Цели урока: знакомство с вокальным жанром романса, его ролью во взаимосвязи музыки и литературы, его происхождением, жанровыми признаками.
Задачи:
- совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
- развивать представления о музыкальных инструментах, творческое мышление и певческие навыки;
- обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный, интегрированный
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран, аккордеон.
ХОД УРОКА
«Романс старинный, звон гитары
мы рады слышать каждый час,
романса трепетные звуки,
они всегда волнуют нас…»
I. Приветствие. Распевание. Дыхательная гимнастика
II. На прошлом уроке мы говорили с вами
о нашем любимом музыкальном жанре. О чем шла
речь? (О песне)
– Что такое песня? Из чего она состоит? (Из
стихов и музыки)
– Кто ее исполняет? (Певцы в сопровождении
музыкальных инструментов)
– А вы знаете много музыкальных
инструментов?
Сейчас мы это проверим. Отгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. (Приложение 1. Слайд 1)
1. Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин?(Орган)2. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (Рояль)3. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)4. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка)
5. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает.(Барабан)6. Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Ее названье... (скрипка).
– Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось
по вертикали? (Романс)
– Ребята, романс, как и песня, относится к жанру
вокальной музыки. А вот что это за жанр, мы и
попробуем сегодня узнать. (Слайд 2)
– Ребята, а может быть, вы знаете, что такое
романс?
– Кто его исполняет?
– О чем обычно поется в романсах?
На эти вопросы нам предстоит ответить в течение
нашего урока.
III. «Я помню чудное мгновенье» – слушание. (Слайды 3-5)
– Знакомое произведение? Это песня или романс?
Почему?
– Какое отношение имеют эти женские портреты к
прозвучавшей музыке? (Одной посвятил стихи
А.Пушкин, другой – музыку М. Глинка)
– Какие чувства передали поэт и композитор в
своих произведениях?
IV. «Жаворонок» М. Глинки – исполнение
– Какой романс М. Глинки мы с вами пели на
прошлом уроке? («Жаворонок»)
Слова этого романса написал друг М. Глинки Н.
Кукольник (Слайд 6)
– Вспомните, как мы его исполняли? (Мягко,
неторопливо, воздушно)
Исполнение романса (Слайд 7)
– Так, что же такое романс? (Слайд 8)
Слово РОМАНС пришло к нам из Испании.
Оно произошло от испанского слова romance,
что в буквальном переводе означало петь
по «по-романски», то есть «по-испански».Термин
«романс» возник в Испании в Средневековье,
раньше он обозначал светскую песню на
испанском («романском») языке. Вскоре он вошёл
в обиход и в других странах.
V. «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова – слушание
– В начальной школе мы слушали еще один романс
о жаворонке (Слайды 9-10)
– На «Жаворонка» Глинки похож романс
Римского-Корсакова? (Нет, он совсем другой)
– Какое настроение передает этот романс? (Страстное,
возбужденное)
VI. Песня гардемаринов – разучивание 2 куплета (Слайд 11)
Наиграть мелодию.
– Узнали произведение?
– Это песня или романс?
Разучивание 2 куплета по фразам. Исполнение песни
полностью с фонограммой.
VII. «Ночь печальна» С. Рахманинова – слушание. (Слайды 12)
В начальной школе мы с вами знакомились с
творчеством С.В. Рахманинова. Среди его
сочинений есть и замечательные романсы. Один из
них на стихи И. Бунина, мы сейчас услышим.
– Подумайте, какие чувства передает музыка? (Печаль,
тоска, грусть)
– Почему ночь печальна? (Кому-то грустно,
одиноко)
VIII. Итоги урока
– Сегодня мы с вами слушали и исполняли
романсов трепетные звуки.
– Действительно ли эти звуки трепетны? Почему?
– Чьи романсы мы сегодня услышали? Проверим себя.
(Слайд 13)
– Зачем людям нужны романсы? (Успокоиться,
отвлечься, выразить чувства, выразить
настроение).
– Какие два искусства дают возможность
насладиться нам трепетными звуками романса? (Музыка
и литература)
– Сегодня вы все хорошо, активно работали,
спасибо.
– С каким настроением вы уходите с урока?