Родительское собрание "Как помочь ребенку полюбить чтение"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цель: cоздание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

  • Осмысление важности приобщения ребенка к систематически осознанному чтению.
  • Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
  • Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.
  • Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Этапы подготовки:

  • Семейный конкурс «Семья, или экскурсия по домашней библиотеке» (Приложение 9)
  • Цель: привлечь внимание к книге, домашней библиотеке, как возможности общения с книгой, совместной деятельности родителей и детей.
  • Проект семейного чтения детских периодических изданий (Приложение 2)
  • Цель: Вместе с детьми, как равноправными участниками проекта, разработать приемы совместного чтения детской периодики, познакомить друг друга с детскими периодическими изданиями.
  • Подготовка эвристической мотивирующей информации для родителей «О чтении языком статистики» (Приложение 1)
  • Разработка памяток для родителей
  • «Как воспитать книгочтея?» (Приложение 4)
  • Литература для родителей по семейному чтению
  • Формирование текстов тренинговых упражнений по развитию техники чтения и интереса к нему (Приложение 8).

ХОД СОБРАНИЯ

1. Классный руководитель открывает собрание вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

Краткое содержание выступления:

  • До того, как прочитать первое слово, ребенок должен услышать чтение матери, отца, почувствовать красоту художественных образов.
  • Независимо от чтения вслух необходимо прививать ребенку желание самому посидеть за книжкой или журналом.
  • С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к раздумьям и размышлениям.
  • Родители, рассказывая детям сказки, создают в доме атмосферу тепла и уюта. А это очень важно для нормального развития ребенка.
  • Рассказывая детям увлекательные и поучительные истории, басни, родители одновременно дарят и свою любовь, а родительская любовь рождает в детском характере уверенность в себе.
  • Анализ техники чтения учащихся класса.

2. Выступление школьного библиотекаря о том, что не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Анализ Анкет для современного читателя «Моя домашняя библиотека» (Приложение 7). Работа по памятке «Как воспитать книгочтея» (Приложение 4). Обзор сетевых библиотек и поисковиков по электронным библиотекам. Интернет-ресурсы для детей. Список детских журналов.

3. Выступление школьного психолога о том, что ни в коем случае нельзя принуждать ребенка читать, даже из благих побуждений. В противном случае увлекательное и интересное занятие может превратиться в унылую обязаловку. Полезные сайты в помощь семейному воспитанию.

4. Дискуссия (Приложение 6).

5. Анализ Анкет для чадолюбивых взрослых «Мир периодических изданий для детей» и Анкет для любителей чтения журналов «Я читаю, мне читают» (Приложение 3, Приложение 5).

6. Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему (Приложение 8).

Копилка родительского опыта. Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье. Работа с памятками, подготовленными к родительскому собранию классным руководителем. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.(Приложение 10).  Их обсуждение  и анализ.

Решение собрания:

  • Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия для решения следующей задачи: читать ежедневно с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное.
  • Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чем дети будут рассказывать на уроках внеклассного чтения.
  • Включить в круг домашнего чтения журналы для детей.
  • Помогать ребенку вести читательский дневник.
  • Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.

Оценка: информационно-методическое обеспечение помогло достижению цели и выполнению задач, стоявших перед учителем и родительским коллективом.

Литература для учителя:

  1. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996.
  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Ось – 89, 2003.
  3. Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решении. – М., 1998.
  4. Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  5. Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  6. Н.И.Дереклеева. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004.
  7. Л.И.Саляхова. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.
  8. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина.– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  9. Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель, 2006.

Литература для родителей по детскому и семейному чтению:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.
  2. Гладких Л.П. Воспитание сказкой
  3. Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М., 1994.
  4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. – М., 1993.
  5. Ильин И.А. Духовный смысл сказки. – М.: Лепта, 2000.
  6. Крячко А.А. Сказка в домашнем театре. – М., 2003.
  7. Пришли мне чтения доброго… Хрестоматия для семейного чтения. – М.,  2001.
  8. Русские поэты – детям. – М., 1980.
  9. Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994.