"Природа - творец всех творцов" (И.Гете). Познавательно-развлекательная программа по экологическому воспитанию

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цели:

- познакомить ребят с явлениями природы, с содержанием Красной книги;

- учить по характеристике определять растения, животных ;

- развивать интерес, сообразительность, воображение;

- расширить кругозор учащихся;

- научить проявлять смекалку и эрудицию;

- приобщать к чувству прекрасного;

- развивать эстетическое восприятие мира.

- воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки общения

Оборудование и наглядность: костюму для театрализованного представления, маршрутные листы, подборка музыкальных произведений.

Предварительная подготовка: учащиеся находят стихи, загадки, пословицы о природе, растениях, животных, информацию о Красной книге.

Ход мероприятия

Сцена празднично украшена. Входит под музыку Берендей.

Берендей:

О мой лес, мой дивный лес,
Полный сказок и чудес.
Веселятся все зверята:
И лисята, и зайчата.
Шебечут птицы до зари,
И распевают соловьи.
В заботах и трудах проходит жизнь моя,
Надеюсь, что узнали вы меня.
Защитник леса, друг зверей,
Я царь из сказки - ….

Дети: Берендей.

Берендей:

Молодцы, мои друзья!
Всех приглашаю в гости я.
В лесу моем приятно отдыхать,
Здесь можно веселиться и играть.

1-й турист:

Сегодня мы пришли гулять.
Благо – лес рукой подать,
Закупили все подряд:
Пиццу, спички, лимонад.

2-й турист:

Свежий воздух возбудит
наш здоровый аппетит,
А пакеты, банки, склянки –
Лес большой он все вместит.
Лес он чей?
Да ничей!

1-й турист:

Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет, носи в кусты!
Мы с природою на “ты”.

2-й турист:

Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки.

Вместе:

Мы – цари! Молчи, природа!
Все здесь наше – лес и воды!

(Бросают пластиковые бутылки, попадают в Колобка. Колобок с испугу покатился).

Катится Колобок, ударяется о Берендея.

Колобок: Ой, ты кто?

Берендей: Я – царь леса! А ты, наверное, тот самый знаменитый Колобок, который сбежал от бабушки и дедушки.

Колобок: Я Колобок, тот самый, только сбежал я не от бабушки и дедушки, а от нехороших гостей нашего леса. Помоги, Берендей, защити лес!

Прыгает заяц, испуганно трясется возле Берендея.

Берендей: Что с тобой, косой?

Заяц: Это я-то косой?.. Косой тот кто со мной злую шутку сыграл… Отдыхаю я под кустом, вдруг, удар, еще удар, по голове, по боку. Вскочил, смотрю по сторонам, ничего не понимаю. Вижу, а они на поляне…

Выбегает волк.

Берендей: Что с тобой, Серый волк – зубами щелк? Почему глаза твои грустные?

Волк:

Был я резвым и веселым,
Все я рыскал по лесам,
Никогда не был голодным,
Добывал я пищу сам.

А теперь посмотрите, что со мною стало: голодный я.

Шум в лесу, музыка, крики – вся живность разбежалась.

Берендей: Да кто же это в лесу шумит?

Медведь рычит.

Берендей: Здравствуй, Мишенька-Медведь! Ты куда так спешишь? Ты что, тоже заболел?

Медведь: Здравствуй, Берендей! Не заболел, я чуть в родном лесу не сгорел, видишь, как бок опалил.

Берендей: Ну, все, надо ребят звать на помощь, что бы выгнать нехороших людей и научить как надо вести себя в лесу.

Все: Ребята, ребята! Вы где? Помогите нам!

Учащиеся делятся на группы, каждая получает маршрутный лист. Двигаются по станциям, выполняя предложенные задания. (Приложение 1)

Привал 1. Музыка леса.

Ребята угадывают песню (тема – природа) исполняют один куплет. (“В лесу родилась елочка”, “Наш край”, “Во поле береза стояла” и т.д.)

Привал 2. Боровичок

Угадайте главного героя этой станции:

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло! (Гриб)

- А вы знаете, кто из сказочных персонажей любил собирать грибы? (Красная шапочка)

- Вы любите грибы, знаете, как правильно их собирать?

