Урок обучения грамоте по теме "Повторение о согласных буквах и звуках"

Разделы: Начальная школа


Урок обучения грамоте средствами субъективизации был проведен в первом классе (учебник В.Г.Горецкого "Русская азбука")

Урок начинается с мобилизующего этапа.

На доске расположен ряд рисунков с изображением птиц: воробей, сорока, снегирь, галка, синица, ворона.

Учитель: Посмотрите внимательно на рисунки и назовите изображенных на них птиц. Постарайтесь запомнить порядок их расположения в данном ряду.

Закройте глаза.

(учитель выполняет 3-4 перестановки рисунков)

Откройте глазки. Назовите первоначальный ряд птиц и то, как они расположились после перестановки.

Ученик: Первоначально рисунки располагались так: воробей:; а после перестановки они расположены так: .Свои места поменяли: (называют птиц, которые поменяли свои места).

На доске (слайд №1) напечатаны слова:

  • дятел
  • клёст
  • тетерев

Учитель: Что записано на доске?

Ученик: На доске записаны слова.

Учитель: Прочитайте слова и определите, что общее имеется в этих словах?

Ученик: Эти слова обозначают названия птиц. Они начинаются с согласного звука и заканчиваются на согласный. В этих словах больше согласных звуков и букв, чем гласных.

Учитель: Чем согласный звук отличается от гласного?

(учащиеся называют признаки отличия) С помощью чего обозначается на письме звук?

Опираясь на наши рассуждения, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик: Я думаю, что тема сегодняшнего урока согласные буквы и звуки, потому что мы говорили о согласных звуках и буквах, когда искали общее в словах, записанных на доске.

Учитель: Тему мы с вами определили, а теперь поставьте перед собой цель отталкиваясь от темы урока и опираясь на опорные слова.

На доске карточки со словами:

  • Повторить:
  • Развивать умение:
  • Читать:

Ученик:

Мы должны повторить то, что знаем о согласных буквах и звуках.

Развивать умение отличать согласные звуки и буквы друг от друга

Читать слова с изученными согласными буквами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а вот куда, вы определите самостоятельно, по данной схеме слова.

с к с с

Ученик: Мы пойдем в парк.В этом слове один слог. Три согласных звука: [п] ; [р] ; [к]. Это твердые согласные звуки.

Учитель: И так, мы идём в городской зимний парк. На окраине парка растёт высокая берёза, а на березе кормушка. Дети положили туда корм для птиц. Рисунки с их изображением вы видите на доске. Они помогли нам начать урок.

К нашей кормушке первыми прилетят две птицы, их названия начинаются с одного и того же согласного звонкого твердого звука.

Ученик: Это птицы ворона и воробей. Потому что названия этих птиц начинается с одного и того же согласного звонкого твердого звука [в]. Ворона и воробей зимующие в нашем краю птицы.

Учитель прикрепляет изображение птиц к кормушке, изображение которой расположено на доске.

Учитель: Подумайте и скажите, какие птицы прилетят к кормушке следующими, учитывая, что они летят парами.

Ученик: Снегирь и сорока. Их названия, начинаются с одного и того же согласного парного глухого твердого звука [с].

Учитель: Следующая птица, прилетевшая к кормушке, в названии имеет два парных по звонкости - глухости согласных звука.

Ученик: Это галка. В её названии есть два парных по звонкости-глухости согласных звука [г] и [к].

Учитель: Кто не прилетел к кормушке и остался одинок?

Ученик: Это синица.

Учитель: Чтобы этой птичке не было так одиноко, давайте придумаем задание, которое мы можем выполнить со словом синица.

(дети предлагают варианты заданий).

Давайте откроем звуковые классы и составим схему слова синица.

(учащееся составляют схемы на парте, работая индивидуально; один из учеников выполняет задание у доски).

Учитель:

  • Сколько в этом слове согласных звуков?
  • Сколько мягких согласных звуков?
  • Сколько твердых согласных звуков?
  • Сколько глухих согласных звуков?
  • Сколько согласных звуков?

(дети отвечают на вопросы учителя, обосновывая свой ответ)

Молодцы! Вы хорошо поработали. Но пришло время отдохнуть.

Физкультминутка:

Учитель: В парке много деревьев и кустарников на ветвях, которых отдыхают птицы. Отдохнем и мы. Если я назову слово, обозначающее дерево, то вы прыгаете. Если слово обозначает название зимующей птицы- вы хлопаете в ладоши над головой.

Берёза, дуб, голубь, клён, клёст, сосна, свиристель, ель, поползень.

Учитель: Молодцы! А чтобы нашей синице было веселее в зимнем парке, составим о ней предложение. Предложение составляем по принципу "Снежного кома".

(один учащийся называет слово синица, второй добавляет одно слово к данному синица зимует и т.д.)

Далее учитель предлагает детям составить схему составленного предложения.

Учитель: Что вы знаете о предложении?

Ученик: Предложение состоит из слов. Слова в предложение связаны друг с другом по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка.

Учитель:

  • Назовите из составленного предложения слова, которые начинаются с глухого согласного звука
  • Назовите слова, которые начинаются со звонкого согласного звука?
  • Чем отличается звук от буквы?

Учитель: Перед вами текст.(у каждого ученика он на карточке).

Синицы

Синицы - красивые птички ростом с воробья. У них белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.

Зимой синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.

Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома.

Учитель: Как называется текст?

Ученик: Текст называется синицы.

Учитель: Какое задание мы можем выполнить, читая текст о синицах?

(дети предлагают свои задания)

При чтении текста, хлопайте в ладоши, если встретите слово, которое заканчивается на согласный звук.

Дети читают текст цепочкой,выполняя данное задание.

Учитель: Зимой птицам холодно и голодно. Мы должны помогать им пережить зимушку. А как мы будем помогать птицам?

(дети отвечают)

Назовите, что едят птицы зимой, составляя цепочку слов, которые начинаются с согласного звука.

Ученик:(каждый учащийся называет одно слово) Семена, крошки, семечки, зерно, крупу, почки, сало, рябину и т.д.

Учитель: Молодцы ребята! Если вы будете так хорошо помогать птицам зимой, найти корм, то им будет веселее жить и дожидаться весны.

А наша прогулка подошла к концу. Вспомните, о чём повторяли сегодня на уроке?

  • Чем звук отличается от буквы?
  • Как отличить согласный звук от гласного?
  • Назовите буквы, обозначающие парные согласные?
  • Назовите буквы, обозначающие звонкие непарные согласные звуки
  • О ком говорили сегодня на уроке?

Я думаю, что каждый из вас будет заботиться о зимующих птицах, помогать им. Если вам сегодня на уроке было интересно, то прикрепите снежинку (у каждого ребёнка на парте) около синички, а если вам было скучно и трудно, пусть она останется на парте.

Все снежинки разместились на доске у рисунка с изображением синички. Урок своей цели достиг.