Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению способа деления с остатком
Задачи:
- Актуализировать знания о табличных случаях деления, названии компонентов при делении, связи между компонентами деления;
- Формировать умение выполнять деление с остатком через практическую деятельность;
- Формировать умение оценивать свою деятельность на протяжении всего урока;
- Формировать универсальные учебные действия.
Результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Ценностное отношение к умению выполнять деление с остатком, к совместной познавательной деятельности, к полученным результатам. | регулятивные УУД:
познавательные УУД
коммуникативные УУД:
|
|
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат | ||||||||||||
Оргмомент. | Формирование самооценки готовности к уроку. | (Приложение, слайд 2) Мы
– умные! Мы сегодня будем снова раскрывать тайны… математики. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока |
Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
|
||||||||||||
Актуализация знаний. | Актуализация знаний о табличных случаях деления, названии компонентов при делении, связи между компонентами деления. | Начнем урок с математического диктанта,
записываем в тетрадь только ответы в строчку.
- 18 человек расселись за парты по 2 человека.
Сколько парт занято? |
Воспринимают задание, выполняют
индивидуально.
Записывают в тетради. |
Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы. | ||||||||||||
Постановка учебной задачи. | Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. | - Проверим, как вы справились с заданием
(открываю на доске). 9 5 8 6 7 4 - Возле каждого правильного ответа поставьте карандашом + - Смогли ли вы выполнить задание полностью? Почему? Чем отличается последнее выражение от предыдущих? - Каким математическим действием вы пользовались, выполняя математический диктант? - Сформулируйте цель нашего урока. - Посмотрите, как я сформулировала цель: научиться выполнять деление нового вида (Приложение, слайд 4) - Может кто-нибудь назвать тему урока? - Расположите ответы математического диктанта в порядке возрастания, и вы узнаете, куда мы сегодня на уроке отправимся. На доске:
(если верно, поставьте +) - Какое слово у нас открылось? У вас на партах по два сарафана и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц красного цвета для этих сарафанов и распределите их поровну. - Все ли пуговицы удалось поровну пришить (разложить) на два сарафана? Сколько пуговиц на каждом сарафане? - Запишем выражение, соответствующее вашим действиям. - Какое действие выполняли? Сколько пуговиц было сначала? На сколько сарафанов их разделили? Какое выражение получится? На доске: 9:2=4 (ост.1) - Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов. - Сколько всего карманов? - Какое действие вы выполняли? - Все ли карманы удалось разделить? - Запишем выражение. (Приложение, слайд 7) Сколько всего карманов? На сколько сарафанов их разделили? Какое выражение получится? На доске: 5 : 2 = 2 (ост. 1) - Чем эти выражения отличаются от привычных вам? - Можете ли сейчас назвать тему урока? Прочитайте тему урока, записанную на доске. Учитель открывает запись: "Деление с остатком". (Приложение, слайд 8) Чему мы должны научиться на уроке? - Верно, это будут задачи нашего урока. Я хочу вам предложить ещё одну задачу урока. Вот как я сформулировала задачи урока (Приложение, слайд 9) |
Оценивают правильность выполнения
задания, сверяя с результатом работы на доске. 11 не делится на 4. Это не табличный случай деления. Делением. Высказывания детей.
Предлагают варианты, но точно тему урока назвать не могут. Дети в тетради записывают числа в порядке возрастания. Один ученик у доски переставляет карточки и переворачивает их обратной стороной - Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске. Ателье.
Дети распределяют пуговицы на сарафаны. Поровну пуговицы разделить не удалось, осталась одна лишняя пуговица.
Высказывания детей.
Запись в тетради. Дети распределяют карманы. 5. Деление. Не все карманы удалось разделить. Один карман остался лишний.
Дети записывают выражение в тетради. Здесь в ответе, кроме частного, есть еще оставшееся число. Высказывания детей.
Высказывания детей. |
Оценивание выполнения собственной
работы по предъявленному на доске результату; Умение определять границу “знания-незнания”; Самостоятельное определение темы, цели и задач урока; Представление о результате: узнать способ действий по выполнению деления с остатком. |
||||||||||||
Открытие нового знания. | Формирование умения выбирать способ действия для выполнения деления с остатком. | - Продолжим нашу работу в ателье.
