Этому металлу суждено великое будущее

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств алюминия на основе строения его атома, развивать умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, анализировать, сравнивать, составлять молекулярные уравнения химических реакций.

Тип урока: Проблемный.

Вид урока: Путешествие.

Оборудование:

  • Для учащихся: маршрутные карты, алюминиевая проволока;
  • для учителя: 2 пробирки с водой, в которой 2 недели назад положили железный гвоздь и алюминиевую проволоку, диск "Уроки химии Кирилла и Мефодия" 9 класс, опорная схема.
  • Диск "Уроки химии Кирилла и Мефодия" 9 класс

Домашнее задание: Параграф 10, №4,5, проблемный вопрос: объясните слова Н.Г.Чернышевского: "Этому металлу суждено великое будущее" (вопрос висит на доске).

Актуализация знаний.

У каждого из нас есть свой адрес: улица, дом, квартира. У химических элементов тоже есть свой "дом".

- Как он называется?

Какие "адреса" имеют химические элементы?

Сегодня мы познакомимся с одним из жильцов этого дома.

Слайд 2:

Спрятан у меня предмет -
Без него не съесть обед.
Вещь незаменимая,
Вещь необходимая.
Если мы садимся кушать,
Тот предмет нам очень нужен.
Из чего же сей предмет?
Серебристо - белый цвет
Вам поможет дать ответ.

Слайд 3: (Al-евая ложка)

Слайды 4 -10. Рассказать о применении алюминия

Слайд 11: Объяснить высказывания.

Слайд 12: Сейчас мы отправимся в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом - Al. Для этого вам понадобится маршрутная карта. Внимательно рассмотрите ее и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.

Слайд 13: 2. Изучение нового материала.

Напишите в тетради дату путешествия, тему урока.

Вы находитесь на станции под названием "Визитка". Найдите Al в ПС и заполните в тетради первую часть маршрутной карты (5 минут).

Слайд 14: Проверка с места, я пишу на доске. Сделайте вывод.

- Al - это металл или неметалл?

- Чему равна высшая степень окисления Al?

Посмотрите на химические элементы, окружающие Al в ПС. Слева - активные металлы, справа - неметаллы.

- Сделайте вывод об активности Al.

Обратимся к ЭХРНМ. Здесь Al стоит сразу же после активных металлов, за ним стоят тоже достаточно активные металлы.

- Какова же активность Al?

Неделю назад я заложила опыт. В 2 чистые пробирки налила воды, в одну положила железный гвоздь, в другую - кусочек алюминиевой проволоки (показать опыт).

- Что вы видите?

Еще раз посмотрите в ЭХРНМ.

- Какой же металл Fe или Al более активный?

- Почему же Al-евая проволока с водой не реагирует, а Fe гвоздь реагирует?

Слайд 15: Так активный или нет Al? Эту проблему нам предстоит сегодня решить.

Слайд 16: Следующая станция - "Физические свойства Al".

Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите Al-евую проволоку, рассмотрите ее, измените форму. На основании вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства Al, данные запишите в тетрадь.

Проверка работы, вывод.

- Позволяют ли данные на этой станции, сделать выводы об активности Al?

Слайды 17-23 Рассказать об алюминии

Слайд 25,26, 27, 28 Следующая станция "Химические свойства Al с простыми и сложными веществами (по опорной схеме рассказать о химических свойствах Al).

- Составьте самостоятельно уравнения химических реакций, данные занесите в таблицу маршрутной карты. Если у вас возникнут затруднения, воспользуйтесь советами мудрого попутчика текстом учебника параграфа 20 (1 очень сильный ученик на доске пишет уравнения реакций молча, для одного уравнения составляет баланс).

Проверка правильности выполнения, вывод.

- Чем является Al в этих реакциях?

В химической литературе вы прочтете, что Al взаимодействует с кислородом при обычных условиях. Не противоречит ли это вашему жизненному опыту? Ведь в алюминиевой посуде мы кипятим воду, готовим пищу, и никаких видимых изменений с посудой не происходит. Получается, что даже при нагревании ни с кислородом, ни с водой Al не взаимодействует.

Разрешить противоречие нам поможет опыт (Диск "Уроки химии Кирилла и Мефодия" 9 класс).

Слайд 30

Вы увидели, что алюминиевая проволока сверху покрыта тонкой полупрозрачной оксидной пленкой, внутри которой находится расплавленный Al. Эта пленка очень прочная. Температура ее кипения 20500С. Она то и предохраняет Al-евые изделия от разрушения. Если снять эту пленку, то Al начнет реагировать с веществами даже при комнатной температуре.

-Так, Al активный металл или нет? (ребята делают вывод).

Станция "Выбери задание".

В течение 4 минут вам надо выполнить (по выбору) задание своего варианта. Выбирайте то задание, с которым справитесь.

Проверка.

Вы достигли последней станции. В ваших тетрадях получился опорный конспект.

Подведение итогов:

  • Какую проблему мы поставили в начале урока?
  • Удалось ли нам ее решить?
  • К какому выводу мы пришли?

Слайд 31

  • Рефлексия
  • Оценивание.

Рефлексия.

Метод: "Кафе".

Цель: Выяснить, получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 1-3 минуты каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики.

Материал: Лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.

Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого:

- Больше всего мне понравилось:

- Я почти переварил:

- Я переел:

- Пожалуйста, добавьте:

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на ватман, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.