Цель: Формировать знания о временных изменениях в родной природе и бережное к ней отношение через восприятие музыки, драматизацию и познавательную деятельность.
Задачи:
- Обобщать знания об осени, уточнить приметы трёх осенних месяцев.
- Формировать умения детей по видео просмотру картин осени и слушанию знакомых музыкальных произведений, определять о каком месяце идёт речь.
- Развивать умения передавать характер персонажей с помощью художественного слова, через выразительные движения и пение.
Сказочные персонажи: Осень, Смешарик (взрослые), Ёжик, Мышка, Ворон, Белка, Солнышко (дети).
Оборудование. Оформления зала: осенние листья, деревья, ёлки, пеньки, надпись с названием праздника, изображение тучки и капель дождя на центральной стене, мешки с надписью «мука». Мольберт с изображением деревьев разного вида без листьев; фасоль белая, фасоль красная, узелок с игрушкой солнышком, осенние веточки по количеству детей; мультимедийное оборудование, музыкальный центр, музыкальные инструменты.
Музыкальный ряд. Антонио Вивальди «Осень», «Времена года», соч.Allegro №8 ; П.И. Чайковский «Охота», «Осенняя песня» «Тройка» из цикла «Времена года».
Ход мероприятия
Звучит произведение композитора Антонио Вивальди «Осень». Дети спокойно заходят в зал и садятся на стульчики. Выходит музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. По звучанию знаменитого произведения итальянского композитора вы, наверное, догадались, что мы в гостях у Осени. Скажите, какое произведение звучит, кто его автор?
Дети: Звучит произведение итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень».
Музыкальный руководитель. Правильно, мы оказались в гостях у времени года Осень. Много интересного и необычного ждёт вас сегодня. Слышите, кажется сюда кто-то идёт.
Под музыку композитора Антонио Вивальди «Осень», появляется воспитатель в костюме Осени.
Осень.
Здравствуйте, ребята!
Рада видеть вас.
Год прошёл и снова.
Я в гостях у вас.
Вижу, ждали вы меня.
Узнаёте осень?
Это я!
Бываю разной: бываю золотой,
Люблю шуметь окрашенной листвой,
Тогда меня называют……..?
Дети: Ранней.
Осень.
Бываю серой и холодной
Готовьтесь все к зиме морозной!
Тогда меня называют…………?
Дети: Поздней.
Осень.
Три сына у меня родных
Три месяца осенних, молодых,
И буду рада, если вы возьмёте,
Их дружно по-порядку назовёте.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Осень. Спасибо за ответы! Сейчас прошу назвать у месяцев приметы.
Осень. Сентябрь.
Дети: Желтеют листья, сохнет трава, вырастают грибы.
Осень. Октябрь.
Дети: Опадают листья, идут частые дожди, птицы улетают на юг.
Осень. Ноябрь.
Дети: Деревья стоят голые, значительно холодает, выпадает снег.
Осень: Молодцы! Ну, что ж давайте праздник наш начнём и дружно песенку об
осени споём.
Дети выходят к центральной стене и исполняют песню «Осенняя» сл. В. Степанова муз. Хисматуллиной
Осень: Какая красивая песня. Мне очень понравилась. А что ещё вы знаете об осени?
Выходят несколько детей и читают стихи об осени известных поэтов.
Осень: И все-таки считается грустным временем года – Осень. Часто моросит холодный дождь, повсюду огромные лужи. Редкие прохожие прячут головы под зонтиками. Давайте послушаем музыку дождя.
Группа детей с шумовыми инструментами выходят в центр зала, один из детей читает стихотворение о дожде, затем исполняется ансамбль под музыку В. Косенко «Дождик».
Осень не самое подходящее время для прогулок, путешествий, приключений. И всё-таки я предлагаю вам отправиться в чудесное увлекательное путешествие и посмотреть, что интересного может произойти в дождливую, холодную погоду. Согласны?
Дети: Да!
Дети исполняют музыкальную сказку, поставленную по мотивам Н. Алпаровой (муз. В. Николаева «Осенняя сказка»).
Осень: Что-то, ребята, дождик всё идёт и идёт и никак не кончается. Что-то случилось. Кажется, здесь кто-то есть. Ой, да это же Ёжик.
Появляется ребёнок в костюме ёжика, исполняет песню. Ёжик ходит с рюкзаком на спине, слегка наклонившись вперёд под тяжестью ноши.
Осень. Милый Ёжик! Спасибо тебе за песню и за яблочки. Не скажешь ли ты, куда подевалось солнышко? Уже давно идёт дождь, и всё небо затянуло тучами.
Ёж (Вздыхает).
Чёрный ворон злой колдун
Хлопотун и бормотун
Свет не нравиться ему
Спрятал солнце он во тьму.
Осень: Не будем терять время и срочно отправимся на поиски солнца.
В углу зала мешки с мукой, между ними снуёт девочка в костюме мыши, на ней фартук, веник в руках, поёт песню.
Осень: Такую хозяйственную и аккуратную Мышь я вижу в первый раз. Не подскажешь ли ты, милая Мышка, как нам справиться со злым колдуном – Чёрным Вороном? Как освободить солнышко из плена?
Мышь.
Ох, беда! Ох, ох! Весь рассыпался горох.
Вся рассыпалась пшеница и фасоль и чечевица
Помогите мне, друзья, вам секрет открою я.
Осень: Не волнуйся уважаемая Мышка. Для тебя тут работы много. Ребята готовы тебе помочь.
