"Изображение предметного мира – натюрморт". Урок в 6-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

Образовательная:

  • Способствовать формированию представления о жанре натюрморт;
  • Способствовать формированию знаний и умений по правилам составления натюрморта и применение данных правил на практике.

Развивающая:

  • Развивать эстетический и художественный вкус,
  • Развивать творческую и познавательную активность, умение анализировать;
  • Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к миру предметов;
  • Воспитывать неравнодушного зрителя;
  • Содействовать воспитанию толерантности и коммуникативных навыков.

Задачи урока:

  • Формировать знания о жанре натюрморт;
  • Познакомить с правилами составления натюрморта;
  • Научить грамотно составлять натюрморт;
  • Совершенствовать навыки анализа художественных произведений.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • мольберты, демонстрационные столы, экспозиционные столы, два натюрморта, составленные учителем, предметы быта, драпировки, муляжи овощей и фруктов.

Зрительный ряд:

И. Левитан "У омута", В. Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной", И. Хруцкий "Цветы и плоды"; таблички: №1 "страна, местность", №2 "мертвая природа", №3 "черта в черту"; иллюстративный материал с подборкой натюрмортов разных художников (для каждой группы); карточки с вопросами и тестом; таблица "Правила составления натюрморта"; таблица "Виды пластического искусства"; компьютерная презентация, включающая работы: А. Шилов "Дары востока", Ю. Пименов "Ожидание", А. Васильев "Актриса".

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Определение отсутствующих.

Проверка готовности к уроку (фронтальная).

Деление класса на группы.

2. Сообщение темы урока.

На мольбертах представлены три репродукции: И. Левитан "У омута", В. Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной", И. Хруцкий "Цветы и плоды".

Даны три таблички:

  • страна, местность;
  • мертвая природа;
  • черта в черту

Учитель: Ребята, перед вами на мольбертах представлены репродукции трех произведений искусства, выполненных в разных жанрах. И даны три таблички с дословным переводом с французского языка названий этих жанров. Задание группам: расставьте таблички по соответствию.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с жанром "мертвая природа". А может кто-то знает привычное название этого жанра?

Учащиеся: Натюрморт.

3. Изучение нового учебного материала.

Учитель: Кто сможет дать определение жанру "натюрморт"?

Учащиеся: Натюрморт - это картины, "героями" которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы.

Учитель: Интересно, что по-английски и по-немецки натюрморт определяется как "тихая" или "неподвижная жизнь".

Перед вами на демонстрационных столах представлены два натюрморта.

Права ли я, называя данные постановки натюрмортами?

Рисунок 1, 2

Совещание групп.

Учащиеся: Первый - это натюрморт, он красивый, здесь все гармонирует, сочетается. А второй - это просто одинаковые предметы.

(Кто-то не согласен, идет учебная дискуссия).

Учитель: Чтобы натюрморт состоялся, стал красивым и интересным, он должен быть грамотно составлен. Как вы думаете, что необходимо для этого знать?

Учащиеся: Какие-то правила, законы.

Учитель: Ваша задача узнать и выделить эти правила.

Каждой группе дается иллюстративный материал с подборкой натюрмортов разных художников, карточки с вопросами и тестом.

Учитель: Анализируя иллюстративный материал, найдите самостоятельно ответы на вопросы, зафиксируйте их на бумаге.

На карточках следующие вопросы:

Выберите верный ответ.

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:

а) тематически связанных

б) абсолютно разных

2. В состав натюрморта должны входить предметы:

а) одинаковые по форме и величине

б) разнообразные по форме и величине

3. В состав натюрморта должны входить предметы:

а) разнообразные по фактуре и цвету

б) одинаковые по фактуре и цвету

4. Предметы в натюрморте:

а) должны составлять единое целое

б) должны выстраиваться в одну линию

в) могут соприкасаться

г) могут полностью загораживать друг друга

5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?

Ответы групп. Каждая группа дает свой листок с ответами, они прикрепляются к доске, ответы сравниваются. Ответ на пятый вопрос может вызвать спор, если при обсуждении группы к единому мнению не придут, стоит обратиться еще раз к иллюстративному материалу (форма, размер, цвет, контраст), привлечь внимание детей к тому, что композиционный центр чаще располагается на втором плане.

