Цели:
- Ознакомить с новым способом подбора проверочных слов для орфограмм корня – «объясни значение слова с помощью однокоренного».
- Развитие орфографической зоркости учащихся; умения осознанно работать с орфографическим словарем; устной и письменной речи.
- Воспитание огромного уважения к труду людей разных профессий; самоконтроля.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
У: Прочитайте тему урока. Сформулируйте основные цели данного урока.
II. Актуализация знаний
На доске дан ряд букв: а, о, у, и, ы, е, я, ё.
У: Верно ли утверждение, что все эти гласные могут быть безударными?
У: Верно ли утверждение, что все эти гласные могут являться орфограммой «безударная гласная»?
У: Исключите буквы, которые противоречат этим высказываниям.
У: Что такое орфограмма?
Выберите верный ответ. (Каждая гипотеза учеников обсуждается и проверяется.)
Слайд 1, см. Приложение 1
Орфограмма – это место в слове:
1. где пишется не так, как слышится;
2. где звук слышится неясно;
3. где возможна ошибка;
4. где при письме возникает трудность;
5. где требуется применение правила;
6. где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.
У: Назовите «главные» орфограммы русского языка.
У: Назовите объективные признаки «главных» орфограмм. (Для гласных – в безударном положении; для парных по глухости – звонкости согласных – на конце слова и перед другими согласными, кроме сонорных и [в ], [в*]).
III.Орфографическая разминка. Наблюдение над орфограммами
У: Сейчас мы постараемся доказать, что последнее определение орфограммы является точным.
У: Я буду диктовать слова, а вы должны их запомнить:
писал небесная пятно
У: Запишите слова в первый столбик с пропусками на месте орфограмм в следующем порядке:
1. Имя прилагательное, которое отвечает на вопрос « какая?»
2. Глагол, употребленный в прошедшем времени.
3. Неодушевленное имя существительное.
Готовая запись:
н-бесн– -
п-сал
п-тно
У: В чем сходство данных слов? Проблема.
(Учащиеся высказывают свои гипотезы, испытывают затруднение.)
У: Давайте произведем несколько действий, чтобы прояснить ситуацию.
У: Запишите во второй столбик слова с пропусками на месте орфограмм, соблюдая следующие условия:
1. От первого слова образуйте однокоренное неодушевленное имя существительное
во множественном числе.
2. От второго слова образуйте однокоренное одушевленное имя существительное
мужского рода.
3. От третьего слова образуйте однокоренное имя прилагательное, которое отвечает
на вопрос «какой?»
Готовая запись:
н-бесн– – – н-б-са
п-сал – п-сат-ль
п_тно – п_тнистый
У: Какая орфограмма есть во всех словах первого столбика? Второго столбика?
У: Как проверить безударную гласную?
У: Подберите и запишите проверочное слово в третий столбик.
Готовая запись:
н-бесн– – – н-б-са– небо
п-сал – п-сат-ль– пишет
п_тно – п_тнистый-пятна
У: Пронаблюдаем, какие звуки слышатся в безударном и в ударном положении.
Какую букву выбрали для обозначения этих звуков?
Вставьте пропущенные буквы
У: Проверьте вторую безударную гласную в слове «небеса». (небесный).
В каких словах безударную гласную не смогли проверить? Как поступить в этой ситуации? (спросить у учителя, посмотреть в словарь)
Слайд 2.
Готовая запись:
н-бесн– – – н-б-са– небо – [и] –[и] –[э] – буква е
п-сал – п-сат-ль– пишет – [и] – [и] – [и] – буква и
п_тно – п_тнистый-пятна – [и] – [и] – [а] – буква я
У: Значит, в чем сходство всех этих слов? А в чем различие?
У: Какими буквами можно обозначить звук [и ]?
У: Так, верно ли высказывание, что орфограмма – это место в слове, где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву?
IV. Словарная работа
1. У: Спишите пословицу. Найдите и выделите все орфограммы.
Горька порой работа, да хлеб от нее сладок.
У: Какой первый шаг надо сделать, чтобы обнаружить орфограмму-гласную? (Поставить ударение.)
Какой второй шаг надо сделать? (Подчеркнуть безударные гласные.)
Какой первый шаг надо сделать, чтобы обнаружить орфограмму «парную согласную»? (Определить, согласная парная или нет.)
Какой второй шаг надо сделать? (Где стоит.)
Какой третий шаг надо сделать? (Какая согласная следует за ней.)
У: Назовите «главные» орфограммы, которые вы обнаружили по объективным признакам. Назовите остальные орфограммы.
Повторная самопроверка по слайду.
Слайд 3.
Горька порой работа, да хлеб от нее сладок.
2. Объясните смысл пословицы. Определите тему пословицы.
3. Составление тематического словарного диктанта.
У: Из орфографического словаря учебника выпишите тематическую группу слов к этой пословице. Выделите в словарных словах все орфограммы.
