В реабилитационном центре “Оптимист” города Сергиев Посад проходят реабилитацию дети с ограниченными возможностями, имеющие различные заболевания, при большинстве которых отмечаются нарушения формирования функциональных возможностей кистей и пальцев рук. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Способность к захвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику, но и развивает психику и речь. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений.
Одной из составляющих лечебно-педагогической работы в центре является работа по формированию, развитию и совершенствованию движений кистей и пальцев рук. Она ведется инструкторами ЛФК, массажистами, дефектологами и включается в комплекс реабилитационных мероприятий педагогами дополнительного образования, социальным педагогом и воспитателями с учетом рекомендаций специалистов. Это способствует максимально возможной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями к жизни в обществе.
При проведении работы необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук:
1) развитие опорной функции на раскрытые кисти;
2) осуществление произвольного захвата предметов кистью и его высвобождение (отпускание);
3) включение пальцевого захвата;
4) противопоставление пальцев;
5) постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия с дифференцированными движениями пальцев рук.
Формы работы при тренировке всех движений таковы:
1) пассивная тренировка (массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук);
2) пассивно-активная тренировка (совместное выполнение заданий);
3) активная тренировка (пальчиковая гимнастика; упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов и пособий; отработка элементарных графических навыков при работе с раскрасками, трафаретами, прописями и т.д.);
4) практическая деятельность во время режимных моментов и в свободной деятельности.
Пассивные упражнения кистей и пальцев рук и массаж проводятся так:
– делаем поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
– осуществляем похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
– похлопываем кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;– вращаем пальцы (каждый отдельно);
– делаем круговые повороты кисти; – осуществляем отведение – приведение кисти (влево – вправо);
– производим движение супинации (поворот руки ладонью вверх) и пронации (ладонью вниз), т.к. супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра “Покажи ладонь”, движения поворота ключа, выключателя);
– поочередное разгибание кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);
– щеточный массаж тыльной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев с использованием щеток различной жесткости;
– противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);
– противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Целевые установки при работе по развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук:
– нормализация тонуса верхних конечностей;
– тренировка разжимания кисти;
– тренировка движений отведения и приведения кисти;– развитие подвижности и гибкости кистей рук;
– воздействие на акупунктурные зоны кистей рук для создания импульсов в ЦНС;
– обучение перекладыванию предмета из одной руки в другую;
– развитие манипулятивной деятельности кисти руки с применением системы графических упражнений;
– выработка достаточной амплитуды движений кистей и пальцев рук; – тренировка мышц тонкой моторики;
– вовлечение в движение большего количества пальцев;
– развитие дифференцированных движений пальцев рук;
– развитие функции разгибания, разведения пальцев кисти;
– формирование (тренировка, совершенствование) тонких движений пальцев;
– стимуляция изолированных движений указательного пальца;
– совершенствование и закрепление отдельных движений (сжимания, переплетения, растягивания);
– выработка точности движений;
– выработка умения создавать позу без зрительного контроля;
– развитие функции противопоставления пальцев кисти большому пальцу.
Содержание работы на различных этапах становления моторики кистей и пальцев рук таково:
– развитие опорной функции рук при помощи медленного перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче. Ребенку удобно расположить на большой выпуклой поверхности мяча пальцы. При этом легче производится и отведение большого пальца.
– Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности.
Сначала ребенку вкладывают в руку игрушку, помогают поднести ее ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенку должны быть различными по форме, фактуре, величине. Это приучает узнавать их на ощупь. Затем поощряют его тянуть руки к лицу или висящим в кроватке или на груди взрослого ярким предметам. Ребенок ощупывает их сначала пассивно (с помощью рук взрослого), а затем активно. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четвереньках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание предметов, расположенных на различных расстояниях спереди, по сторонам ребенка и на различной высоте. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а большим, указательным и средним пальцами. Полезны различные упражнения, при которых кисть двигается в сторону от большого пальца. Например, при поднесении ложки с едой ко рту или касании рукой противоположного уха.
– Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца, поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности, песку. Далее ребенка обучают перекладыванию предмета из одной руки в другую.
– Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин. Рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальцев на бумагу.
– Для тренировки противопоставления и отведения– приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с куклами, надевающимися на пальцы.
– Для тренировки захвата предметов полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких) со стола или выкладывание их из “пальчикового бассейна” в коробки, рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку.
– Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.
– С целью постепенного усложнения манипуляций, обучения выполнению предметных действий с дифференцированными движениями пальцев рук , применяются различные пальчиковые игры с речевым и без речевого сопровождения, динамические и статические упражнения.
Чтобы выявить необходимую область работы по развитию кистей и пальцев рук, отразить целевые установки в работе, используемые формы и содержание работы я предлагаю следующий вариант карты:
КАРТА ДИНАМИЧЕСКОГО ОТСЛЕЖИВАНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК
Дата |
Этап (уровень развития) |
Форма работы |
Целевые установки |
Содержание работы |
Важность этого направления работы в социальной адаптации детей имеющих особенности развития очевидна. Владение собственными руками это одна из составляющих, повышающих качество жизни. Это возможность обучения, возможность самостоятельно обслуживать себя, чувствовать не беспомощным, а независимым от необходимости чьей-то помощи для удовлетворения своих потребностей.