Учебно-воспитательные задачи.
Познавательный аспект.
- Формировать и развивать различные виды памяти и мышления.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата.
Развивающий аспект.
- Развивать речь, мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развивать познавательную способность ребенка.
- Развивать навыки контроля и самоконтроля.
Воспитывающий аспект.
- Воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества.
- Воспитывать любовь к предмету.
- Воспитывать систему нравственных межличностных отношений.
Оборудование: фразеологизмы, таблица, учебник, карточки.
I. Организация класса
Вопрос: “Что значит быть хорошим учеником?”
Ответы детей.
Разминка для ума.
1. Что это за пара слов?
Ложь - правда (антонимы – слова противоположные по значению).
Найдите антонимы к словам.
Отдых – работа.
Подлый – честный.
Зло — добро.
Враг – друг.
Вредный – полезный.
Лентяй – труженик.
Неряшливый – аккуратный.
Вопрос: Какие слова характерны для хорошего ученика?
II. Работа с фразеологизмами
Прочитайте на доске устойчивые сочетания (как называются), объясните смысл.
1. Ушки на макушке | 1. Готов к неожиданному, внимателен | |
2. Бить баклуши | 2. Праздно проводить время, бездельничать | |
3. Сложа руки | 3. Ничего не делая, бездельничать. | |
4. Навострить уши | 4. С вниманием и интересом слушать | |
5. Зарубить на носу | 5. Запомнить крепко, накрепко, навсегда | |
6. Держать ухо востро. | 6. Быть очень осторожным |
- Какие фразеологические сочетания возьмем с собой на урок?
- Это задача нашего урока.
III. Работа в тетради. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”. (Минутка чистописания + словарная работа)
1. С красной строки запишите только те сочетания через запятую, какие нам необходимы на всех уроках.
2. Ушки на макушке, навострить уши, держать ухо востро, зарубить на носу.
IV. Работа над новым материалом.
Род имен существительных.
На доске слова: поле, страна, диктант, земля, багаж, зеленый, мыло.
А) Какое слово лишнее? Почему? (Зеленый – им. прилагательное)
Все остальные – существительные. Что такое имя существительное?
Б) Распределите им. существительные на группы по какому-то определенному признаку.
Сколько может быть групп? (3) По родам.
1. Запишите тему урока: “Род имен существительных. Как мы это делаем?
м. р. | ж. р. | ср. р. |
багаж | земля | поле |
диктант | страна | мыло |
Работа по учебнику, стр. 127, над правилом, как над рассказом.
Чтение и пересказ своими словами.
Так, как определить род им. существительных?
На доске записи:
этот, мой, он – м.р.
эта, моя, она – ж.р
это, моё, оно – ср. р.
Работаем по группам:
1 группа – ж.р.
2 группа – м.р.
3 группа – ср. р.
В) Придумайте и допишите по 2 слова в каждую группу с доказательством.
Закрепление изученного материала. Что вы можете сказать об этих словах (сущ. во мн. ч.) Как определить род у этих существительных? Ваше мнение? Да, надо поставить сущ. в ед. число и определить род.
2. Например (на доске слова, упр. 240).
Ягоды – ягода (ж.р.)
Кузнецы
Окна
Поезда
3. Работа в тетради и на доске с доказательством.
V. Работа по развитию речи.
Придумайте два предложения с им. сущ. во мн. числе.
Упр. 241 – самостоятельная работа. Что такое пословицы? (Это народная мудрость, устойчивые сочетания слов, как и фразеологизмы)
Итог урока. Что нового узнали на уроке? Были ли трудности? Оцените свою деятельность.
Кто считает, что работал активно, все понял, и в тетради у вас порядок – возьмите красный флажок.
У кого в тетради не совсем отлично, но работал хорошо - зеленый флажок.
Если вы считаете, что у вас возникли трудности – желтый флажок.
Подведение итога урока. (Рефлексия)
Домашнее задание. Стр. 128, упр. 238, по вариантам.