- Назовите съедобные. (Масленок, шампиньон, лисички, опята, рыжики…)

- Назовите несъедобные. (мМухомор, бледная поганка, ложные опята…)

- Из каких грибов самый вкусный суп? (Белый)

- Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)

- Можно ли употреблять в пищу грибы, собранные в черте города?

- Назовите самый вредный гриб? (Бледная поганка)

- У каких грибов шапки разного цвета, а название одно? (Сыроежки)

- Какой гриб растет с большой скоростью и в старости превращается в пыль? (Дождевик)

- Назовите грибы, которые растут целыми семьями. (Грузди, опята)

Привал 3. Лесные загадки

Растет стеной, ее не тронь,
Сожжет, как огонь. (Крапива)

Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много.
Этот маленький зверек
Называется… (Еж)

У бедняги нет берлоги,
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть,
Догадались? Он… (Заяц)

Над цветами я летаю,
Мед янтарный собираю.
Всем обидчикам – гроза,
Кто я, дети?.. (Пчела)

Я зимой в пушистой шубе,
Ем грибы на старом дубе.
Мне на месте не сидится,
Потому что я… (Белка)

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля,
Кто же это?.. (Цапля)

Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

Эта птичка – птичка – невеличка,
Желтенький жилетик,
Синенький беретик. (Синица)

Всю ночь летает,
Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова)

Привал 4. Лесной кроссворд

(Приложение 2)

По горизонтали:

2. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Вася – хворостинкой! (Лес)

4. У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)

8. Ее всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

9. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой,
Стоит под горой. (Береза)

10. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Сох)

11. Я из крошки – почки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего что плод мой мелок. (Дуб)

13. В нем почти сто метров роста:
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезен.
У него одна работа –
Осушение болота. (Эвкалипт)

По вертикали:

1. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

3. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

4. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей – зимой,
А летом с бритой головой. (Пень)

5. Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)

6. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают (Липа)

7. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)

12. Ружий Егорка упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Лист)

Привал 5. Зеленая аптека

- Ребята, вас приветствует лесной доктор. Представьте себе, что вы идете по лесной опушке и с вами случилась беда – вы заболели, или поранились, или вас укусил кто-то. Но вы забыли взять аптечку, как быть?

- Я предложу диагноз, а вы приступите к лечению.

1. Шагая по тропе, я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение… (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы)

2. С утра было солнечно, я отправился путешествовать в легкой одежде. Вдруг пошел холодный дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог… (Малина, липовый цветок, зверобой)

3. Шагая по тропе, я увидел незатушенный костер. Я поторопился сбить огонь и обжег руку. Хорошо, что мне попался… (Гриб - дождевик, измельченная хвоя сосны)

4. Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил больше всех студеной воды и вскоре не мог удержаться от кашля… (мать-и-мачеха, багульник, шалфей, подорожник)

Привал 6. На опушке леса

1. Красная книга

- Что такое Красная книга?

Красную книгу учредил международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 г. Хранится она в Швейцарии. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, а сейчас стали редкими, были занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

- Какие животные и растения записаны в Красную книгу?

- Что может сделать человек, чтобы на земле не исчезли целые виды животных и растений?

2. Зоологическая викторина.

- В каких лесах, если заблудишься, бывает особенно страшно? (Еловых, пихтовых)

- Какое дерево страдает каждый год больше всего по вине человека? (Ель, сосна - Новый год)

- Какое дерево способно вырасти первым после лесного пожара? Является символом нашей страны? (Береза)

- Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? (Рябина)

- Лесная хищница с кисточками на ушах? (Рысь)

- Дикая кошка с блестящей черной шерстью. Маугли зовет ее - Багирой? (Пантера)

- Грызун, который любит стоять столбиком? (Суслик)

- Птица, которая любит демонстрировать свой великолепный хвост. (Павлин)

- Зеленое колючее растение в пустыне? (Кактус)

Привал 7. Чьи следы?

На рисунках представлены следы животных и птиц. Надо угадать какому животному или птице они принадлежат.

После прохождения маршрутов ребята возвращаются к Берендею, сдают зверятам маршрутные листы.

Берендей: Ребята, все ли справились с заданием? Смогли одолеть горе – туристов и научить их, как правильно вести себя в лесу?

Лес – не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Их, пожалуй, считать – не сочтешь!
Будьте верными лесу, ребята,
Ведь красивее мест не найдешь!