4. Практическое выполнение задания.

Учитель: Вы знаете правила составления натюрморта, давайте проверим ваши знания на практике. Каждой группе нужно составить натюрморт и дать ему название.

На экспозиционном столе стоят: овощи, фрукты, предметы быта, лежат драпировки. Дети составляют натюрморт. Обсуждение составленных натюрмортов: что удалось, что нет, коррекция ошибок, подходит ли название.

Обсуждение творческих заданий.

Все натюрморты размещаются на демонстрационных столах. Ребята обсуждают, насколько грамотно они составлены (опираясь на правила), указывают ошибки и пути коррекции этих ошибок, определяют, подходят ли названия, выделяют наиболее удачные работы, ставят оценки. Учитель, если необходимо, вносит свои поправки.

Рисунок 3, 4, 5

Учитель: Как вы считаете, составление натюрморта - это творческая работа или нет?

Учащиеся: Ответы.

Просмотр презентации.

Учитель: Перед вами на слайде натюрморты (А. Шилов "Дары востока", Ю. Пименов "Ожидание", А. Васильев "Актриса"). На доске написаны слова: ситуация, любование, характер, красота, жизнь человека. Обратите внимания на названия произведений. Как вы считаете, почему авторы, воплощая свой творческий замысел, дали работам такие названия? Подберите к каждому натюрморту слова-определения с доски. (Работа в группах).

Учащиеся 1 группы: "Дары востока" - здесь показаны красота предметов и плодов востока. Очень точно переданы фактура и материальность предметов: прозрачность стеклянного бокала, гладкость и блеск металлического сосуда, налитый соком виноград. Художник любуется этой красотой и предлагает нам, зрителям, тоже полюбоваться дарами востока.

Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта? Подберите слова с доски.

Учащиеся: Любование, красота.

Учитель: В таком типе натюрморта вещи говорят, прежде всего, о самих себе, о своих качествах, о своей красоте.

Учащиеся 2 группы: На картине Ю. Пименова "Ожидание" все по-другому. Об этом натюрморте можно написать целый рассказ, за одним предметом судьба людей. Случилось несчастье, человек попал в больницу, звонят родственники - узнать о судьбе пострадавшего, и медсестра пошла за доктором. Это ожидание тянется очень-очень долго, и дождь за окном делает это ожидание особенно тоскливым.

Учащиеся 3 группы: Нам тоже кажется, что эта картина связана с каким-то печальным событием. Произошла трагедия. И нужно как-то сообщить об этом. Все ушли, комната опустела и вот сейчас войдет человек, возьмет телефонную трубку. И если бы можно было продолжить эту картину, как фильм, мы бы увидели, как ссутулился этот человек, как поникли его плечи и как он глухо спрашивает: "Когда это случилось?"

Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта?

Учащиеся: Ситуация.

Учащиеся 3 группы: В натюрморте А. Васильева "Актриса" вещи, предметы рассказывают о профессии, судьбе и характере женщины. Она ведущая актриса театра; мы повсюду видим фотографии этой женщины в разных ролях. У нее много поклонников. Вся ее жизнь проходит в театре, среди пьес, ролей, всех этих вещей, которые в беспорядке лежат в нее гримерной.

Учитель: Как бы вы назвали такой тип натюрморта?

Учащиеся: Натюрморт-характер или натюрморт - жизнь человека.

Учитель: Да, правильно, в таком типе натюрморта вещи говорят, прежде всего, о своем хозяине. Он незримо присутствует на картине, и, глядя на нее, мы можем многое сказать о его привычках, характере, профессии.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу "Виды пластического искусства" и ответьте. В каких видах пластического искусства можно встретить жанр - натюрморт?

Рисунок 6

Учащиеся: Ответы групп.

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?

Учащиеся: Ответы групп.

Рефлексия:

Учитель просит продолжить предложения, преимущественно обращаясь к ученикам, которые характеризуются слабой мотивацией к учебному процессу в целом:

- Сегодня я узнал:

- Было интересно:

- Теперь я могу:

- Я научился:

- Я смог:

Учитель: Вы сегодня многому научились: были в роли зрителей, авторов, искусствоведов, а самое главное - вы не были равнодушными.