Цели:
- Учебные: Закрепить умения умножать на трехзначные числа и решать задачи, закрепить знание отношений длины, площади, массы и времени, продолжить работу над геометрическим материалом.
- Развивающие: Развивать мышление, память, речь, внимание.
- Воспитательные: Воспитать любовь к искусству, поэзии.
Оборудование: портрет Г. Тукая, иллюстрации к сказкам и стихам Тукая, карточки с заданиями, таблица к задаче.
Ход урока
Этапы урока | Действие учителя | Действия учеников | ||||||||||||||||
Организационный | Слайд №15 Ребенок так любил читать,
так жадно все хотел - Кто написал эти замечательные строки? О чем говорит вам сегодняшняя дата? Слайд №1, №2 - 26 апреля 1886 году родился великий татарский поэт Габдулла Тукай. Он написал много стихов и сказок для детей. Скажите, сколько лет прожил Тукай? Сколько лет исполнилось бы ему сегодня? |
Ответы детей |
||||||||||||||||
Сообщение темы урока | - Сегодня мы отправимся на экскурсию по
сказкам и стихам Габдуллы Тукая. Во время
экскурсии нам предстоит интересная и
увлекательная работа. Слайд №3 |
|||||||||||||||||
Устный счет | -Начинаем экскурсию с детской сказки
Габдуллы Тукая. Название вы узнаете, когда
выполните задание. Задание "сосчитайте". Расставив ответы в порядке увеличения в первой карточке и в порядке убывания во второй карточке, вы узнаете название сказки. "сосчитайте" - Слайд №4 частное чисел 490 и 70 -- а уменьшите 150 в 3 раза -- п разность чисел 180 и 60 -- р уменьшите 90 на 63 -- е во сколько раз 360 чем 9 -- е произведение чисел 12 и 5 -- ч сумма чисел 47 и 33 -- х на сколько 127 больше чем 37 -- а Слайд 5. 49х7+49х3 - з - Какое название сказки получилось? Слайд№6 - Вспомним ее содержание. - Чему учит нас эта сказка? Какая пословица подойдет к этой сказке? Решите задачу: Черепаха и заяц решили соревноваться: кто быстрее добежит до вершины горы, до которой 1км20м. Скорость черепахи 20м/мин, а у зайца - 200м/мин. Черепаха сразу отправилась в путь. А заяц - через 50мин. Успеет ли заяц добежать до вершины горы первым? (Выразите длину в метрах) Продолжим экскурсию. Следующее произведение узнаете по рисунку. Слайд №7. Вспомним содержание сказки. В чем основная мысль сказки? Поступок мальчика достоин порицания. Нельзя никогда брать чужое. Мальчик этого на всю жизнь запомнил. Он дал обещание всегда вести себя достойно и хорошо учиться. Я думаю, он легко справился бы со следующими заданиями. А теперь проверим вас. Задание "вырази" . Слайд №8 -в сантиметрах: 3м08см; 170мм; 6м35дм; -в метрах: 15км; 8км360м; 7300дм; 58000см; -в килограммах: 18т; 61ц; 24т8ц; 9т180кг; -в минутах: 3ч26мин; 180с; 7ч15мин; -в секундах: 25мин; 2мин20с; -в квадратных метрах: 20а; 5600дм?; 9га; |
"Черепаха и заяц" Рассказы детей. Ответы детей.
1км20м=1020м 20х50=1000м 1020-1000=20м 20:20=1мин 500х1=500м Ответ: не успеет Ответы детей Ответы детей |
||||||||||||||||
Работа над темой урока
Письменные приемы умножения и деления на трехзначные числа |
- У Габдуллы Тукая есть стихотворение
"Мальчик и Акбай", где мальчик учит щенка вести
себя хорошо, дает первые азы обучения. Слайд №9 Правильно ли мальчик записал и решал примеры? Если нет, исправь ошибки и сделай проверку. Слайд №10 -Следите за правильной осанкой при письме. - Есть правильные решения? Какие правила забыл мальчик? |
|||||||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||||||
Продолжение работы над темой урока.
Решение задачи. Групповая самостоятельная работа.
Геометрический материал
Домашнее задание.
Дифференцированная работа |
Самая знаменитая сказка Г.Тукая о
лесном существе, которое очень любило щекотать
людей. Из-за своей доверчивости попал в такой
впросак - прищемил палец. Как называется сказка? Слайд №11 - Хорошо ли поступил Батыр? Почему он оказался в лесу ночью? Можно ли без разрешения собирать в лесу дрова? Шурале следит за порядком в лесу. Можно ли назвать его положительным героем? А мы с вами можем помочь ему вытащить палец из щели, если решим задачу №346 из учебника. Это групповая работа. Одна группа выполняет №346 (1), а вторая группа №346 (2) Разбор задачи, составление таблицы и решение выполняется самостоятельно.
Защита работ у доски. Сравнение решений задач. Можно ли назвать их обратными задачами? - Мы помогли Шурале. Продолжим экскурсию. Слайд №12 Вспомним стихотворение. Расскажет нам его Саша. ( рассказ стихотворения "Гали бел?н К???" наизусть) - Где живет коза? Из какого материала сделан хлев? Сколько нужно взять бревен, чтобы построить хлев, если на одну стену ушло 12 бревен? Найдите периметр (Р) и площадь (S) хлева, если его длина 12м, а ширина составляет ? часть длины. В хлеву сделали клетушки для телят, ягнят и козлят как на рисунке. Посмотрите на рисунок и скажите, сколько четырехугольников? - А дома подумайте над тем, как провести две прямые, чтобы получилось 12 треугольников. Экскурсия продолжается. А теперь вспомним сказку Тукая, где опять один из главных героев козел. Слайд №13. Как называется сказка? В этой сказке что спасло барана и козла от гибели? Конечно, сообразительность и смекалка. В следующем задании вам они очень пригодятся. Слайд №14 Задание "Расставь скобки, чтобы равенства стали верными". Выбирайте столбики примеров по вашему желанию и возможности. 75:5+10х2=50 15х40-40:4:2=225 75:5+10х2=3 15х40-40:4:2=0 75:5+10х2=10 15х40-40:4:2=580 Взаимопроверка. Оценка. Хитрые вопросы для тех, кто быстро справился с работой. (Задания на карточках.) Третий месяц школьных каникул? Сколько минут в одном часе? Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах? Сколько раз в году встает солнце? |
Ответы детей
Ответы детей
228: (18-12)=38л 38х18=684л 38х12=456л (684-456):6=38л 684:38=18б 456:38=12б
Рассказ стихотворения наизусть
12х4=48 бревен Р=(12+12:4)х2=30м S=12х(12:4)=36м?
Ответы детей (9)
Ответы детей |
||||||||||||||||
Итог урока | Наша экскурсия подошла к концу. Она вам
понравилась? Что интересного было в путешествии?
Какое задание было самое интересное, а какое -
самое трудное? Да, путь познания не гладок. Что помогало нам на дороге знаний? Вы были внимательными, активными: Еще раз вспомним стихотворение, которое прочитали в начале урока. Слайд №15 |
|||||||||||||||||
Рефлексия | Самооценка учащимися собственной
деятельности. - Когда настроение отличное, то любое дело удаётся выполнить хорошо. А какое у вас настроение после сегодняшнего урока? Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке. Покажите мне, другим детям свою ленту успеха. |
Дети показывают ленты "Мои успехи". |