Цели урока.
Оборудование.
а) Портреты И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, Эзопа.
б) Крылатые выражения, пословицы.
в) Определение жанров (толкование).
г) Басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого.
д) Выставка книг. Басни Крылова.
Ход урока
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
- Какой совет Евгений Львович Шварц дает вам, ребята, в конце сказки?
“Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”. Как вы понимаете его слова? (Делу время – потехе час. Минута час бережет”)
- Расскажите как вы бережете свое время и время окружающих вас людей. (Высказывания детей.)
Работа над новым материалом.
На доске: Определенный тип произведения, который отличается от других особенностями формы и содержания. Что это? (Жанр)
- Какие жанры художественной литературы, фольклора вы знаете? (Пословицы, считалки, рассказы, стихотворения, песни, небылицы, басни и т.д.)
- Чем они различаются? (Отличие между ними в том, что художественная литература всегда существует в письменной форме, а фольклор – в устной, хотя художественная литература начиналась с устного народного творчества, или фольклора)
- Определите по толкованию вид жанра.
На доске.
Небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения. (Песня, жанр художественной литературы)
Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене (Пьеса, жанр художественной литературы)
Небольшие по объему прозаическое произведение, в котором изображается одно или несколько событий из жизни человека или животного. (Рассказ, жанр художественной литературы)
Законченное суждение моральный вывод. (Пословица, жанр фольклора)
Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, сатирического характера. Целью этого жанра – высмеивание человеческих недостатков. Персонажами являются животные, растения, вещи. (Басня, жанр художественной литературы)
Короткие рассказы в стихах или прозе с прямосформулированной моралью, нравоучением. (Басня, жанр художественной литературы)
Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.
На доске портрет И.А. Крылова.
- Каким человеком вы представляете И.А. Крылова? (Мудрым, талантливым)
- Какие Басни Крылова вы знаете? (Выставка книг)
Подготовка к восприятию.
- Как вы понимаете русские пословицы?
“Летом пролежишь – зимой с сумой побежишь”.
“Осень припасает, зима поедает”. (Ответы детей)
Знакомство с содержанием Басни Крылова “Стрекоза и Муравей”. (Учитель читает наизусть, дети инсценируют)
Обсуждение прочитанного.
- Что означает две последние строки, ставшие крылатыми выражениями?
- Как вы их понимаете?
- Когда и о ком так говорят?
- Как вы понимаете ответ Муравья?
- Откликнулся ли он на просьбу Cтрекозы?
- Как вы думаете почему?
- Прав ли он?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Не жестоко ли это?
- Что теперь станет со Стрекозой.
- Не жалко ли вам ее?
- Какая она – Стрекоза – в басне Крылова?
- А какой Муравей.
- Кто вам больше симпатичен? Чем?
- Кого и за что вы осуждаете?
- Что бы вы посоветовали легкомысленной Стрекозе, чтобы с ней больше не случалось такого?
Перечитывание и работа с текстом. (Словарная работа)
Как вы понимаете выражения?
Зима катит в глаза (наступает зима);
В мягких муравах (на мягкой траве);
Тоской удручена (сильно огорчена);
… вешних дней (весенних дней);
Для кого же писались эти Басни? (Для людей)
Чтение Басен Крылова и Л.Н. Толстого.
Сравните эти басни.
(Обе басни являются пересказами произведения древнегреческого баснописца Эзопа, они рассказывают об одном событии, но Л.Н. Толстой пересказал на родном языке басню Эзопа без рифмы и стихотворного ритма, не в стихотворной форме, это называется в прозе. А басня Крылова стихотворная, ритмичная.) (Портреты на доске.)
Какие недостатки людей осуждаются Эзопом, Крыловым, Толстым в этих баснях?
(Писатели осуждали беспечность, надо думать о завтрашнем дне, черствость, эгоизм)
Работа над выразительностью.
- Сколько должно быть исполнителей для произведения игры “Радиотеатр” (выразительное чтение по ролям) или “Театр” (разыгрывание сценки и инсценирование) по басне “Стрекоза и Муравей”. Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей)
- Каким голосом нужно читать слова Стрекозы? Почему?
- С какой интонацией будете читать слова Муравья?
- Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней.
Работа по группам: три человека в группе, самостоятельное распределение ролей, исполнение Басни детьми.
Итог урока (рефлексия).
- Что нового узнали на уроке?
- Какой вывод для себя сделали?
Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
Желающие могут подготовиться к игре “Радиотеатр” (чтение по ролям); к игре “Театр” (инсценированию).