Триединая дидактическая цель:
1) Образовательная
- формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
- отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;
- формирование навыка осознанного, выразительного чтения;
- формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.
2) Воспитательная
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
- обогащение нравственного опыта младших школьников;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире.
3) Развивающая
- развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
- развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.
Оборудование. Учебник "Литературное чтение:любимые страницы: учебник для 2 класса. Ч. 1" (О. В. Кубасова); иллюстрации к рассказу ; рабочий лист к уроку (Приложение №1); сердечки для проведения рефлексии; словарь русского языка Ожегова С. И.
1. Мобилизующий этап.
У: -Урок литературного чтения. Начнем его с задачи. Рассмотрите игровое поле. Вспомните, как прыгает котик.
Д: -Котик прыгает через два домика наискосок.
У: -Прочитайте слова, записанные на домиках. Слайд №2
-Внимание, задача. Котик вышел из домика со словомСЕБЯЛЮБИВЫЙ. Двигаясь по ходу часовой стрелки, он сделал три прыжка. В каком домике котик находится сейчас?
Д: Котик вышел из домика со словомСЕБЯЛЮБИВЫЙ. Двигаясь по ходу часовой стрелки, он сделал три прыжка. Из него котик переместился в домик со словом БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ. Оттуда котик прыгнул в домик со словом ОТЗЫВЧИВЫЙ. Затем он очутился в домике со словом ДОБРЫЙ. Значит, сейчас котик находится в домике со словом ДОБРЫЙ. (Проверка по слайду №3)
2. Формулирование темы и цели урока
У: - Прочитаем задание №2 на рабочих листочках.
2. Определи автора произведения. Собери выделенные буквы с домиков по часовой стрелке. Начни с домика, из которого вышел котёнок. Сформулируй первую часть темы урока.
У: -Назовите первую часть темы урока.
Д: Первая часть темы урока Ю. И. Ермолаев.
У: -Впишите её в верхний прямоугольник. Слайд №4 (По щелчку показывается верхний прямоугольник).
Тема:
У: -Выполним задание №3. Прочитаем его.
3. Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.
"ДВАПИРОЖНЫХ"
У: -Как называется произведение?
Д: - Произведение называется "Два пирожных". Слайд №4. (По щелчку показывается нижний прямоугольник).
У: -Вторую часть темы вы определили правильно.
У: -Назовите тему урока полностью.
Д: Ю. И. Ермолаев и его произведение "Два пирожных"
У: -Отталкиваясь от темы урока и используя опорные слова, сформулируйте его цель.
Слайд №5.
Цель:
- Расширить сведения о Ж и Т : : :;
- Познакомиться с : " : : ";
- Учиться читать и : : " : : ";
Учащиеся отвечают:
- Расширить знания о жизни и творчестве Юрия Ивановича Ермолаева;
- Познакомиться с произведением Юрия Ермолаева "Два пирожных";
- Учиться читать и анализировать произведение Юрия Ермолаева
"Два пирожных".
У: Начнем работу над первой частью цели урока.
2. Подготовительная работа.
Рассказ учителя. Слайд №6.
Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт.
- Продолжим знакомство с творчеством автора, прочитаем сведения из рубрики в гостях у автора задание №4.
4. В гостях у автора. Слайды№7- №8.
Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость.
У: Что нового узнали о Ю. И. Ермолаеве из моего рассказа и рубрики "В гостях у автора"?
У: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.
Словарная работа. Слайд №9.
У: В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить.
Выполним задание №5.
У: - Кто прочитал первое слово?
У: -Как понимаете его значение? (Учитель сначала выслушивает версии детей, а потом дает точное толкование слов).
Д: - КРЕНДЕЛЬ - витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку.
У: - Кто восстановил второе слово?
- Объясните его значение.
Д: - ДОЛИНА - удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор.
3. Антиципация.
У: - По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, предположите, о чем пойдет речь. (2-3 предположения)
4. Первичное восприятие. Произведение читает учитель, учебники закрыты.
5. Проверка первичного восприятия.
У: -О чем это произведение?
У: -Подтвердились ли ваши предположения?
У: -Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Можете пользоваться справочником "Моя шкатулка" на странице 2.
(Дети называют чувства, которые они испытали и обосновывают свое мнение:УДИВЛЕНИЕ,НАПРЯЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГА, РАДОСТЬ, НЕГОДОВАНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ).
У: - Давайте еще раз перечитаем текст и определим жанр этого произведения.
- Откроем учебники на стр. 124
У: - Произведение,какого жанра мы прочитали?
- При ответе пользуйтесь справочником "Моя шкатулка" на стр. 14
У: - Обоснуйте каждый признакпроизведения.
Слайд № 10.
Признаки рассказа
- Повествование о реальных событиях.
- Небольшой объём.
- Немного действующих лиц.
- Описание одного эпизода.
Слайд № 11.
- Обозначим его моделью.
У:-Какова тема рассказа?
У:-Какой цвет выберете для обозначения темы рассказа?
Д: - Это рассказ о детях, раскрасим модель произведения в желтый цвет.
У:- Мы реализовали вторую часть темы урока.
6. Вторичное чтение и анализ.
У: -Продолжим работу над реализацией поставленных вами целей. Будем учиться анализировать рассказ.
Слайд № 12 (По щелчку появляются фотографии сестер и названия столбиков таблицы)
У: -Выполним задание №6 на рабочих листах.