Труд
Завод
Лопата
Машина
Работа
Рабочий
Учитель
Учительница
У: Прочитайте слова, назовите орфограммы. Можно ли проверить эти безударные гласные?
V. Обобщение о способах проверки безударных гласных. Знакомство с новым способом подбора проверочных слов для орфограмм корня – «объясни значение слова с помощью однокоренного»
1. Наблюдение над способами проверки безударных гласных в корне слова.
А) Обобщение первого способа проверки.
У: Прочитайте слова. Составьте алгоритм «Найди орфограмму» гласных. (шаг 1. поставь ударение; шаг 2. найди все безударные гласные; шаг 3. обозначь их)
У: Как называется орфограмма? Как проверить безударную гласную?
Слайд 4.
леса –
холмы –
столы – форма единственного числа
столбы –
У. По данной записи сформулируйте вывод о способе проверки безударных гласных.
У: Устно подберите проверочные слова.
У. Для всех ли случаев подходит данный способ проверки безударной гласной?
Б) Выявление второго способа проверки.
У. Прочитайте слова первого столбика.
По алгоритму найдите орфограмму «безударная гласная».
По данной записи сформулируйте вывод о втором способе проверки безударной гласной.
Слайд 5.
Река – реки
Гора – горы
Скала – скалы
Гроза – грозы
У. Для всех ли случаев подходит данный способ проверки безударной гласной в корне слова?
2. Постановка проблемы.
У. Давайте проверим, верны ли ваши итоговые выводы о способах проверки безударных гласных в корне имен существительных.
У. Прочитайте слова первого ряда и по ассоциации назовите слова второго столбика.
Слайд 6.
Дома – стр-ит-ли
Книги –
Каши –
Цветники –
У: Запишите слова во второй столбик с пропусками орфограмм.
Слайд 7.
Проверка работы.
Дома – стр-ит-ли
Книги – п-сат-ли
Каши – п-в-ра
Цветники – с-довн-ки
У: Назовите орфограммы.
У. Проверим, как «работает» первый способ проверки. Что надо сделать?
Д. Надо изменить эти имена существительные, употребив их в форме единственного числа.
У. Удалось ли вам выполнить проверку?
Д. Нет. Безударная гласная не стала ударной.
У. Значит, можно ли этот способ применить ко всем именам существительным, употребленным во множественном числе?
Д. Нет. Этот способ проверки здесь не «работает».
У. Можно ли проверить, как «работает» второй способ проверки.
Д: Его нельзя применить.
3. Ознакомление с новым способом проверки безударной гласной в корне слова – «объясни значение слова с помощью однокоренного».
У. Как будем проверять безударную гласную в этих словах?
Д. Высказывают свои предположения.
У. Что общего в этих словах?
Д. Эти слова называют профессии людей.
У. Объясните значение этих слов с помощью однокоренного, через действия, которые выполняют люди этих профессий.
Д.
строители – люди, которые строят
писатели – люди, которые пишут
повара – люди, которые варят
садовники – люди, которые садят
У. Запишите эти слова, поставьте знак ударения. Что мы заметили?
Д. Безударная гласная стала ударной.
У. Удалось подобрать проверочное слово?
Д. Да.
У. Каким способом вы это сделали?
Д. Объяснили значение слова с помощью однокоренного.
У.Приведите примеры использования данного способа.
VI. Упражнения для закрепления.
Упражнение 1.
У: Запишите слова первого столбика. Выделите орфограммы. Составьте и запишите словосочетания по схеме, используя новый прием проверки.
Слайд 8.
какой?
Смельчак
Силач
Чистюля
Тихоня– _____________
– _____________
– _____________
– _____________человек
человек
человек
человек
У: Назовите проверочные слова. (Смелый, сильный, чистый, тихий.)
Упражнение 2.
У: В словах первого столбика выделите орфограммы. Допишите предложения по схеме, используя новый прием проверки.
Слайд 9.
чем? Бегун занимается
Спортсмен занимается
Боксер занимается
Танкист управляет_______________
_______________
_______________
_______________
У: Назовите проверочные слова. (Бегом, спортом, боксом, танком.)
Упражнение 3.
У: В первом слове каждого предложения выделите орфограммы. Допишите предложения по схемам, используя новый способ проверки.
Слайд 10.
Тракторист работает на (на чем?).
Почтальон разносит (что?).
Шахтер работает в (где?).
Лесник охраняет (что?).
Печник кладет (что?).
Скрипач играет на (на чем?)
У: Назовите проверочные слова. (На тракторе, почту, в шахте, лес, печь, на скрипке.)
Упражнение 4.
У: В словах выделите все орфограммы, используя новый способ проверки, допишите проверочные слова.
Слайд 11.
В солонке –
В масленке –
В кормушке –
В холодильнике –
У: Назовите проверочные слова. (Соль, масло, корм, холод.)
VII. Итог урока
У: Какой новый способ подбора проверочных слов для орфограмм корня освоили сегодня на уроке?
(Выслушиваются ответы детей.)