Урок математики в 4-м классе по теме "Нахождение неизвестного слагаемого в сложном уравнении"

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить с решением сложного уравнения на основе знания связи суммы и слагаемых.
  • Упражнять в умении складывать и отнимать многозначные числа.
  • Развивать интерес к учению занимательными формами обучения.
  • Воспитывать доброту, взаимовыручку, любовь к книге.

Оборудование:

  • Презентация к уроку.
  • Видеоклип к физминутке по видеоклипу Берюховой Е.К. «Сказки гуляют по свету»
  • Листочки с усложнёнными уравнениями для «сильных» учеников.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, я знаю, что вы любите сказки, знаю, что предложите помощь тому, кто в ней нуждается.
– Сегодня  мы отправляемся путешествовать по сказкам, и, преодолевая математические  трудности, будем помогать тому, кто попал в беду. Согласны?

II. Устный счёт

– Проведём небольшую разминку в устном счёте.

1. Работа по таблице (слайд 4)

Выполняем задание строго слева направо с верхней строки.

уменьшить в 100 раз число 17000
1 т 500 кг = … ц
27 · 3 + 10 · 4
(300 – 90) : 3
46 + у =100
увеличить  560 в 10 раз
1 мин 10с = … с
600 – 120 : (4 + 2)
у + 230 = 500

Сначала появляется правильный ответ, затем – часть картинки «Емеля, печь, щука».  Мы не будем за Емелю всё делать, а будем его учить.  Начнём вместе с ним дом строить.

2. Решаем задачу (слайд 5)

Какую площадь будет занимать фундамент  под домом, если он прямоугольной формы, длина – 9 м, а ширина составляет 2/3 длины?

– Как найти площадь?
– Что для этого надо ещё узнать?

S = a .  b

 

b
а = 9 см

1) 9 : 3 · 2 = 6(м) – ширина (b)
2) 9 · 6 = 54(м2) – площадь (S)

Ответ: 54м? – площадь фундамента под домом.

3. Найдём значение выражения: (800 : 4 – 600 : 3) · 5 + (100 – 35 : 5) =

– Назовите порядок действий (правильный порядок появляется над действиями).
– Вычислите   (93)
– Мы помогли царевне избавиться от лягушечьей кожи (слайд 6).

4. Гном поможет нам вспомнить, как найти неизвестное слагаемое.

Работа по таблице на нахождение слагаемых и суммы (слайд 8)

слагаемое 3   24 40   2340
слагаемое   62     320  
сумма 7 82 100 240 580 4800

Вывод: если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.

III. Работа над новым материалом и его закрепление  (слайд 9)

– А тут – Баба Яга интриги плетёт, да носки вяжет. Справимся с ней?

1. Объяснение

Знакомство с новым видом уравнения: х + 11 = 96 : 4 (Дети пишут)
В уравнении неизвестно I слагаемое, второе слагаемое 11, а сумма выражена частным чисел 96 и 4.
Найдём сначала сумму (96 : 4 =24). Значит, сумма равна 24. Мы знаем, что если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. Для решения надо из суммы 24 вычесть известное слагаемое (24 – 11 = 13). Значит, х = 13. Выполним проверку, подставив вместо х  найденное число  (13 + 11 = 96 : 4). Сравниваем значения левой и правой части уравнения. Они равны 24. Значит, уравнение решено верно.

– Вы внимательно слушали. Баба Яга даже поседела от злости (слайд 10), пакости пошла строить. Но вместе мы справимся с ней. Правда? Тогда, вперёд!

2. Закрепление  (слайд 11)

Решаем уравнение 78 + у = 97 + 3
Составляем уравнение по задаче  № 311  и решаем.
Группа «сильных» ребят решают усложнённые уравнения на листочках.

43 + а = (170 – 70) :2
в + 15 * 5 = 16 * 6 – 64 : 16
х + 91 : 7 = (25 * 4 – 15) : 5

3. Самостоятельная работа

Волшебники и феи помогают героям сказок, сейчас и нам помогут  справиться с трудностями.

х + 24 = 67 – 33 (Избушка на курьих ножках вместе с Бабой Ягой убегает – слайд 13)

IV. Танцевальная физминутка (слайд 14)

Видеоклип с песней «Сказки гуляют по свету». Дети свободно танцуют, могут повторять за учителем танцевальные движения в такт музыке.

V. Закрепление пройденного материала

Чтобы справиться со следующим заданием, фея отправляет Золушку к нам (слайд 15). Чему она сможет у нас научиться?

1. Решаем задачу   (слайды 16, 17)

В трёх школах учатся 3600 человек.
В первой школе учится 1265 человек, а во второй школе – на 348 человек больше, чем в первой.
Сколько учеников в третьей школе?

Представим краткую запись в виде чертежа (слайд 18)

1 ученик работает над задачей у доски (слайд 19). Письменное сложение и вычитание многозначных чисел.

1) 1265 + 348 = 1613 (ч.) – во ІІ школе.
2) 1265 + 1613 = 2878 (ч.) –  в І и ІІ школах.
3) 3600 – 2878 = 722 (ч.) – в ІІІ школе.

Ответ: 722 человека в ІІІ школе.

Золушка получает свою туфельку (слайд 20).

2. Расшифруем название сказки, в которую попадаем (слайд 21)

     е = 27 + 4    к = 4 + 79     н = 12 + 9      ц = 6 + 36   в = 48 + 9    и = 7 + 16      а = 9 + 39
     о = 17 + 8    ч = 8 + 58     л = 67 + 7      т = 35 + 9   ь = 6 + 45    й = 8 + 25

48 74 31 21 51 83 23 33   42 57 31 44 25 66 31 83
а л е н ь к и й   ц в е т о ч е к

3. Поможем Герде побыстрее добраться до Кая?  (Слайд 22)

Спиши, заполняя пропуски:

3 т = … ц                              5 т 4 ц = … кг
85000 мм = … дм                 11 м 9 см  … 1190 см
4 мин 2 с … 42 с                  4 ч 30 мин = … мин

4. Самостоятельная работа по вариантам. Сложение и вычитание многозначных чисел

– Надо помочь зверю лесному из сказки  С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». № 312. (Слайды 23, 24)
– Как выполнить проверку вычитания? (Сложением/ вычитанием.)
– Как выполнить проверку сложения нескольких слагаемых? (Перестановкой слагаемых/поочерёдным вычитанием.)

5. Занимательная математика  (Слайды 25-31)

Выручаем из беды детей, спасающихся от Гусей-лебедей. (Слайд 25)

– Найдите неизвестное число (слайд 26)

1. А к у л а             лук
    7  2 9 8 1                

2. С а м о л ё т              лом
    С  к в о р е ц             ров
    3  5 0 2 7 9 1

– Найди закономерность  (слайд 27)

  • 85,  97,  109,  121,    … ,   …
  • 901,  802,  703,    …   ,   …
  • 525,  517, 509,    …   ,   …

– Сколько квадратов на рисунке? (Квадрат разбит на 9 одинаковых квадратов) (Слайд 28)

– Переложи одну спичку, чтобы получилось верное равенство (слайд 29)

III – II=  V                  VI – IV = X
VI + V =  X                 VI  = V – I 

– Рассуждаем…

Лягушка встречала гостей. Осёл пришёл раньше Барана.   
Волк позже Зайца, Баран раньше Зайца, Ёжик позже Волка. В каком  порядке пришли гости? (Слайд 30)

– Ребусы  (Слайд 31)

  • ПИ100ЛЕТ
  • 100ЛБ
  • КО100ЧКА
  • 100ЛИЦА
  • 40А

В зависимости от оставшегося времени выполняем те или иные задания, и выручаем из беды детей.

VI. Итоги урока

– Ребята, что нового вы узнали на уроке? (Учились решать уравнения  нового вида).
– Каким правилом пользовались? (Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое).

Да, путь познания не гладок. 
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!

– Какое у вас настроение после урока? Оцените. (Слайд 33)

VII. Домашнее задание

С. 64, № 311, №315