Цель: Создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств алюминия на основе строения его атома, развивать умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, анализировать, сравнивать, составлять молекулярные уравнения химических реакций.
Тип урока: Проблемный.
Вид урока: Путешествие.
Оборудование:
- Для учащихся: маршрутные карты, алюминиевая проволока;
- для учителя: 2 пробирки с водой, в которой 2 недели назад положили железный гвоздь и алюминиевую проволоку, диск "Уроки химии Кирилла и Мефодия" 9 класс, опорная схема.
- Диск "Уроки химии Кирилла и Мефодия" 9 класс
Домашнее задание: Параграф 10, №4,5, проблемный вопрос: объясните слова Н.Г.Чернышевского: "Этому металлу суждено великое будущее" (вопрос висит на доске).
Актуализация знаний.
У каждого из нас есть свой адрес: улица, дом, квартира. У химических элементов тоже есть свой "дом".
- Как он называется?
Какие "адреса" имеют химические элементы?
Сегодня мы познакомимся с одним из жильцов этого дома.
Слайд 2:
Спрятан у меня предмет -
Без него не съесть обед.
Вещь незаменимая,
Вещь необходимая.
Если мы садимся кушать,
Тот предмет нам очень нужен.
Из чего же сей предмет?
Серебристо - белый цвет
Вам поможет дать ответ.
Слайд 3: (Al-евая ложка)
Слайды 4 -10. Рассказать о применении алюминия
Слайд 11: Объяснить высказывания.
Слайд 12: Сейчас мы отправимся в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом - Al. Для этого вам понадобится маршрутная карта. Внимательно рассмотрите ее и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.
Слайд 13: 2. Изучение нового материала.
Напишите в тетради дату путешествия, тему урока.
Вы находитесь на станции под названием "Визитка". Найдите Al в ПС и заполните в тетради первую часть маршрутной карты (5 минут).
Слайд 14: Проверка с места, я пишу на доске. Сделайте вывод.
- Al - это металл или неметалл?
- Чему равна высшая степень окисления Al?
Посмотрите на химические элементы, окружающие Al в ПС. Слева - активные металлы, справа - неметаллы.
- Сделайте вывод об активности Al.
Обратимся к ЭХРНМ. Здесь Al стоит сразу же после активных металлов, за ним стоят тоже достаточно активные металлы.
- Какова же активность Al?
Неделю назад я заложила опыт. В 2 чистые пробирки налила воды, в одну положила железный гвоздь, в другую - кусочек алюминиевой проволоки (показать опыт).
- Что вы видите?
Еще раз посмотрите в ЭХРНМ.
- Какой же металл Fe или Al более активный?
- Почему же Al-евая проволока с водой не реагирует, а Fe гвоздь реагирует?
Слайд 15: Так активный или нет Al? Эту проблему нам предстоит сегодня решить.
Слайд 16: Следующая станция - "Физические свойства Al".
Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите Al-евую проволоку, рассмотрите ее, измените форму. На основании вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства Al, данные запишите в тетрадь.
Проверка работы, вывод.
- Позволяют ли данные на этой станции, сделать выводы об активности Al?
Слайды 17-23 Рассказать об алюминии
Слайд 25,26, 27, 28 Следующая станция "Химические свойства Al с простыми и сложными веществами (по опорной схеме рассказать о химических свойствах Al).
- Составьте самостоятельно уравнения химических реакций, данные занесите в таблицу маршрутной карты. Если у вас возникнут затруднения, воспользуйтесь советами мудрого попутчика текстом учебника параграфа 20 (1 очень сильный ученик на доске пишет уравнения реакций молча, для одного уравнения составляет баланс).
Проверка правильности выполнения, вывод.
- Чем является Al в этих реакциях?
В химической литературе вы прочтете, что Al взаимодействует с кислородом при обычных условиях. Не противоречит ли это вашему жизненному опыту? Ведь в алюминиевой посуде мы кипятим воду, готовим пищу, и никаких видимых изменений с посудой не происходит. Получается, что даже при нагревании ни с кислородом, ни с водой Al не взаимодействует.
Разрешить противоречие нам поможет опыт (Диск "Уроки химии Кирилла и Мефодия" 9 класс).
Слайд 30
Вы увидели, что алюминиевая проволока сверху покрыта тонкой полупрозрачной оксидной пленкой, внутри которой находится расплавленный Al. Эта пленка очень прочная. Температура ее кипения 20500С. Она то и предохраняет Al-евые изделия от разрушения. Если снять эту пленку, то Al начнет реагировать с веществами даже при комнатной температуре.
-Так, Al активный металл или нет? (ребята делают вывод).
Станция "Выбери задание".
В течение 4 минут вам надо выполнить (по выбору) задание своего варианта. Выбирайте то задание, с которым справитесь.
Проверка.
Вы достигли последней станции. В ваших тетрадях получился опорный конспект.
Подведение итогов:
- Какую проблему мы поставили в начале урока?
- Удалось ли нам ее решить?
- К какому выводу мы пришли?
Слайд 31
- Рефлексия
- Оценивание.
Рефлексия.
Метод: "Кафе".
Цель: Выяснить, получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 1-3 минуты каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики.
Материал: Лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого:
- Больше всего мне понравилось:
- Я почти переварил:
- Я переел:
- Пожалуйста, добавьте:
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на ватман, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.