Урок обучения грамоте. 1-й класс, образовательная система "Начальная школа XXI века". Тема: "Звуки [р] [р'], обозначение их буквой Р"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить с буквой Р р;
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Развивающая:

  • развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
  • оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
  • способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).

Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, привитие навыковкультурного общения.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска;
  • у учащихся – учебник “Букварь”, рабочая тетрадь “Я учусь писать и читать”, фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.

Ход урока (технологическая карта)

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 2 3 4
I. Организационный момент.

 

 

 

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какой сейчас урок?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

 

1. - Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

- Посмотрите на ленту букв.
- Каким цветом наша лента?
- Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

- Чем отличаются гласные от согласных?

 

 

 

- Сколько знаете гласных букв?
- А гласных звуков? Назовите.

 

- Назовите изученные согласные.
- Все ли буквы нам известны?
- Хотите познакомиться с новой буквой?

Физкультминутка для глаз.

2. Чистоговорка. (слайд №2)

 

 

- Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?

- С какой буквой познакомимся на уроке?

1. Звуковой анализ слова “рыба”, “речка”.

- Отгадайте загадку.

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.

- Составьте звукобуквенную модель слова “рыба”.
- Назовите первый звук в слове.
- Какой это звук?
- Какой фишкой обозначим?

- Назовите второй звук в слове?
- Что знаете об этом звуке?

- Назовите третий звук.
- Какой это звук?

- Какой фишкой обозначим?
- Назовите последний звук?
- Что знаете о нем?

Аналогично проводится анализ слова “речка”.

Загадка.

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.

- Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,] , называется “эр” (слайд №7)

- Почему здесь две буквы “эр”?
- На что похожа буква “эр”?

(слайд №8)

Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.

В.Степанов.

- Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р,]

 

- Определите, твердый или мягкий это звук?

2. Работа в парах.

-Назовите как можно больше слов со звуками [р], [р,]

- Составьте звукобуквенную модель слова с новыми звуками.

Физкультминутка (изображение пальцами буквы)

Мы ладонь согнем дугой
И прижмем её к другой,
И у нас у всех теперь
Получилась буква “Р”.

3. Работа в тетрадях для печатания.

4. Работа по учебнику (с.66)

Дифференцированная работа.

1 группа – прочитать предложения, найти и прочитать имена;

2 группа – прочитать слоги по строкам;

3 группа – прочитать слоги с буквой Р, используя пособие –

окошечки”.

5. Коллективная работа.

Чтение слов по строчкам, по столбикам.

- Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки.

- Прочитайте слова, в которых только один гласный звук.

- Составьте и прочитайте слова по стрелочкам.

- Прочитайте только имена.

Физкультминутка.

У реки росла рябина
А река текла, рябила.
Посредине глубина
Там гуляла рыбина.
Эта рыба, рыба – царь
Называется пескарь.

- Назовите слова с новым звуком.

6. Работа с текстом.

На рыбалке.

Митя и Леша удили рыбу.
Вот ёрш и карась.
А это пескарь.
Дети кладут рыбу в ведро.
Мурзик будет рад улову.

- Как называется рассказ?
- Кто прочитает?

 

Работа по вопросам.

- Кто удил рыбу?
- Какую рыбу они поймали?

- Куда дети кладут рыбу?
- Кто будет рад улову?
- Найдите в тексте слова со звуком

[р], [р,]

 

7. Задания по рабочей тетради “Я учусь писать и читать”.

  • Закрепление зрительного образа буквы Р.

- Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Р.

  • Задание “Сообрази и запиши”.

- Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.

- Прочитайте получившиеся слова.

- Чем похожи эти слова?

- Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное?

- В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук?

- А мягкий согласный звук?

  • Задание “Напиши”.

- Впиши букву Р.
- Прочитай получившиеся слова.

 

- Что общего у всех слов первой строчки?

- С какой буквой сегодня познакомились?

- Какой звук обозначает буква Р?

- Что было интересным на уроке?

- Возникали затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

- Удалось вам сохранить хорошее настроение?

- Оцените свою работу

Урок обучения грамоте.

 

- Хорошее.

 

 

 

 

- Красным и синим.

- Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

- Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.

- А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

- Десять.

- Шесть: [а],[о],[у],[ы],[и],[э].

 

 

 

- М, Н.
- Нет.

- Да (учащиеся готовы к продолжению работы).

Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук.

- [р] и [р,]

 

- С буквой Рр.

 

 

 

 

- Рыба (слайд №3)

 

- [р]
- Твердый, согласный звук.

- Синей. (слайд №4)

- [ы]
- Гласный, обозначим красной фишкой.

- [б]
- Твердый, согласный звук.

- Синей.
- [а]
- Гласный, обозначим красной фишкой.

 

- Речка (слайд №5, №6)

 

- Печатная большая, печатная маленькая.

- Парус, ромашка.

 

 

 

 

 

 

- Кирилл, Родион, Рината, Дмитрий, Варвара, Александр, Дарья, Григорий, Егор.

(Учащиеся определяют).

 

 

- Рама, тарелка, ручка, дверь и т.д.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся печатают букву Рр.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Марина, Нина, рана, имена.
- Нина, Марина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь.

 

 

 

 

 

 

- На рыбалке.

Чтение читающими детьми вслух.

 

- Митя и Лёша.
- Ерша, карася, пескаря.
- В ведро.
- Мурзик.

 

- Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Море, нора, рама.

- Есть звук [р] и [р,]

- Нет.

 

- Нора, рама.

- Море.

 

 

 

Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия.

Имена людей.

 

- Рр

- [р], [ р,]

Фронтальные ответы детей.

- Да.

- Да.

- Да.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.