Сказка "Как мы звук [р] искали"

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепление правильного произношения звука Р в слогах, словах, предложениях, потешке.

Задачи:

  • Повторение артикуляции и характеристики звука Р.
  • Развитие мышц артикуляционного аппарата, согласованно с движением руки.
  • Развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза прямых и обратных слогов).
  • Обучение составлению предложений из 3 - 4 слов по схеме и сюжетной картинке.
  • Развитие интонационной и мимической выразительности речи, внимания, пространственной ориентации.
  • Формировать мотивацию правильного произношения звука Р.
  • Воспитание самоконтроля за правильным произношением звук Р.

Оборудование: зеркала; звуковые человечки; ширма и куклы на руку: Василиса Премудрая, Баба Яга, перчаточная кукла Поросята, Кот учёный, Петрушка; книжка – малышка «Сказка о весёлом язычке»; игра «Фокус» для формирования воздушной струи; карта-план и маркер; ларец с киндер-игрушками; игра на развитие фонематического восприятия «Ёжик бежит по дорожке»; сюжетные картинки и схемы предложений; картинка с потешкой; предметные картинки-ориентиры; портреты звука Р (разукрашки); запись «сказочной мелодии»

Ход занятия

Организационный момент

У логопеда на столе стоит ширма-домик, в окошке которой появляется кукла Василиса Премудрая.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. Здравствуйте, ребятишечки – девчонки, да мальчишечки. Узнали вы меня? Правильно, я - Василиса Премудрая и пришла к вам из русской народной сказки. А вы хотели бы в сказке побывать?

Звучит запись «сказочной мелодии»

Сообщение темы занятия

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. В некотором Царстве, в некотором Государстве жили-были звуки: гласные и согласные. (На наборном полотне фигурки звуковых человечков).
И однажды один из согласных звуков пропал…

Да, сказка, в которую мы с вами попали, грустная. Баба-Яга похитила звук Р и спрятала где-то в нашем кабинете. Если мы его не найдём, то значит, никогда не научимся говорить его правильно!

Вы хотите отправиться на поиски звука Р?

Это по силам только самым смелым и умелым.

Артикуляционная гимнастика

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: А какие вы умелые - давайте проверим.

В этом нам поможет книжка-малышка «Сказка о Весёлом Язычке» и ваши волшебные зеркальца.

Все ребята по порядку утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже на ребят быть похожим

Упражнение «Лопаточка» - «Иголочка»:

Раз, два, три, четыре, пять –
лопатку я могу держать,
и в иголку превращать.

Сопровождающий показ рукой: ладонь с раздвинутыми пальцами – со сжатыми пальцами

Упражнение «Качели»:

На качелях я качаюсь – вверх-вниз, вверх-вниз,
Ты качайся, не ленись!

Сопровождающий показ рукой: движения руки вверх - вниз

Упражнение «Маляр»:

Красить потолок пора – приглашаю маляра.
Язычок я поднимаю, маляру я помогаю.

Сопровождающий показ рукой: движения руки вперёд – назад

Упражнение «Лошадка»:

Ты лошадка – серый бок, ты копытами: цок, цок….
Доскачи скорей до леса, за грибным интересом

Сопровождающий показ рукой: Хлопки в ладоши в такт цоканья

Упражнение «Грибок»:

Вот грибочки вырастали - мы их дружно собирали:
Один, два, три, четыре, пять, шесть –
больше нам не съесть!

Сопровождающий показ рукой: одна ладонь сжата в кулак, вторая лежит «шляпкой» на кулачке.

Упражнение «Гармошка»:

Грибы мы все собрали – на гармошке заиграли!

Сжатые в «замок» кисти рук то отводить в стороны, то снова сжимать в «замок»

Упражнение «Барабанщик»:

Ну а дома заскучали – в барабан мы постучали!

 Имитация игры на барабане

Упражнение «Фокус»:

Гостям фокус показали!

Вырабатывать сильную, направленную воздушную струю.

В окошке ширмы появляется кукла Баба Яга.

БАБА ЯГА. Никогда вам не найти звук Р! Я его в самое потаённое место спрятала! Я сама туда дорогу без карты не найду. А у вас этой карты нет!

Характеристика звука Р по артикуляционным и акустическим признакам

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. А мы её сами нарисуем. На то я и Премудрая и ребятишки здесь собрались не глупые, да и герои сказочные нам помогут.

Вот план нашего кабинета, из него карту сделаем и отправимся на поиски звука Р!

Появляется карта с тремя дорожками

ПЛАН - КАРТА ДЛЯ ПОИСКА ЗВУКА Р

Как в любой сказке, в начале пути три дороги, глядите-ка, на каждой схема-характеристика звука, но только одна из них для звука Р. Если вы отгадаете какая и вспомните как правильно говорить звук Р, то узнаете по какой дорожке нужно идти.

