Открытый урок в 5-м классе по теме "Романса трепетные звуки"

Разделы: Музыка


Цели урока: знакомство с вокальным жанром романса, его ролью во взаимосвязи музыки и литературы, его происхождением, жанровыми признаками.

Задачи:

  • совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
  • развивать представления о музыкальных инструментах, творческое мышление и певческие навыки;
  • обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран, аккордеон.

ХОД УРОКА

«Романс старинный, звон гитары
мы рады слышать каждый час,
романса трепетные звуки,
они всегда волнуют нас…»

I. Приветствие. Распевание. Дыхательная гимнастика

II. На прошлом уроке мы говорили с вами о нашем любимом музыкальном жанре. О чем шла речь? (О песне)
– Что такое песня? Из чего она состоит? (Из стихов и музыки)
– Кто ее исполняет? (Певцы в сопровождении музыкальных инструментов)
– А вы знаете много музыкальных инструментов?

Сейчас мы это проверим. Отгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. (Приложение 1. Слайд 1)

1. Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин?(Орган)

2. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (Рояль)

3. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны
Ей для музыки нужны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка)
5. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает.(Барабан)

6. Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Ее названье... (скрипка).

– Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Романс)
– Ребята, романс, как и песня, относится к жанру вокальной музыки. А вот что это за жанр, мы и попробуем сегодня узнать. (Слайд 2)
– Ребята, а может быть, вы знаете, что такое романс?
– Кто его исполняет?
– О чем обычно поется в романсах?
На эти вопросы нам предстоит ответить в течение нашего урока.

III. «Я помню чудное мгновенье» – слушание. (Слайды 3-5)

– Знакомое произведение? Это песня или романс? Почему?
– Какое отношение имеют эти женские портреты к прозвучавшей музыке? (Одной посвятил стихи А.Пушкин, другой – музыку М. Глинка)
– Какие чувства передали поэт и композитор в своих произведениях?

IV. «Жаворонок» М. Глинки – исполнение

– Какой романс М. Глинки мы с вами пели на прошлом уроке? («Жаворонок»)
Слова этого романса написал друг М. Глинки Н. Кукольник (Слайд 6)
– Вспомните, как мы его исполняли? (Мягко, неторопливо, воздушно)

Исполнение романса (Слайд 7)

– Так, что же такое романс? (Слайд 8)
Слово РОМАНС пришло к нам из Испании. Оно произошло от испанского слова romance, что в буквальном переводе означало петь по «по-романски», то есть «по-испански».Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, раньше он обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах.

V. «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова – слушание

– В начальной школе мы слушали еще один романс о жаворонке (Слайды 9-10)
– На «Жаворонка» Глинки похож романс Римского-Корсакова? (Нет, он совсем другой)
– Какое настроение передает этот романс? (Страстное, возбужденное)

VI. Песня гардемаринов – разучивание 2 куплета (Слайд 11)

Наиграть мелодию.
– Узнали произведение?
– Это песня или романс?
Разучивание 2 куплета по фразам. Исполнение песни полностью с фонограммой.

VII. «Ночь печальна» С. Рахманинова – слушание. (Слайды 12)

В начальной школе мы с вами знакомились с творчеством С.В. Рахманинова. Среди его сочинений есть и замечательные романсы. Один из них на стихи И. Бунина, мы сейчас услышим.
– Подумайте, какие чувства передает музыка? (Печаль, тоска, грусть)
– Почему ночь печальна? (Кому-то грустно, одиноко)

VIII. Итоги урока

– Сегодня мы с вами слушали и исполняли романсов трепетные звуки.
– Действительно ли эти звуки трепетны? Почему?
– Чьи романсы мы сегодня услышали? Проверим себя. (Слайд 13)
– Зачем людям нужны романсы? (Успокоиться, отвлечься, выразить чувства, выразить настроение).
– Какие два искусства дают возможность насладиться нам трепетными звуками романса? (Музыка и литература)
– Сегодня вы все хорошо, активно работали, спасибо.
– С каким настроением вы уходите с урока?