Цели урока:
- Познакомить с решением сложного уравнения на основе знания связи суммы и слагаемых.
- Упражнять в умении складывать и отнимать многозначные числа.
- Развивать интерес к учению занимательными формами обучения.
- Воспитывать доброту, взаимовыручку, любовь к книге.
Оборудование:
- Презентация к уроку.
- Видеоклип к физминутке по видеоклипу Берюховой Е.К. «Сказки гуляют по свету»
- Листочки с усложнёнными уравнениями для «сильных» учеников.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, я знаю, что вы любите сказки, знаю, что
предложите помощь тому, кто в ней нуждается.
– Сегодня мы отправляемся путешествовать по
сказкам, и, преодолевая математические
трудности, будем помогать тому, кто попал в беду.
Согласны?
II. Устный счёт
– Проведём небольшую разминку в устном счёте.
1. Работа по таблице (слайд 4)
Выполняем задание строго слева направо с верхней строки.
уменьшить в 100 раз число 17000
1 т 500 кг = … ц
27 · 3 + 10 · 4
(300 – 90) : 3
46 + у =100
увеличить 560 в 10 раз
1 мин 10с = … с
600 – 120 : (4 + 2)
у + 230 = 500
Сначала появляется правильный ответ, затем – часть картинки «Емеля, печь, щука». Мы не будем за Емелю всё делать, а будем его учить. Начнём вместе с ним дом строить.
2. Решаем задачу (слайд 5)
Какую площадь будет занимать фундамент под домом, если он прямоугольной формы, длина – 9 м, а ширина составляет 2/3 длины?
– Как найти площадь?
– Что для этого надо ещё узнать?
S = a . b |
b
а = 9 см
1) 9 : 3 · 2 = 6(м) – ширина (b)
2) 9 · 6 = 54(м2) – площадь (S)
Ответ: 54м? – площадь фундамента под домом.
3. Найдём значение выражения: (800 : 4 – 600 : 3) · 5 + (100 – 35 : 5) =
– Назовите порядок действий (правильный
порядок появляется над действиями).
– Вычислите (93)
– Мы помогли царевне избавиться от лягушечьей
кожи (слайд 6).
4. Гном поможет нам вспомнить, как найти неизвестное слагаемое.
Работа по таблице на нахождение слагаемых и суммы (слайд 8)
слагаемое | 3 | 24 | 40 | 2340 | ||
слагаемое | 62 | 320 | ||||
сумма | 7 | 82 | 100 | 240 | 580 | 4800 |
Вывод: если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.
III. Работа над новым материалом и его закрепление (слайд 9)
– А тут – Баба Яга интриги плетёт, да носки вяжет. Справимся с ней?
1. Объяснение
Знакомство с новым видом уравнения: х + 11 = 96 : 4 (Дети
пишут)
В уравнении неизвестно I слагаемое, второе
слагаемое 11, а сумма выражена частным чисел 96 и 4.
Найдём сначала сумму (96 : 4 =24). Значит, сумма равна
24. Мы знаем, что если из суммы вычесть одно
слагаемое, то получится другое слагаемое. Для
решения надо из суммы 24 вычесть известное
слагаемое (24 – 11 = 13). Значит, х = 13. Выполним
проверку, подставив вместо х
найденное число (13 + 11 = 96 : 4). Сравниваем
значения левой и правой части уравнения. Они
равны 24. Значит, уравнение решено верно.
– Вы внимательно слушали. Баба Яга даже поседела от злости (слайд 10), пакости пошла строить. Но вместе мы справимся с ней. Правда? Тогда, вперёд!
2. Закрепление (слайд 11)
Решаем уравнение 78 + у = 97 + 3
Составляем уравнение по задаче № 311 и
решаем.
Группа «сильных» ребят решают усложнённые
уравнения на листочках.
43 + а = (170 – 70) :2
в + 15 * 5 = 16 * 6 – 64 : 16
х + 91 : 7 = (25 * 4 – 15) : 5
3. Самостоятельная работа
Волшебники и феи помогают героям сказок, сейчас и нам помогут справиться с трудностями.
х + 24 = 67 – 33 (Избушка на курьих ножках вместе с Бабой Ягой убегает – слайд 13)
IV. Танцевальная физминутка (слайд 14)
Видеоклип с песней «Сказки гуляют по свету». Дети свободно танцуют, могут повторять за учителем танцевальные движения в такт музыке.
V. Закрепление пройденного материала
Чтобы справиться со следующим заданием, фея отправляет Золушку к нам (слайд 15). Чему она сможет у нас научиться?
1. Решаем задачу (слайды 16, 17)
В трёх школах учатся 3600 человек.
В первой школе учится 1265 человек, а во второй школе – на 348 человек больше, чем в первой.
Сколько учеников в третьей школе?
Представим краткую запись в виде чертежа (слайд 18)
1 ученик работает над задачей у доски (слайд 19). Письменное сложение и вычитание многозначных чисел.
1) 1265 + 348 = 1613 (ч.) – во ІІ школе.
2) 1265 + 1613 = 2878 (ч.) – в І и ІІ школах.
3) 3600 – 2878 = 722 (ч.) – в ІІІ школе.
Ответ: 722 человека в ІІІ школе.
Золушка получает свою туфельку (слайд 20).
2. Расшифруем название сказки, в которую попадаем (слайд 21)
е = 27 + 4 к
= 4 + 79 н = 12 + 9 ц =
6 + 36 в = 48 + 9 и = 7
+ 16 а = 9 + 39
о = 17 + 8 ч =
8 + 58 л = 67 + 7
т = 35 + 9 ь = 6 + 45 й
= 8 + 25
48 | 74 | 31 | 21 | 51 | 83 | 23 | 33 | 42 | 57 | 31 | 44 | 25 | 66 | 31 | 83 | |
а | л | е | н | ь | к | и | й | ц | в | е | т | о | ч | е | к |
3. Поможем Герде побыстрее добраться до Кая? (Слайд 22)
Спиши, заполняя пропуски:
3 т = … ц 5 т 4 ц = … кг
85000 мм = … дм 11 м 9 см … 1190 см
4 мин 2 с … 42 с 4 ч 30 мин = … мин
4. Самостоятельная работа по вариантам. Сложение и вычитание многозначных чисел
– Надо помочь зверю лесному из сказки С.Т.
Аксакова «Аленький цветочек». № 312. (Слайды
23, 24)
– Как выполнить проверку вычитания? (Сложением/
вычитанием.)
– Как выполнить проверку сложения нескольких
слагаемых? (Перестановкой
слагаемых/поочерёдным вычитанием.)
5. Занимательная математика (Слайды 25-31)
Выручаем из беды детей, спасающихся от Гусей-лебедей. (Слайд 25)
– Найдите неизвестное число (слайд 26)
1. А к у л а лук
7 2 9 8 12. С а м о л ё т лом
С к в о р е ц ров
3 5 0 2 7 9 1
– Найди закономерность (слайд 27)
- 85, 97, 109, 121, … , …
- 901, 802, 703, … , …
- 525, 517, 509, … , …
– Сколько квадратов на рисунке? (Квадрат разбит на 9 одинаковых квадратов) (Слайд 28)
– Переложи одну спичку, чтобы получилось верное равенство (слайд 29)
III – II= V VI – IV = X
VI + V = X VI = V – I
– Рассуждаем…
Лягушка встречала гостей. Осёл пришёл раньше
Барана.
Волк позже Зайца, Баран раньше Зайца, Ёжик позже
Волка. В каком порядке пришли гости? (Слайд 30)
– Ребусы (Слайд 31)
- ПИ100ЛЕТ
- 100ЛБ
- КО100ЧКА
- 100ЛИЦА
- 40А
В зависимости от оставшегося времени выполняем те или иные задания, и выручаем из беды детей.
VI. Итоги урока
– Ребята, что нового вы узнали на уроке? (Учились
решать уравнения нового вида).
– Каким правилом пользовались? (Если из суммы
вычесть одно из слагаемых, то получится другое
слагаемое).
Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
– Какое у вас настроение после урока? Оцените. (Слайд 33)
VII. Домашнее задание
С. 64, № 311, №315