Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований;
- формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников;
Оборудование: портрет Петра I, видеоролик передачи «Имя России»; презентация, карта «Внешняя политика Петра I».
Задачи:
- Обучающие: через оценку личности Петра I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизация знаний.
- Развивающие: развитие умений самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, умений аргументировать и отстаивать свою позицию, вести культурную дискуссию.
- Воспитательные: создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. помощь в определении собственного отношения к ключевым явлениям истории;
“Нет, не чародей, а Гений, Петр”. (М.Н.Погодин “Петр Великий”, 1846 г.)
“Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и правам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям”
(М. Волошин “Россия”)
“… Что такое Петр? Чудо или чудовище?…” (Дм. Мережковский “Грядущий хам”, 1905 г.)
План урока:
1. Организационно-мотивационный этап:
Работа с презентацией – оценка деятельности Петра (Приложение 1)
2. Проблемная игра – урок-суд «Петр Великий чудо или чудовище?»
1 этап – выступление «обвинении»
2 этап – выступление «защиты»
3 этап – прение сторон
4 этап – оглашение приговора.
3. Рефлексия – работа с карточками (Приложение 2)
При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно выбирают свою роль – обвинения или защиты – “прокурор”, “адвокат”, присяжные заседатели”. Учитель дает им задание: используя материал учебника, хрестоматию по истории России с древнейших времен до конца XVIIIв., определить положительные и отрицательные стороны деятельности Петра.
ХОД УРОКА
1. Организационно-мотивационный этап
Работа с презентацией – оценка деятельности Петра (Приложение 1)
Учитель: Сегодня, мы с вами ребята, рассмотрим на уроке тему“…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…”чтобы осмыслить ту эпоху, в которой оставил свой след первый император России Интерес к этой исторической личности не ослабевает, и по сей день. Личность Петра I вызывала и вызывает споры среди ученых... Вокруг имени Петра сложилось немало легенд. Петр первый – фигура противоречивая. О нем говорили: “Царь – плотник, “Петр, прорубивший окно в Европу”, “Суровый, но справедливый и демократичный”. К этим суждениям присоединяются и другие, подчеркивающие, что Петр “выражал интересы господствующего класса” и “драл по три шкуры с трудового крестьянства”. Кто же был Пётр Великий? Злой гений или отец нации? В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы нашей дискуссии. Форма сегодняшнего урока необычная. Это урок-суд. На нем присутствуют прокурор, адвокат, свидетели обвинения и защиты, а также присяжные заседатели, которые обобщают выступления учащихся и дадут заключительную оценку правления и личности Петра I. Предоставляю слово прокурору.
Часть урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Оргмомент 2. Мотивация
Видеоролик о первом русском императоре (ссылка не приводится. Спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред.) Слайд «Общий рейтинг»
Презентация «Русские историки о Петре»
2. Проблемная игра – урок-суд «Петр Великий чудо или чудовище?» 1 этап – выступление «обвинении» 2 этап – выступление «защиты» 3 этап – прение сторон 4 этап – оглашение приговора.
3. Рефлексия – работа с карточками (Приложение 2). |
Яркая личность Петра как магнит привлекает исследователей, писателей, политиков. В историографии эпоха Петра трактуется крайне противоречиво.
Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: каким был Петр I, что привлекает вас в его политике, а что вы осуждаете? И патриот, и ненавистник Реформаторская деятельность Петра оценивается неоднозначно. В первом случае акцент делается на преданности Петра России, во втором – в большей степени подчеркивается жестокость и насилие. Факт преобразования был верен, но формы его были не русские, не национальные, а нередко и прямо противоречившими духу народному. Вы правильно заметили, что к концу правления
Петра увеличились расходы на содержание
государственного аппарата, на администрацию. Это
связано с реформами в области управления.
Общая организация деятельности учащихся.
Выставление оценок. Учитель раздает карточки с заданиями и объясняет порядок их заполнения. |
Просмотр учащимися
Выступление ученицы Выступления учащихся. Дискуссия Выступления учащихся. Дискуссия Индивидуальная. самостоятельная работа учащихся |
Заключительное слово учителя: Итак,
споры о значении личности Петра и его реформ не
утихает третье столетие. Мы можем спорить. Но
Пётр был и это меняет всё, даже наше восприятие
времён, предшествовавших петровским реформам.
Спустя более двухсот лет они не стали только
историей, а продолжают быть реальностью,
повседневной нашей жизнью .В подтверждение хочу
привести высказывание историка М.П. Погодина,
жившего в пушкинские времена. В книге “ Пётр
Великий” М.П. Погодин писал: “Мы просыпаемся.
Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр Великий
велел считать месяцы от января.
Пора одеваться – наше платье сшито по фасону,
данному Петром Первым… суть выткано на фабрике,
которую завел он, шерсть настрижена с овец,
которых развел он. Попадается на глаза книга –
Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам
вырезал эти буквы.
За обедом от соленых сельдей и картофеля, который
он указал сеять, до виноградного вина им
разведенного, все блюда будут говорить вам о
Петре Великом.
Место в системе европейских государств,
управление, судопроизводство… Фабрики, заводы,
каналы, дороги… Военные училища, академии – суть
памятники его неутомимой деятельности и его
гения”.