Урок математики в 4-м классе по теме "Действия над многозначными числами" (урок-экскурсия)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • Учебные: Закрепить умения умножать на трехзначные числа и решать задачи, закрепить знание отношений длины, площади, массы и времени, продолжить работу над геометрическим материалом.
  • Развивающие: Развивать мышление, память, речь, внимание.
  • Воспитательные: Воспитать любовь к искусству, поэзии.

Оборудование: портрет Г. Тукая, иллюстрации к сказкам и стихам Тукая, карточки с заданиями, таблица к задаче.

Ход урока

Этапы урока Действие учителя Действия учеников
Организационный Слайд №15

Ребенок так любил читать, так жадно все хотел
он знать,
Что трудно было оценить успех простой
отметкой "пять",
Все, что велели, написал, прочел стихи из
разных книг,
Похвальной грамотою был отмечен этот ученик.
А если с детства мальчуган ученью рад и
книгам рад,
Еще заслужит в жизни он немало всяческих
наград.

- Кто написал эти замечательные строки? О чем говорит вам сегодняшняя дата?

Слайд №1, №2

- 26 апреля 1886 году родился великий татарский поэт Габдулла Тукай. Он написал много стихов и сказок для детей. Скажите, сколько лет прожил Тукай? Сколько лет исполнилось бы ему сегодня?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Сообщение темы урока - Сегодня мы отправимся на экскурсию по сказкам и стихам Габдуллы Тукая. Во время экскурсии нам предстоит интересная и увлекательная работа.

Слайд №3

 
Устный счет -Начинаем экскурсию с детской сказки Габдуллы Тукая. Название вы узнаете, когда выполните задание. Задание "сосчитайте".

Расставив ответы в порядке увеличения в первой карточке и в порядке убывания во второй карточке, вы узнаете название сказки.

"сосчитайте" - Слайд №4 частное чисел 490 и 70 -- а уменьшите 150 в 3 раза -- п разность чисел 180 и 60 -- р уменьшите 90 на 63 -- е во сколько раз 360 чем 9 -- е произведение чисел 12 и 5 -- ч сумма чисел 47 и 33 -- х на сколько 127 больше чем 37 -- а

Слайд 5.

49х7+49х3 - з
14х18-14х6 - я
56х39+56х61 - и
97х28+3х28 - а
70х45-70х35 - ц

- Какое название сказки получилось?

Слайд№6

- Вспомним ее содержание.

- Чему учит нас эта сказка? Какая пословица подойдет к этой сказке?

Решите задачу:

Черепаха и заяц решили соревноваться: кто быстрее добежит до вершины горы, до которой 1км20м. Скорость черепахи 20м/мин, а у зайца - 200м/мин. Черепаха сразу отправилась в путь. А заяц - через 50мин. Успеет ли заяц добежать до вершины горы первым? (Выразите длину в метрах)

Продолжим экскурсию. Следующее произведение узнаете по рисунку. Слайд №7. Вспомним содержание сказки. В чем основная мысль сказки?

Поступок мальчика достоин порицания. Нельзя никогда брать чужое. Мальчик этого на всю жизнь запомнил. Он дал обещание всегда вести себя достойно и хорошо учиться. Я думаю, он легко справился бы со следующими заданиями. А теперь проверим вас.

Задание "вырази" . Слайд №8

-в сантиметрах: 3м08см; 170мм; 6м35дм;

-в метрах: 15км; 8км360м; 7300дм; 58000см;

-в килограммах: 18т; 61ц; 24т8ц; 9т180кг;

-в минутах: 3ч26мин; 180с; 7ч15мин;

-в секундах: 25мин; 2мин20с;

-в квадратных метрах: 20а; 5600дм?; 9га;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Черепаха и заяц"

Рассказы детей.

Ответы детей.

 

1км20м=1020м

20х50=1000м

1020-1000=20м

20:20=1мин

500х1=500м

Ответ: не успеет

Ответы детей

Ответы детей

Работа над темой урока

 

 

 

 

Письменные приемы умножения и деления на трехзначные числа

- У Габдуллы Тукая есть стихотворение "Мальчик и Акбай", где мальчик учит щенка вести себя хорошо, дает первые азы обучения. Слайд №9

Правильно ли мальчик записал и решал примеры? Если нет, исправь ошибки и сделай проверку. Слайд №10

-Следите за правильной осанкой при письме.