- Прочитаем его.
У: - Есть ли ошибки в первом вопросе?
У: -Кому ты адресуешь этот вопрос?
У: -Что нужно исправить во втором вопросе?
Д: - Почему девочки не хотели помогать маме?
Слайд №12. По щелчку появляются фразы: читала книгу, лепила из пластилина.
У: -Все ли верно в третьем вопросе?
Д: -Наташа осталась читать увлекательную книгу, она удовольствие доставляла себе. А Оля решила сначала помочь маме, а потом лепить в свое удовольствие. Она пересилила свое желание, и пошла трудиться для всей семьи.
Слайд №12. По щелчку появляются фразы: чтение книги, помощь маме.
У: -Прочитаем четвертый вопрос.
У: -Охарактеризуйте сестер, при ответе можете пользоваться справочником на стр. 16-18 или словами, записанными на домиках.
У: - Прочитаем пятый вопрос.
- Как вы на него ответите?
У: - При ответе вы можете пользоваться справочником на странице 2.
Слайд №12. По щелчку появляются фразы:
Себялюбивая, ленивая, нечуткая | Трудолюбивая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная |
У: -Прочитаем шестой вопрос.
У: -Кто исправит ошибку? (Почему Оля съела два пирожных?)
Д: - Оля съела два пирожных, потому что за старание ее отблагодарила мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь.
Слайд №12. По щелчку появляются фотографии пирожных.
У: -Прочитаем седьмой вопрос.
У: - Кто нашел ошибку?
У: - Кому ты адресуешь свой вопрос?
У: - Мама хотела таким поступком воспитать у дочери чувство ответственности и взаимопомощи. Мама пришла уставшая с работы. Ей нужно было помочь. Несмотря на сильное желание заниматься чтением книги, старшей дочери необходимо было помочь маме и отложить свое желание, как это сделала Оля. Втроем они еще быстрее вымыли посуду и занялись бы другими делами.
У: -Прочитаем восьмой вопрос.
- Как вы на него ответите?
Д: -Возможно, Наташа так поступала не в первый раз. Видимо, ее нечуткость к близким людям проявлялась не один раз. Иначе мама бы так жестко не поступила со старшей дочкой.
Д: - Я считаю, что Наташе можно было бы такой урок дать помягче. Ее по-человечески очень жаль. Ведь она не праздно лежала на диване, а читала книгу. Мама могла оставить пирожное. :
Слайд №13.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди- ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.
Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.
У: - Продолжим анализ рассказа. Выполним задание №7 на рабочих листах.
-Прочитаем его.
7. Прочитай пословицы. Подчеркни красным карандашом пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.
В добрых руках работа спорится.
Какие труды, такие и плоды.
Делая зло, на добро не надейся.
У болтуна нет спешных дел.
У: -В нашей опорной схеме не хватает главной мысли рассказа Ю. Ермолаева.
Поработайте вместе и обсудите в парах. Какая пословица передает главную мысль рассказа.
Слайд №12. По щелчку появляются фразы:
КАКИЕ ТРУДЫ, ТАКИЕ И ПЛОДЫ, | В ДОБРЫХ РУКАХ РАБОТА СПОРИТСЯ |
7. Творческая работа
Слайд №14.
Сейчас вы будете работать в группах. Вам предлагается следующее задание:
1 группе- используя опорную запись на доске составить рассказ об Оле;
3 группе - используя опорную запись на доске составить рассказ о Наташе;
2 группе - используя справочник "Моя шкатулка" и цветные карандаши вам предлагается передать цветом чувства Наташи на протяжении всего рассказа.
Примерный ответ детей 3 группы: Наташа сначала испытывала радость- мы ее обозначили красным цветом, когда мама попросила ее о помощи - она испытывала чувство раздражения и злости, мы это обозначили черным цветом, когда сестра звала на помощь, Наташа испытывала чувство тайны и фантазии - мы это обозначили розовым и фиолетовым цветом. Когда Наташа узнала, что ее лишили сладостей, она испытывала чувство печали, горя и гнева. Мы это обозначили красным, черным и серым цветом.
8. Домашнее задание. Слайд №15.
У: -Дома вы выполните задание на выбор:
а) Подготовься читать последнюю часть рассказа по ролям;
б) дай советы главным героям, используя пословицы;
в) составь характеристику главных героев рассказа "Два пирожных" используя справочник "Моя шкатулка" на стр. 16-18.
9. Рефлексия.
У: - Каким бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева. Выберите слово на домиках и прикрепите к нему сердечко.
У: - За старание и работу на уроке я тоже хочу вас угостить крендельками.
Используемая литература.
1. Л. А Ефросинина "Уроки чтения, слушания, внеклассного чтения и письма" Москва -2001, Издательство СФЕРА
2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. "МОЯ ШКАТУЛКА" Справочник по литературному чтению. -Киров: ООО "Кировская областная типография", 2010.
3. О. Н. Бершанская, Г. Д. Дегтерева, Читая-думаю. 1 кл. : тетрадь по литературному чтению. //2-е изд. , перераб. и доп. Киров: ООО "Кировская областная типография", 2009. -76 с.: илл.
4. Бершанская О. Н., Дегтерева Г. Д., Кузнецова М. В. Читая-думаю. 2 кл., ч. 2: тетрадь по литературному чтению. // Киров: КОГУЗ "МИАЦ", 2009. - 80 с. : илл.