(Дети находят правильную схему и объясняют характеристику звука Р, его артикуляцию и отгадывают, что нужно идти по ПРАВОЙ дорожке.)

ХАРАКТЕРИСТИКА И СХЕМА ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р

Произношение звука Р в слогах

В окошке ширмы появляется перчаточная кукла 5 Поросят

ПЯТЬ ПОРОСЯТ: Мы хотим вам помочь, подсказать вам дорожку! Но сначала спойте вместе с нами песенку:

На одной ладошке Р, на другой А, хлопок: получилось – РА

Р+О=РО, Р+У=РУ, Р+Ы=РЫ, Р+Э=РЭ, а теперь всю песенку: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ

и песенки наоборот: АР-ОР-УР-ЫР-ЭР

Дальше вам нужно идти НАЛЕВО! (Дети рукой показывают направление, логопед рисует его на карте)

Произношение звука Р в словах

В окошке ширмы появляется кукла Кот учёный.

КОТ УЧЁНЫЙ. Я, ребятушки, Кот учёный и хочу вам помочь найти пропавший звук, а то у меня без него му…лыкать не получается: МУЛ! МУЛ! МУЛ! Ну, просто беда! Приготовил я для вас ларец сказочный и заклинание подскажу:

АБРРРА-КАДАБРРРА! БУМС! (Дети повторяют)

А в ларце том игрушки со звуком Р, и пусть Ёжик поможет вам найти этот звук в названиях игрушек. (Каждому ребёнку даёт игру «Ёжик бежит по дорожке» для определения места звука в слове и 2 киндер-игрушки из ларца)

Идти вам дальше нужно НАЛЕВО! (Направление рисуется на карте)

Физминутка

В окошке ширмы появляется кукла Петрушка

ПЕТРУШКА.

Наряд мой пёстрый
Колпак мой острый.
Мои шутки и смех
Веселят всех!

Вставайте в круг и поиграйте со мной в весёлую игру

«ЖиРРРафы и зебРРРЫ»!

У жирафов пятна, пятна. Пятнышки везде.

(Дети хлопают по всему телу ладошками)

На лбу, на ушах, на шее, на плечах!
И на носике, на животике!

(Дети показывают рукой называемые части тела)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:

(Дети проводят ребром ладони по всему телу)

На лбу, на ушах, на шее, на плечах!
И на носике, на животике!

Произношение звука Р в предложениях

ПЕТРУШКА: Я тоже хочу вам помочь в поисках звука Р, потому что в моём имени есть этот звук и я хочу чтобы все дети называли меня п РРРавильно:

ПетРРРушка – смешная игРРРушка! (Дети повторяют)

Всем вам дам по одной картинке, придумаете предложение, подходящее к этим сказочным схемам. Для красных девиц - схема предложения из 3 слов, для добрых молодцов – из 4 слов. Чур, я первый!

(Каждый ребёнок называет своё предложение, остальные дети его повторяют)

СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Дальше вам, девицы и молодцы, идти нужно ПРЯМО! (Отмечают на карте)

Произношение звука Р в потешке

Вновь появляется кукла Василиса Премудрая

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. Карта почти готова! Нарисуем последнюю дорожку, если сможем чётко и правильно сказать потешку с нашим звуком

***
На лугу, под горкой лежит сырок
с красной коркой.
(На картинке лужок, гора, сырок, сороки)
Сорок сорок съели сырок!
(На картине «исчезает» сырок)

Проговорить эту потешку нужно голосами разных сказочных героев. (Пальчиковые куклы: лягушка-квакушка, мышка-нарушка, лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, мишка - всех давишка)

Я догадалась, что дальше мы пойдём НАПРАВО.

Вот карта и готова! Возьмём её, и отправимся в путь.

Дети вместе с логопедом ищут по карте путь к звуку Р, по пути находят предметные картинки-ориентиры

А когда находят звук Р, то из первых звуков картинок-ориентиров составляют слово:

Пальма + Облако + Дом + Арбуз + Ручка + Кит + Иголка = ПОДАРКИ

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. Да, звук Р хочет подарить вам подарки – свой портрет – РРРазукрашку. Разукрасьте его и берегите, как зеницу ока, и тогда никогда не забудете,

КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ ЗВУК Р!

ПОРТРЕТ ЗВУКА Р – РАЗУКРАШКА

Итог

Вновь звучит запись «сказочной мелодии»

ЛОГОПЕД. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Понравилась вам сказка, в которой мы побывали?

Какой звук мы нашли?