Проводится игра «Помоги Мышке». Двое выбранных ребят выбирают фасоль разного цвета в свои тарелочки.
Мышь.
Спасибо вам!
Слушайте, совет я дам
Как узнать, где солнца след
Злого ворона секрет
Дом его на чердаке
В самом тёмном уголке
Прячет там он узелок
Запирает на замок
Если узелок забрать
Тайну можно разгадать!
А сейчас скорее, прячьтесь, я слышу воронье карканье
Звери прячутся в сторонке. Влетает Ворон, делает несколько танцевальных движений, останавливается
Ворон.
Ну что ж, пора и отдохнуть
Совсем немножечко чуть-чуть
Устал я целый день летать
И в клюве узелок держать.
Ворон присаживается на пенёк, затем засыпает. Звери подкрадываются к нему и забирают узелок.
Ворон (просыпается).
Карр! Кар-р! Караул!
Узелок украли!
Воры убежали!
Звери:
Ворон, Ворон, улетай!
Зло с собою забирай!
Звери прогоняют Ворона, он улетает.
Мышка. Давай развяжем узелок (Пробуют, не получается)
Ёжик. Не даётся узелок. Хоть бы кто-нибудь помог.
Появляется Белочка, девочка в костюме, исполняет песню.
Ёжик. Спасибо тебе, Белочка за угощение
Мышь.
Помоги-ка нам, дружок,
Развязать наш узелок!
Белка. Конечно, помогу, узелочек развяжу.
(Развязывает)
Звери:
Вот и солнышко взошло
Снова будет нам светло!!
Входит Солнышко – девочка, танцует танец по выбору музыкального руководителя.
Солнце.
Летом жарко я сияю,
Сна и отдыха не знаю,
Согреваю, освещаю,
Силой землю наполняю.
Собираюсь отдохнуть
Посетить другие страны
И на зимние забавы
С высоты небес взглянуть.
Вы, друзья не беспокойтесь
В свой черёд и в нужный час
Обогрею я и вас.
Осень:
Что ж, давайте веселиться,
Песни петь и танцевать.
Праздник будем продолжать.
В исполнении группы детей звучит песня «Раз – ладошка» (сл. И Шевчук муз. Е. Зарицкой).
Звучит музыка, появляется второй воспитатель в костюме Смешарика.
Осень: Это что за шарик?
Смешарик. Я Смешарик, а зовут меня …… «Лосяш». Я очень любознательный,
внимательный и привлекательный.
Осень: За это я тебя хвалю. И за приход благодарю.
Смешарик. Давайте здесь устроим состязанье. Пусть девочки и мальчики нам
покажут знания. Вот первая для вас игра. Говорите дети «Да» или «Нет» дайте
правильный ответ:
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Куртки, шапки одевать?
Часто, часто льют дожди?
Молодцы! Отвечали от души!
Смешарик. Молодцы! А теперь ещё одно задание, заглянем в мой волшебный экран. Посмотрите на слайды с изображением осенних пейзажей, слушайте музыку, которая их сопровождает, и ответьте на вопросы:
- Какие приметы осени вы увидели?
- Какая музыка звучала?
Дети внимательно смотрят слайд– шоу из 5-6 картин с изображением примет месяца сентябрь, в сопровождении произведения П.И.Чайковского «Охота», затем отвечают на вопросы. (Приложение, часть №1 «Сентябрь» )
Дети. Я увидел на картинах что………
– Звучала музыка………
Смешарик. Какому месяцу осени соответствуют эти приметы и музыкальное произведение?
Дети. Такие приметы бывают в месяце…………
– Музыкальное произведение посвящено месяцу……
Дети внимательно смотрят слайд– шоу из 5–6 картин с изображением примет месяца октябрь, в сопровождении произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня», затем отвечают на вопросы. (Приложение, часть №2 «Октябрь»)
Какие приметы осени вы увидели?
Какая музыка звучала?
Какому месяцу осени соответствуют эти приметы и музыкальное произведение?
Дети внимательно смотрят слайд– шоу из 5–6 картин с изображением примет месяца ноябрь, в сопровождении произведения П.И.Чайковского «Тройка», затем отвечают на вопросы.
(Приложение, часть №3 «Ноябрь» )
Какие приметы осени вы увидели?
Какая музыка звучала?
Какому месяцу осени соответствуют эти приметы и музыкальное произведение?
Осень (Обращаясь к Смешарику).
С тобой, Лосяш, было интересно,
Дети не скучали,
И знания отлично показали.
Осень: Сейчас пришла пора, для вас последняя игра. Она называется «Одень
дерево». На моём мольберте два осенних дерева, кто знает, как называются
эти деревья?
Дети: Берёза и дуб.
Осень: Чего нет на деревьях?
Дети: Листьев.
Осень: Какие листья растут на берёзе?
Дети: Берёзовые.
Осень: Какие листья растут на дубе?
Дети: Дубовые.
Осень: Подберите деревьям свой наряд: берёзе – берёзовые листья, а дубу –
дубовые.
Осень: (Обращаясь к Смешарику):
Ну, а теперь пришла пора
Вам получать подарки, детвора.
Смешарик, мне помоги,
Волшебный сундучок сюда неси.
Осень:
Вот мой волшебный сундучок
Давайте скажем
Раз, два, три, не бойся
Сундучок, откройся!
Вноситься сундучок с конфетами, которые раздаются детям.
Осень:
Что ж нам пора прощаться
И в путь дорогу собираться
Смешарик:
Желаю быть здоровыми, красивыми,
Желаю быть всегда счастливыми!
Дети уходят из зала.