Урок познания мира в 1-м классе "Береги свой дом! Будь экономным!"

Разделы: Начальная школа


Цель: доведение до сознания учащихся необходимость бережного отношения к своему дому.

Задачи:

  • Познакомить с правилами пользования электрическими и газовыми приборами.
  • Развивать речь, внимание, мышление, память.
  • Воспитывать умения правильно  вести себя в чрезвычайных ситуациях.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы будем работать над очень интересной и важной темой, поэтому слушайте внимательно, отвечайте старательно и увас все получится.

Мы улыбаемся миру,
Мир улыбается нам.
Всем людям планеты
Мы дарим улыбку
И хорошее настроение.

2. Подведение итогов наблюдений за погодой

3. Повторение и проверка ранее изученного

Тестирование по теме: «Школа».

4. Актуализация знаний учащихся

– Прослушайте отрывок из песни и скажите, о чем в нем говорится?
– Да, дети пели о доме. Дома бывают разные сельские и городские. Одноэтажные и многоэтажные. 
– Чем частный дом отличается от многоэтажного?
– Люди каких профессий принимают участие в строительстве дома?
– Есть, ребята, еще один замечательный вид  домов, а какой, вы узнаете, отгадав загадку.

В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь.

– Речь идет о юрте.  Максим расскажет нам об особенностях юрты.

Юрта – переносное жилище у кочевников. Юрта легко разбирается и собирается, её можно разобрать за полчаса и поставить на новом месте за короткое время. Она удобно перевозится, непромокаема в ливневые дожди, сохраняет прохладу в знойные дни, надежно укрывает от пронзительных осенних ветров. В ней светло и уютно. Это делает юрту уникальным видом жилища. Юрту обычно могут установить 2-3 человека в течение одного часа.
Шанырак – вершина юрты, кроме того, он выполняет роль окна. Вот сколько интересного  мы узнали о различных домах, но есть еще кое-что очень важное, что вы должны знать. Но сначала мы отдохнем.

Физкультминутка под музыку

Стихотворение об адресе

Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живёшь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

– Для чего его нужно знать?
– Назовите свой адрес.

5. Изучение нового материала

1) У каждого из вас замечательный дом. Каждый из вас любит свой дом. Но для того, чтобы жилище долго нам служило, мы должны научиться беречь его. Сегодня на уроке мы будем работать по теме:

Береги свой дом!
Будь экономным!

– Как вы понимаете слово экономный? (Экономный – бережливо расходующий что-нибудь.)
– Сегодня мы поговорим о самых обычных вещах в наших домах, которые могут стать опасными, если с ними неосторожно обращаться.

2) Загадка о газовой плите.

4 синих солнца,
У бабушки на кухне,
4 синих солнца
Горели и потухли.

Картинка:  газовая плита, газ.

В обыденной жизни газом чаще всего называют метан. Получают его из подземных газовых месторождений. В Казахстане такие месторождения находятся на Прикаспийской  низменности, на полуострове Мангыстау.  После  очистки газ подают по трубам  на заводы и в жилые дома.Из ваших наблюдений имеет ли газ запах, цвет?

Свойства газа

  • бесцветен
  • резкий запах
  • ядовит
  • горюч

– К газовой плите на кухне лучше не подходить. За газом пусть следят взрослые.
– Надышавшись газом, человек может отравиться, газ может взорваться.
Как поступить, если почувствовал запах газа?
– Перекрыть газовый кран, открыть окно, позвонить в аварийную службу.
– Правильно, нужно позвонить по телефону 104.

Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз!
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните 104

– И еще нужно помнить основное правило обращения  с газовой плитой.

Не умеешь – не пользуйся!

3) В наших домах есть еще одна помощница. Послушайте стихотворение.

Если руки ваши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
ни готовить , ни  стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды.

– Для чего нужна вода?
– Человеку, животным, растениям нужна чистая, природная  вода. А если реки, пруды и озера засоряются, то вода становится вредной, ее нельзя пить, ею нельзя поливать. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения. Гриша подготовил для нас интересное сообщение на эту тему.
– А знаете ли вы, что за 1 мин. Из неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды,  а в час – 600 граммов, за сутки – 60 литров. А одному человеку в сутки требуется примерно 100 литров воды ( включая приготовление пищи, умывание, душ, стирку белья).
Мы должны прислушаться к призыву.

Экономьте воду!

– Кто знает, что нужно делать, если у вас в доме случился прорыв водопровода?

6. Физкультминутка «Кран откройся»

4) В наших домах, кроме воды и газа есть еще помощники, а какие, вы узнаете, отгадав загадки. 

На доску вывешиваются картинки.

Он учиться помогает,
Информацию хранит,
В игры он с тобой играет,
С дисков музыка звучит. (Компьютер)

В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу
На дворе стоит жара
В сундучище холода. (Холодильник)

Идет паровоз
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать. (Утюг)

Как начнет кипеть, разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)

Есть у нас в квартире робот
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер ТУ. (Пылесос)

Живет в нем вся Вселенная
А вещь обыкновенная. (Телевизор)

– Как одним словом назвать эти вещи? (Электроприборы или бытовая техника.)
– А работать они смогут, если в доме есть электричество.
– Что произойдет, если прибор неисправен или его забыли выключить?
– Кто является виновником пожаров?

Запомнить твердо нужно нам –
Пожар не возникает сам!

(В. Маяковский)

5) Работа с памяткой «Чтобы не было пожара»

Чтение хорошо читающим учеником

– А если пожар все-таки возник? Как надо действовать? (Звонить по телефонам 101 и 103)

6) Игра «Вызов пожарных» (телефон)

Кто говорит
Адрес, телефон
Этаж

7. Закрепление изученного

1) Работа по учебнику с.118 – 119

Чтение детьми.

2) Игра «Сектор»

Ребусы (комната, газ, вода)

Назвать телефоны аварийных служб

3) Экспресс-тест  (да – нет)

  • Газ бесцветен, но имеет резкий запах.
  • Газ ядовит, может загореться и взорваться
  • Водопроводный кран не нужно закрывать плотно, пусть вода капает, ее же много
  • Без воды человек проживет легко, она не нужна ни животным, ни растениям.

4) Работа в тетради.

– Записать телефоны аварийных служб.

8. Итог урока. Оценивание

– Над какой темой работали? Что нового узнали?

9. Домашнее задание: с. 118-119, читать