 6
Учащиеся: Ответы групп.
6. Подведение итогов урока.
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Учащиеся: Ответы групп.
Рефлексия:
Учитель просит продолжить предложения, преимущественно обращаясь к ученикам, которые характеризуются слабой мотивацией к учебному процессу в целом:
- Сегодня я узнал:
- Было интересно:
- Теперь я могу:
- Я научился:
- Я смог:
Учитель: Вы сегодня многому научились: были в роли зрителей, авторов, искусствоведов, а самое главное - вы не были равнодушными.