- Есть правильные решения? Какие правила забыл мальчик?

 
Физкультминутка    
Продолжение работы над темой урока.

 

 

 

 

Решение задачи.

Групповая самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геометрический материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

 

Дифференцированная работа

Самая знаменитая сказка Г.Тукая о лесном существе, которое очень любило щекотать людей. Из-за своей доверчивости попал в такой впросак - прищемил палец. Как называется сказка?

Слайд №11

- Хорошо ли поступил Батыр? Почему он оказался в лесу ночью? Можно ли без разрешения собирать в лесу дрова?

Шурале следит за порядком в лесу. Можно ли назвать его положительным героем? А мы с вами можем помочь ему вытащить палец из щели, если решим задачу №346 из учебника. Это групповая работа. Одна группа выполняет №346 (1), а вторая группа №346 (2)

Разбор задачи, составление таблицы и решение выполняется самостоятельно.

  Кол-во бидонов Кол-во литров молока
1 магазин

2 магазин

18б.

12б.

? на228л больше

?

 

  Кол-во бидонов Кол-во литров молока
1 магазин

2 магазин

? на 6б. больше

?

684л

456л

Защита работ у доски.

Сравнение решений задач. Можно ли назвать их обратными задачами?

- Мы помогли Шурале.

Продолжим экскурсию. Слайд №12

Вспомним стихотворение. Расскажет нам его Саша. ( рассказ стихотворения "Гали бел?н К???" наизусть)

- Где живет коза? Из какого материала сделан хлев? Сколько нужно взять бревен, чтобы построить хлев, если на одну стену ушло 12 бревен?

Найдите периметр (Р) и площадь (S) хлева, если его длина 12м, а ширина составляет ? часть длины.

В хлеву сделали клетушки для телят, ягнят и козлят как на рисунке.

   
   

Посмотрите на рисунок и скажите, сколько четырехугольников?

- А дома подумайте над тем, как провести две прямые, чтобы получилось 12 треугольников.

Экскурсия продолжается. А теперь вспомним сказку Тукая, где опять один из главных героев козел. Слайд №13. Как называется сказка?

В этой сказке что спасло барана и козла от гибели? Конечно, сообразительность и смекалка. В следующем задании вам они очень пригодятся. Слайд №14

Задание "Расставь скобки, чтобы равенства стали верными". Выбирайте столбики примеров по вашему желанию и возможности.

75:5+10х2=50

15х40-40:4:2=225

75:5+10х2=3

15х40-40:4:2=0

75:5+10х2=10

15х40-40:4:2=580

Взаимопроверка. Оценка.

Хитрые вопросы для тех, кто быстро справился с работой. (Задания на карточках.)

Третий месяц школьных каникул?

Сколько минут в одном часе?

Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?

Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах?

Сколько раз в году встает солнце?

 

 

Ответы детей

 

Ответы детей

 

 

 

 

228: (18-12)=38л

38х18=684л

38х12=456л

(684-456):6=38л

684:38=18б

456:38=12б

 

 

 

 

Рассказ стихотворения наизусть

 

12х4=48 бревен

Р=(12+12:4)х2=30м

S=12х(12:4)=36м?

 

 

 

 

Ответы детей

(9)

 

 

 

Ответы детей

Итог урока Наша экскурсия подошла к концу. Она вам понравилась? Что интересного было в путешествии? Какое задание было самое интересное, а какое - самое трудное?

Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!

Что помогало нам на дороге знаний? Вы были внимательными, активными:

Еще раз вспомним стихотворение, которое прочитали в начале урока. Слайд №15

 
Рефлексия Самооценка учащимися собственной деятельности.

- Когда настроение отличное, то любое дело удаётся выполнить хорошо. А какое у вас настроение после сегодняшнего урока? Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке.

Покажите мне, другим детям свою ленту успеха.

Дети показывают ленты "Мои успехи".