Урок обучения грамоте средствами субъективизации был проведен в первом классе (учебник В.Г.Горецкого "Русская азбука")
Урок начинается с мобилизующего этапа.
На доске расположен ряд рисунков с изображением птиц: воробей, сорока, снегирь, галка, синица, ворона.
Учитель: Посмотрите внимательно на рисунки и назовите изображенных на них птиц. Постарайтесь запомнить порядок их расположения в данном ряду.
Закройте глаза.
(учитель выполняет 3-4 перестановки рисунков)
Откройте глазки. Назовите первоначальный ряд птиц и то, как они расположились после перестановки.
Ученик: Первоначально рисунки располагались так: воробей:; а после перестановки они расположены так: .Свои места поменяли: (называют птиц, которые поменяли свои места).
На доске (слайд №1) напечатаны слова:
- дятел
- клёст
- тетерев
Учитель: Что записано на доске?
Ученик: На доске записаны слова.
Учитель: Прочитайте слова и определите, что общее имеется в этих словах?
Ученик: Эти слова обозначают названия птиц. Они начинаются с согласного звука и заканчиваются на согласный. В этих словах больше согласных звуков и букв, чем гласных.
Учитель: Чем согласный звук отличается от гласного?
(учащиеся называют признаки отличия) С помощью чего обозначается на письме звук?
Опираясь на наши рассуждения, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик: Я думаю, что тема сегодняшнего урока согласные буквы и звуки, потому что мы говорили о согласных звуках и буквах, когда искали общее в словах, записанных на доске.
Учитель: Тему мы с вами определили, а теперь поставьте перед собой цель отталкиваясь от темы урока и опираясь на опорные слова.
На доске карточки со словами:
- Повторить:
- Развивать умение:
- Читать:
Ученик:
Мы должны повторить то, что знаем о согласных буквах и звуках.
Развивать умение отличать согласные звуки и буквы друг от друга
Читать слова с изученными согласными буквами.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а вот куда, вы определите самостоятельно, по данной схеме слова.
с к с с
Ученик: Мы пойдем в парк.В этом слове один слог. Три согласных звука: [п] ; [р] ; [к]. Это твердые согласные звуки.
Учитель: И так, мы идём в городской зимний парк. На окраине парка растёт высокая берёза, а на березе кормушка. Дети положили туда корм для птиц. Рисунки с их изображением вы видите на доске. Они помогли нам начать урок.
К нашей кормушке первыми прилетят две птицы, их названия начинаются с одного и того же согласного звонкого твердого звука.
Ученик: Это птицы ворона и воробей. Потому что названия этих птиц начинается с одного и того же согласного звонкого твердого звука [в]. Ворона и воробей зимующие в нашем краю птицы.
Учитель прикрепляет изображение птиц к кормушке, изображение которой расположено на доске.
Учитель: Подумайте и скажите, какие птицы прилетят к кормушке следующими, учитывая, что они летят парами.
Ученик: Снегирь и сорока. Их названия, начинаются с одного и того же согласного парного глухого твердого звука [с].
Учитель: Следующая птица, прилетевшая к кормушке, в названии имеет два парных по звонкости - глухости согласных звука.
Ученик: Это галка. В её названии есть два парных по звонкости-глухости согласных звука [г] и [к].
Учитель: Кто не прилетел к кормушке и остался одинок?
Ученик: Это синица.
Учитель: Чтобы этой птичке не было так одиноко, давайте придумаем задание, которое мы можем выполнить со словом синица.
(дети предлагают варианты заданий).
Давайте откроем звуковые классы и составим схему слова синица.
(учащееся составляют схемы на парте, работая индивидуально; один из учеников выполняет задание у доски).
Учитель:
- Сколько в этом слове согласных звуков?
- Сколько мягких согласных звуков?
- Сколько твердых согласных звуков?
- Сколько глухих согласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
(дети отвечают на вопросы учителя, обосновывая свой ответ)
Молодцы! Вы хорошо поработали. Но пришло время отдохнуть.
Физкультминутка:
Учитель: В парке много деревьев и кустарников на ветвях, которых отдыхают птицы. Отдохнем и мы. Если я назову слово, обозначающее дерево, то вы прыгаете. Если слово обозначает название зимующей птицы- вы хлопаете в ладоши над головой.
Берёза, дуб, голубь, клён, клёст, сосна, свиристель, ель, поползень.
Учитель: Молодцы! А чтобы нашей синице было веселее в зимнем парке, составим о ней предложение. Предложение составляем по принципу "Снежного кома".
(один учащийся называет слово синица, второй добавляет одно слово к данному синица зимует и т.д.)
Далее учитель предлагает детям составить схему составленного предложения.
Учитель: Что вы знаете о предложении?
Ученик: Предложение состоит из слов. Слова в предложение связаны друг с другом по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка.
Учитель:
- Назовите из составленного предложения слова, которые начинаются с глухого согласного звука
- Назовите слова, которые начинаются со звонкого согласного звука?
- Чем отличается звук от буквы?
Учитель: Перед вами текст.(у каждого ученика он на карточке).
Синицы
Синицы - красивые птички ростом с воробья. У них белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.
Зимой синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.
Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома.
Учитель: Как называется текст?
Ученик: Текст называется синицы.
Учитель: Какое задание мы можем выполнить, читая текст о синицах?
(дети предлагают свои задания)
При чтении текста, хлопайте в ладоши, если встретите слово, которое заканчивается на согласный звук.
Дети читают текст цепочкой,выполняя данное задание.
Учитель: Зимой птицам холодно и голодно. Мы должны помогать им пережить зимушку. А как мы будем помогать птицам?
(дети отвечают)
Назовите, что едят птицы зимой, составляя цепочку слов, которые начинаются с согласного звука.
Ученик:(каждый учащийся называет одно слово) Семена, крошки, семечки, зерно, крупу, почки, сало, рябину и т.д.
Учитель: Молодцы ребята! Если вы будете так хорошо помогать птицам зимой, найти корм, то им будет веселее жить и дожидаться весны.
А наша прогулка подошла к концу. Вспомните, о чём повторяли сегодня на уроке?
- Чем звук отличается от буквы?
- Как отличить согласный звук от гласного?
- Назовите буквы, обозначающие парные согласные?
- Назовите буквы, обозначающие звонкие непарные согласные звуки
- О ком говорили сегодня на уроке?
Я думаю, что каждый из вас будет заботиться о зимующих птицах, помогать им. Если вам сегодня на уроке было интересно, то прикрепите снежинку (у каждого ребёнка на парте) около синички, а если вам было скучно и трудно, пусть она останется на парте.
Все снежинки разместились на доске у рисунка с изображением синички. Урок своей цели достиг.