Сколько пуговиц синего цвета? Пуговицы надо
разложить в коробочки поровну. - Все ли пуговицы удалось разложить? Сколько пуговиц в каждой коробочке? - Запишем выражение, соответствующее вашему действию. На доске: 16:3 = 5 (ост 1) Что обозначает число16? 3? 5? 1? - Вернёмся к примеру из математического диктанта. 11:4. Можем сейчас разделить? Как мы это будем делать? (Каким способом мы будем делить?) - Знакома ли вам эта фигура? (Приложение, слайд 11) - Можно ли разделить, используя отрезок? Как это будем делать? - Начертите, запишите выражение и вычислите. - Все ли части одинаковые? Сколько частей по 4см получилось? Какова длина третьей части? Проверьте. (Приложение, слайд 11) Если деление выполнили правильно, поставьте + - Продолжим работу в ателье. Для отделки сарафанов нужна тесьма. Измерьте длину тесёмки. (Приложение, слайд 12) - Необходимо разрезать тесьму на кусочки по 3 см. - Повторим правила работы с ножницами. (Приложение, слайд 13) - Разрежьте и запишите выражение (Дети выполняют задание). - Удалось ли вам разделить тесёмку на равные части? Сколько частей по 3см получилось? Какова длина оставшейся части? Проверьте. (Приложение, слайд 14) (поставьте +, если верно) На слайде: (Приложение, слайд 15) 9: 2 = 4 (ост. 1) - Назовите компоненты при делении с остатком. - Посмотрите, на что я хочу обратить ваше внимание? - В каждом выражении сравните подчеркнутые компоненты. Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? - Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.61 (Приложение, слайд 16) - Какие-то задачи урока удалось выполнить? |
Дети раскладывают пуговицы синего
цвета в спичечные коробки. - В каждой коробочке по пять пуговиц, одна осталась. Дети записывают в тетради. Повторяют названия компонентов при делении, новый остаток. Дети предлагают свои способы деления.
- Это отрезок. - Начертить отрезок, равный 11см. Разделить его на части по 4 см каждая. (Дети выполняют задание). Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске. У каждого на парте полоска длиной 14см. Высказывания детей. Выполняют задание. Высказывания детей. Оценивают правильность выполнения задания, сверяя с результатом работы на доске.
Делимое, делитель, частное, остаток. - Делитель и остаток. - Остаток всегда меньше делителя. Дети читают правило и делают вывод о том, что они рассуждали правильно. Высказывания детей. |
Умение использовать научный метод
познания – наблюдение. Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать других.
Осознание ценности совместной деятельности.
Приобретение способа действий по выполнению деления с остатком.
Умение сравнивать, делать выводы. Подтверждение своего открытия, положительная мотивация. |
||||||||||||
Первичное закрепление. | Формирование прочных навыков деления с остатком при решении практических задач. | - Вернемся к заказу танцевальной
группы. Для исполнения одного из танцев
необходим костюм, состоящий из панамки, футболки,
юбочки и косынки. (Приложение, слайд 17)
Предлагаю вам поработать в группе Нужно раскрасить костюм, для этого необходимо выполнить деление с остатком. А что бы правильно раскрасить костюмы воспользуйтесь ключом к заданию. (Приложение, слайд 18) Зеленый цвет – 2 (ост. 2) Проверка (Приложение, слайд 19) (Возле каждого правильно раскрашенного элемента костюма +) |
Самостоятельное выполнение задания. Работа в группах.
Сверяют результаты своей работы с предложенным решением на доске. |
Опыт работы по выполнению деления с
остатком. Успешное применение нового способа. |
||||||||||||
Итог урока и оценка деятельности. | Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. | - Что нового вы сегодня открыли
для себя? Что было самое интересное? - Можно ли сказать, что урок получился успешным? Докажите. - Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры. А сейчас поставим отметки за работу на уроке. Для этого посчитайте все + (Приложение, слайд 20) + 12-13 – “5” |
Высказывания детей. - Урок можно назвать успешным, потому что мы выполнили все задачи урока. - Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить знания о способе деления с остатком. Проговаривание критериев оценки. Самооценка. |
Умение проверять и оценивать свою
работу, положительнотношение к проделанной
работе. Осознание ценности изученного способа деления с остатком. |
||||||||||||
Рефлексия. | Формирование ценностного отношения
к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений. |
- У каждого на парте лежат карточки
разного цвета. Прочитайте высказывания и
поднимите соответствующую карточку. (Приложение,
слайд 21) Домашнее задание (Приложение, слайд 22) Запомнить правило: стр. 61 Обязательное: выполнить деление с помощью рисунка: стр. 61 № 4; По желанию: составить 4 примера на деление с остатком, вычислить с помощью рисунка. |
Поднимают карточки. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. |