Урок математики по теме "Деление с остатком"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению способа деления с остатком

Задачи:

  1. Актуализировать знания о табличных случаях деления, названии компонентов при делении, связи между компонентами деления;
  2. Формировать умение выполнять деление с остатком через практическую деятельность;
  3. Формировать умение оценивать свою деятельность на протяжении всего урока;
  4. Формировать универсальные учебные действия.

Результаты:

Личностные Метапредметные Предметные
Ценностное отношение к умению выполнять деление с остатком, к совместной познавательной деятельности, к полученным результатам. регулятивные УУД:
  • умение выявлять проблему;
  • умение определять границу “знания-незнания”;
  • умение определять цель, задачи урока;
  • умение выбирать действия по достижению цели;
  • умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

познавательные УУД

  • умения использовать научные методы познания (наблюдение);
  • умение сравнивать, делать выводы;

коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать других.
  • умение выполнять деление с остатком через практическую деятельность;
  • умение применять найденный способ деления с остатком в жизненных ситуациях;

 

Этапы урока Цель этапа Действия учителя Действия обучающихся Результат
Оргмомент. Формирование самооценки готовности к уроку. (Приложение, слайд 2)

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы- старательные!
Мы – отлично учимся!
Все у нас получится!

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны… математики. Готовы?

Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока

Оценивают свою готовность, настрой на работу. Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

 

 

Актуализация знаний. Актуализация знаний о табличных случаях деления, названии компонентов при делении, связи между компонентами деления. Начнем урок с математического диктанта, записываем в тетрадь только ответы в строчку.

(Приложение, слайд 3)

- 18 человек расселись за парты по 2 человека. Сколько парт занято?
- Делимое 45, делитель 9. Запишите частное.
- 56 разделить на 7.
- Во сколько раз 48 больше, чем 8?
- Делимое 63, частное 9. Запишите, чему равен делитель.
- Уменьшите 28 в 7 раз.
- 11 разделите на 4

Воспринимают задание, выполняют индивидуально.

 

Записывают в тетради.

Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.
Постановка учебной задачи. Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. - Проверим, как вы справились с заданием (открываю на доске).

9 5 8 6 7 4 - Возле каждого правильного ответа поставьте карандашом +

- Смогли ли вы выполнить задание полностью? Почему? Чем отличается последнее выражение от предыдущих?

- Каким математическим действием вы пользовались, выполняя математический диктант?

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Посмотрите, как я сформулировала цель: научиться выполнять деление нового вида (Приложение, слайд 4)

- Может кто-нибудь назвать тему урока?

- Расположите ответы математического диктанта в порядке возрастания, и вы узнаете, куда мы сегодня на уроке отправимся.

На доске:

4 5 6 7 8 9
а т е л ь е

(если верно, поставьте +)

- Какое слово у нас открылось?
- Мы отправляемся в ателье, где шьют одежду. (Приложение, слайд 5) Ателье получило заказ от танцевальной группы на пошив костюмов для выступлений. Сарафаны уже сшили, осталось пришить пуговицы и карманы. Поможем мастерам.

У вас на партах по два сарафана и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц красного цвета для этих сарафанов и распределите их поровну.

-  Все ли пуговицы удалось поровну пришить (разложить) на два сарафана? Сколько пуговиц на каждом сарафане?

(Приложение, слайд 6)

- Запишем выражение, соответствующее вашим действиям.

- Какое действие выполняли? Сколько пуговиц было сначала? На сколько сарафанов их разделили? Какое выражение получится?

На доске: 9:2=4 (ост.1)

- Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов.

- Сколько всего карманов?

- Какое действие вы выполняли?

- Все ли карманы удалось разделить?

- Запишем выражение. (Приложение, слайд 7)

Сколько всего карманов? На сколько сарафанов их разделили? Какое выражение получится?

На доске: 5 : 2 = 2 (ост. 1)

- Чем эти выражения отличаются от привычных вам?

- Можете ли сейчас назвать тему урока? Прочитайте тему урока, записанную на доске.

Учитель открывает запись: "Деление с остатком". (Приложение, слайд 8)

Чему мы должны научиться на уроке?

- Верно, это будут задачи нашего урока. Я хочу вам предложить ещё одну задачу урока. Вот как я сформулировала задачи урока (Приложение, слайд 9)

Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.

11 не делится на 4.

Это не табличный случай деления.

Делением.

Высказывания детей.

 

Предлагают варианты, но точно тему урока назвать не могут.

Дети в тетради записывают числа в порядке возрастания.

Один ученик у доски переставляет карточки и переворачивает их обратной стороной

- Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.

Ателье.

 

Дети распределяют пуговицы на сарафаны.

Поровну пуговицы разделить не удалось, осталась одна лишняя пуговица.

 

 

Высказывания детей.

 

 

Запись в тетради.

Дети распределяют карманы.

5.

Деление.

Не все карманы удалось разделить. Один карман остался лишний.

 

Дети записывают выражение в тетради.

Здесь в ответе, кроме частного, есть еще оставшееся число.

Высказывания детей.

 

 

 

Высказывания детей.

Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на доске результату;

Умение определять границу “знания-незнания”;

Самостоятельное определение темы, цели и задач урока;

Представление о результате: узнать способ действий по выполнению деления с остатком.

Открытие нового знания. Формирование умения выбирать способ действия для выполнения деления с остатком. - Продолжим нашу работу в ателье. Сколько пуговиц синего цвета? Пуговицы надо разложить в коробочки поровну.

- Все ли пуговицы удалось разложить? Сколько пуговиц в каждой коробочке?

(Приложение, слайд 10)

- Запишем выражение, соответствующее вашему действию.

На доске: 16:3 = 5 (ост 1)

Что обозначает число16? 3? 5? 1?

- Вернёмся к примеру из математического диктанта. 11:4. Можем сейчас разделить? Как мы это будем делать? (Каким способом мы будем делить?)

- Знакома ли вам эта фигура? (Приложение, слайд 11)

- Можно ли разделить, используя отрезок? Как это будем делать?

- Начертите, запишите выражение и вычислите.

- Все ли части одинаковые? Сколько частей по 4см получилось? Какова длина третьей части? Проверьте. (Приложение, слайд 11) Если деление выполнили правильно, поставьте +

- Продолжим работу в ателье. Для отделки сарафанов нужна тесьма. Измерьте длину тесёмки. (Приложение, слайд 12)

- Необходимо разрезать тесьму на кусочки по 3 см.

- Повторим правила работы с ножницами. (Приложение, слайд 13)

- Разрежьте и запишите выражение (Дети выполняют задание).

- Удалось ли вам разделить тесёмку на равные части? Сколько частей по 3см получилось? Какова длина оставшейся части? Проверьте. (Приложение, слайд 14)

(поставьте +, если верно)

На слайде: (Приложение, слайд 15)

9: 2 = 4 (ост. 1)
5 : 2 = 2 (ост. 1)
16 : 3 = 5 (ост. 1)
11 : 4 = 2 (ост. 3)
14 : 3 = 4 (ост. 2)

- Назовите компоненты при делении с остатком.

-  Посмотрите, на что я хочу обратить ваше внимание?

- В каждом выражении сравните подчеркнутые компоненты. Что вы заметили? Какой вывод можно сделать?

-  Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.61 (Приложение, слайд 16)

- Какие-то задачи урока удалось выполнить?

Дети раскладывают пуговицы синего цвета в спичечные коробки.

- В каждой коробочке по пять пуговиц, одна осталась.

Дети записывают в тетради.

Повторяют названия компонентов при делении, новый остаток.

Дети предлагают свои способы деления.

 

 

- Это отрезок.

- Начертить отрезок, равный 11см. Разделить его на части по 4 см каждая.

(Дети выполняют задание).

Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.

У каждого на парте полоска длиной 14см.

Высказывания детей.

Выполняют задание.

Высказывания детей.

Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делимое, делитель, частное, остаток.

- Делитель и остаток.

- Остаток всегда меньше делителя.

Дети читают правило и делают вывод о том, что они рассуждали правильно.

Высказывания детей.

Умение использовать научный метод познания – наблюдение.

Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание ценности совместной деятельности.

 

 

Приобретение способа действий по выполнению деления с остатком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Первичное закрепление. Формирование прочных навыков деления с остатком при решении практических задач. - Вернемся к заказу танцевальной группы. Для исполнения одного из танцев необходим костюм, состоящий из панамки, футболки, юбочки и косынки. (Приложение, слайд 17) Предлагаю вам поработать в группе

 Нужно раскрасить костюм, для этого необходимо выполнить деление с остатком. А что бы правильно раскрасить костюмы воспользуйтесь ключом к заданию. (Приложение, слайд 18)

Зеленый цвет – 2 (ост. 2)
Желтый цвет – 2 (ост. 1)
Синий цвет – 2 (ост. 3)
Красный цвет – 5 (ост. 1)

Проверка (Приложение, слайд 19) (Возле каждого правильно раскрашенного элемента костюма +)

 

 

 

Самостоятельное выполнение задания.

Работа в группах.

 

 

Сверяют результаты своей работы с предложенным решением на доске.

Опыт работы по выполнению деления с остатком.

Успешное применение нового способа.

Итог урока и оценка деятельности. Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. - Что нового вы сегодня открыли для себя? Что было самое интересное?

- Можно ли сказать, что урок получился успешным? Докажите.

- Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры.

А сейчас поставим отметки за работу на уроке. Для этого посчитайте все + (Приложение, слайд 20)

+ 12-13 – “5”
+ 9-11 – “4”
+ 6-8 – “3”

 Высказывания детей.

- Урок можно назвать успешным, потому что мы выполнили все задачи урока.

- Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить знания о способе деления с остатком.

Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительнотношение к проделанной работе.

Осознание ценности изученного способа деления с остатком.

Рефлексия.  Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений.

- У каждого на парте лежат карточки разного цвета. Прочитайте высказывания и поднимите соответствующую карточку. (Приложение, слайд 21)

Домашнее задание (Приложение, слайд 22)

Запомнить правило: стр. 61

Обязательное: выполнить деление с помощью рисунка: стр. 61 № 4;

По желанию: составить 4 примера на деление с остатком, вычислить с помощью рисунка.

 Поднимают карточки. Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.