Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.
Тип урока: урок – открытия нового знания.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с буквой Р р;
- учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
- плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Развивающая:
- развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
- оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
- способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, привитие навыковкультурного общения.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная.
Средства обучения:
- у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска;
- у учащихся – учебник “Букварь”, рабочая тетрадь “Я учусь писать и читать”, фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.
Ход урока (технологическая карта)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
III. Постановка учебной задачи.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
V. Первичное закрепление.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
VII. Рефлексия деятельности (итог урока) |
- Какой сейчас урок? - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
1. - Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. - Посмотрите на ленту букв. - Чем отличаются гласные от согласных?
- Сколько знаете гласных букв?
- Назовите изученные согласные. Физкультминутка для глаз. 2. Чистоговорка. (слайд №2)
- Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке? - С какой буквой познакомимся на уроке? 1. Звуковой анализ слова “рыба”, “речка”. - Отгадайте загадку. Блещет в речке чистой - Составьте звукобуквенную модель слова
“рыба”. - Назовите второй звук в слове? - Назовите третий звук. - Какой фишкой обозначим? Аналогично проводится анализ слова “речка”. Загадка. Течет, течет – не вытечет, - Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,] , называется “эр” (слайд №7) - Почему здесь две буквы “эр”? (слайд №8) Буква Р – на мачте парус, В.Степанов. - Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р,]
- Определите, твердый или мягкий это звук? 2. Работа в парах. -Назовите как можно больше слов со звуками [р], [р,] - Составьте звукобуквенную модель слова с новыми звуками. Физкультминутка (изображение пальцами буквы) Мы ладонь согнем дугой 3. Работа в тетрадях для печатания. 4. Работа по учебнику (с.66) Дифференцированная работа. 1 группа – прочитать предложения, найти и прочитать имена; 2 группа – прочитать слоги по строкам; 3 группа – прочитать слоги с буквой Р, используя пособие – окошечки”. 5. Коллективная работа. Чтение слов по строчкам, по столбикам. - Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки. - Прочитайте слова, в которых только один гласный звук. - Составьте и прочитайте слова по стрелочкам. - Прочитайте только имена. Физкультминутка. У реки росла рябина - Назовите слова с новым звуком. 6. Работа с текстом. На рыбалке. Митя и Леша удили рыбу. - Как называется рассказ?
Работа по вопросам. - Кто удил рыбу? - Куда дети кладут рыбу? [р], [р,]
7. Задания по рабочей тетради “Я учусь писать и читать”.
- Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Р.
- Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы. - Прочитайте получившиеся слова. - Чем похожи эти слова? - Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное? - В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук? - А мягкий согласный звук?
- Впиши букву Р.
- Что общего у всех слов первой строчки? - С какой буквой сегодня познакомились? - Какой звук обозначает буква Р? - Что было интересным на уроке? - Возникали затруднения? - Вы смогли их преодолеть? - Удалось вам сохранить хорошее настроение? - Оцените свою работу |
Урок обучения грамоте.
- Хорошее.
- Красным и синим. - Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. - Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. - А согласные не тянутся, встречают во рту преграды. - Десять. - Шесть: [а],[о],[у],[ы],[и],[э].
- М, Н. - Да (учащиеся готовы к продолжению работы). Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук. - [р] и [р,]
- С буквой Рр.
- Рыба (слайд №3)
- [р] - Синей. (слайд №4) - [ы] - [б] - Синей.
- Речка (слайд №5, №6)
- Печатная большая, печатная маленькая. - Парус, ромашка.
- Кирилл, Родион, Рината, Дмитрий, Варвара, Александр, Дарья, Григорий, Егор. (Учащиеся определяют).
- Рама, тарелка, ручка, дверь и т.д.
Учащиеся печатают букву Рр.
- Марина, Нина, рана, имена.
- Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь.
- На рыбалке. Чтение читающими детьми вслух.
- Митя и Лёша.
- Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.
- Море, нора, рама. - Есть звук [р] и [р,] - Нет.
- Нора, рама. - Море.
Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия. Имена людей.
- Рр - [р], [ р,] Фронтальные ответы детей. - Да. - Да. - Да. |
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |