Цель: Закрепление правильного произношения звука Р в слогах, словах, предложениях, потешке.
Задачи:
- Повторение артикуляции и характеристики звука Р.
- Развитие мышц артикуляционного аппарата, согласованно с движением руки.
- Развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза прямых и обратных слогов).
- Обучение составлению предложений из 3 - 4 слов по схеме и сюжетной картинке.
- Развитие интонационной и мимической выразительности речи, внимания, пространственной ориентации.
- Формировать мотивацию правильного произношения звука Р.
- Воспитание самоконтроля за правильным произношением звук Р.
Оборудование: зеркала; звуковые человечки; ширма и куклы на руку: Василиса Премудрая, Баба Яга, перчаточная кукла Поросята, Кот учёный, Петрушка; книжка – малышка «Сказка о весёлом язычке»; игра «Фокус» для формирования воздушной струи; карта-план и маркер; ларец с киндер-игрушками; игра на развитие фонематического восприятия «Ёжик бежит по дорожке»; сюжетные картинки и схемы предложений; картинка с потешкой; предметные картинки-ориентиры; портреты звука Р (разукрашки); запись «сказочной мелодии»
Ход занятия
Организационный момент
У логопеда на столе стоит ширма-домик, в окошке которой появляется кукла Василиса Премудрая.
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. Здравствуйте, ребятишечки – девчонки, да мальчишечки. Узнали вы меня? Правильно, я - Василиса Премудрая и пришла к вам из русской народной сказки. А вы хотели бы в сказке побывать?
Звучит запись «сказочной мелодии»
Сообщение темы занятия
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. В некотором Царстве, в некотором Государстве жили-были звуки: гласные и согласные. (На наборном полотне фигурки звуковых человечков).
И однажды один из согласных звуков пропал…
Да, сказка, в которую мы с вами попали, грустная. Баба-Яга похитила звук Р и спрятала где-то в нашем кабинете. Если мы его не найдём, то значит, никогда не научимся говорить его правильно!
Вы хотите отправиться на поиски звука Р?
Это по силам только самым смелым и умелым.
Артикуляционная гимнастика
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: А какие вы умелые - давайте проверим.
В этом нам поможет книжка-малышка «Сказка о Весёлом Язычке» и ваши волшебные зеркальца.
Все ребята по порядку утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже на ребят быть похожим
Упражнение «Лопаточка» - «Иголочка»:
Раз, два, три, четыре, пять –
лопатку я могу держать,
и в иголку превращать.
Сопровождающий показ рукой: ладонь с раздвинутыми пальцами – со сжатыми пальцами
Упражнение «Качели»:
На качелях я качаюсь – вверх-вниз, вверх-вниз,
Ты качайся, не ленись!
Сопровождающий показ рукой: движения руки вверх - вниз
Упражнение «Маляр»:
Красить потолок пора – приглашаю маляра.
Язычок я поднимаю, маляру я помогаю.
Сопровождающий показ рукой: движения руки вперёд – назад
Упражнение «Лошадка»:
Ты лошадка – серый бок, ты копытами: цок, цок….
Доскачи скорей до леса, за грибным интересом
Сопровождающий показ рукой: Хлопки в ладоши в такт цоканья
Упражнение «Грибок»:
Вот грибочки вырастали - мы их дружно собирали:
Один, два, три, четыре, пять, шесть –
больше нам не съесть!
Сопровождающий показ рукой: одна ладонь сжата в кулак, вторая лежит «шляпкой» на кулачке.
Упражнение «Гармошка»:
Грибы мы все собрали – на гармошке заиграли!
Сжатые в «замок» кисти рук то отводить в стороны, то снова сжимать в «замок»
Упражнение «Барабанщик»:
Ну а дома заскучали – в барабан мы постучали!
Имитация игры на барабане
Упражнение «Фокус»:
Гостям фокус показали!
Вырабатывать сильную, направленную воздушную струю.
В окошке ширмы появляется кукла Баба Яга.
БАБА ЯГА. Никогда вам не найти звук Р! Я его в самое потаённое место спрятала! Я сама туда дорогу без карты не найду. А у вас этой карты нет!
Характеристика звука Р по артикуляционным и акустическим признакам
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. А мы её сами нарисуем. На то я и Премудрая и ребятишки здесь собрались не глупые, да и герои сказочные нам помогут.
Вот план нашего кабинета, из него карту сделаем и отправимся на поиски звука Р!
Появляется карта с тремя дорожками
ПЛАН - КАРТА ДЛЯ ПОИСКА ЗВУКА Р
Как в любой сказке, в начале пути три дороги, глядите-ка, на каждой схема-характеристика звука, но только одна из них для звука Р. Если вы отгадаете какая и вспомните как правильно говорить звук Р, то узнаете по какой дорожке нужно идти.
(Дети находят правильную схему и объясняют характеристику звука Р, его артикуляцию и отгадывают, что нужно идти по ПРАВОЙ дорожке.)
ХАРАКТЕРИСТИКА И СХЕМА ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р
Произношение звука Р в слогах
В окошке ширмы появляется перчаточная кукла 5 Поросят
ПЯТЬ ПОРОСЯТ: Мы хотим вам помочь, подсказать вам дорожку! Но сначала спойте вместе с нами песенку:
На одной ладошке Р, на другой А, хлопок: получилось – РА
Р+О=РО, Р+У=РУ, Р+Ы=РЫ, Р+Э=РЭ, а теперь всю песенку: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
и песенки наоборот: АР-ОР-УР-ЫР-ЭР
Дальше вам нужно идти НАЛЕВО! (Дети рукой показывают направление, логопед рисует его на карте)
Произношение звука Р в словах
В окошке ширмы появляется кукла Кот учёный.
КОТ УЧЁНЫЙ. Я, ребятушки, Кот учёный и хочу вам помочь найти пропавший звук, а то у меня без него му…лыкать не получается: МУЛ! МУЛ! МУЛ! Ну, просто беда! Приготовил я для вас ларец сказочный и заклинание подскажу:
АБРРРА-КАДАБРРРА! БУМС! (Дети повторяют)
А в ларце том игрушки со звуком Р, и пусть Ёжик поможет вам найти этот звук в названиях игрушек. (Каждому ребёнку даёт игру «Ёжик бежит по дорожке» для определения места звука в слове и 2 киндер-игрушки из ларца)
Идти вам дальше нужно НАЛЕВО! (Направление рисуется на карте)
Физминутка
В окошке ширмы появляется кукла Петрушка
ПЕТРУШКА.
Наряд мой пёстрый
Колпак мой острый.
Мои шутки и смех
Веселят всех!
Вставайте в круг и поиграйте со мной в весёлую игру
«ЖиРРРафы и зебРРРЫ»!
У жирафов пятна, пятна. Пятнышки везде.
(Дети хлопают по всему телу ладошками)
На лбу, на ушах, на шее, на плечах!
И на носике, на животике!
(Дети показывают рукой называемые части тела)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:
(Дети проводят ребром ладони по всему телу)
На лбу, на ушах, на шее, на плечах!
И на носике, на животике!
Произношение звука Р в предложениях
ПЕТРУШКА: Я тоже хочу вам помочь в поисках звука Р, потому что в моём имени есть этот звук и я хочу чтобы все дети называли меня п РРРавильно:
ПетРРРушка – смешная игРРРушка! (Дети повторяют)
Всем вам дам по одной картинке, придумаете предложение, подходящее к этим сказочным схемам. Для красных девиц - схема предложения из 3 слов, для добрых молодцов – из 4 слов. Чур, я первый!
(Каждый ребёнок называет своё предложение, остальные дети его повторяют)
СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Дальше вам, девицы и молодцы, идти нужно ПРЯМО! (Отмечают на карте)
Произношение звука Р в потешке
Вновь появляется кукла Василиса Премудрая
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. Карта почти готова! Нарисуем последнюю дорожку, если сможем чётко и правильно сказать потешку с нашим звуком
***
На лугу, под горкой лежит сырок
с красной коркой.
(На картинке лужок, гора, сырок, сороки)
Сорок сорок съели сырок!
(На картине «исчезает» сырок)
Проговорить эту потешку нужно голосами разных сказочных героев. (Пальчиковые куклы: лягушка-квакушка, мышка-нарушка, лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, мишка - всех давишка)
Я догадалась, что дальше мы пойдём НАПРАВО.
Вот карта и готова! Возьмём её, и отправимся в путь.
Дети вместе с логопедом ищут по карте путь к звуку Р, по пути находят предметные картинки-ориентиры
А когда находят звук Р, то из первых звуков картинок-ориентиров составляют слово:
Пальма + Облако + Дом + Арбуз + Ручка + Кит + Иголка = ПОДАРКИ
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. Да, звук Р хочет подарить вам подарки – свой портрет – РРРазукрашку. Разукрасьте его и берегите, как зеницу ока, и тогда никогда не забудете,
КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ ЗВУК Р!
ПОРТРЕТ ЗВУКА Р – РАЗУКРАШКА
Итог
Вновь звучит запись «сказочной мелодии»
ЛОГОПЕД. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Понравилась вам сказка, в которой мы побывали?
Какой звук мы нашли?