Цель: cоздание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.
Задачи:
- Осмысление важности приобщения ребенка к систематически осознанному чтению.
- Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
- Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.
- Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
Этапы подготовки:
- Семейный конкурс «Семья, или экскурсия по домашней библиотеке» (Приложение 9)
- Цель: привлечь внимание к книге, домашней библиотеке, как возможности общения с книгой, совместной деятельности родителей и детей.
- Проект семейного чтения детских периодических изданий (Приложение 2)
- Цель: Вместе с детьми, как равноправными участниками проекта, разработать приемы совместного чтения детской периодики, познакомить друг друга с детскими периодическими изданиями.
- Подготовка эвристической мотивирующей информации для родителей «О чтении языком статистики» (Приложение 1)
- Разработка памяток для родителей
- «Как воспитать книгочтея?» (Приложение 4)
- Литература для родителей по семейному чтению
- Формирование текстов тренинговых упражнений по развитию техники чтения и интереса к нему (Приложение 8).
ХОД СОБРАНИЯ
1. Классный руководитель открывает собрание вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.
Краткое содержание выступления:
- До того, как прочитать первое слово, ребенок должен услышать чтение матери, отца, почувствовать красоту художественных образов.
- Независимо от чтения вслух необходимо прививать ребенку желание самому посидеть за книжкой или журналом.
- С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к раздумьям и размышлениям.
- Родители, рассказывая детям сказки, создают в доме атмосферу тепла и уюта. А это очень важно для нормального развития ребенка.
- Рассказывая детям увлекательные и поучительные истории, басни, родители одновременно дарят и свою любовь, а родительская любовь рождает в детском характере уверенность в себе.
- Анализ техники чтения учащихся класса.
2. Выступление школьного библиотекаря о том, что не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Анализ Анкет для современного читателя «Моя домашняя библиотека» (Приложение 7). Работа по памятке «Как воспитать книгочтея» (Приложение 4). Обзор сетевых библиотек и поисковиков по электронным библиотекам. Интернет-ресурсы для детей. Список детских журналов.
3. Выступление школьного психолога о том, что ни в коем случае нельзя принуждать ребенка читать, даже из благих побуждений. В противном случае увлекательное и интересное занятие может превратиться в унылую обязаловку. Полезные сайты в помощь семейному воспитанию.
4. Дискуссия (Приложение 6).
5. Анализ Анкет для чадолюбивых взрослых «Мир периодических изданий для детей» и Анкет для любителей чтения журналов «Я читаю, мне читают» (Приложение 3, Приложение 5).
6. Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему (Приложение 8).
Копилка родительского опыта. Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье. Работа с памятками, подготовленными к родительскому собранию классным руководителем. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.(Приложение 10). Их обсуждение и анализ.
Решение собрания:
- Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия для решения следующей задачи: читать ежедневно с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное.
- Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чем дети будут рассказывать на уроках внеклассного чтения.
- Включить в круг домашнего чтения журналы для детей.
- Помогать ребенку вести читательский дневник.
- Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.
Оценка: информационно-методическое обеспечение помогло достижению цели и выполнению задач, стоявших перед учителем и родительским коллективом.
Литература для учителя:
- Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Ось – 89, 2003.
- Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решении. – М., 1998.
- Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Н.И.Дереклеева. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004.
- Л.И.Саляхова. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.
- 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина.– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
- Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель, 2006.
Литература для родителей по детскому и семейному чтению:
- Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.
- Гладких Л.П. Воспитание сказкой
- Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М., 1994.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. – М., 1993.
- Ильин И.А. Духовный смысл сказки. – М.: Лепта, 2000.
- Крячко А.А. Сказка в домашнем театре. – М., 2003.
- Пришли мне чтения доброго… Хрестоматия для семейного чтения. – М., 2001.
- Русские поэты – детям. – М., 1980.
- Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994.