Цели:
- Обучение составлению сюжетного рассказа по картине: усвоение норм построения творческого высказывания.
- Закрепление и расширение знаний о зимних забавах.
- Развитие связной грамматически правильной речи, лексики, речемыслительной деятельности, зрительного восприятия.
- Воспитание желания использовать “зимние забавы” на прогулке.
Оборудование: картинки, на которых изображены игры детей в разное время года; картина “Зима. Игры на свежем воздухе” (Зимние забавы); план-схема для рассказывания; листы бумаги с проведенными двумя чертами; карандаш.
Ход урока
І. Оргмомент.
Работа по картинкам.
Задание: Оставьте те картинки, на которых изображены зимние забавы. Почему ты оставил эту картинку?
Самомассаж языка
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как дети развлекаются зимой.
II. Вводная часть.
Отгадывание загадок
Я сажусь на них и качусь с горы…
Ветер в ушах, блеск в глазах (санки).Два деревянных брата побежали по лыжне куда-то (лыжи).
Мчусь, как пуля, я вперед, лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки! Что везет меня?.. (коньки)
Рассказ педагога
- Дети очень любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в разные игры, т.е. забавляться. Это и катание на санках, лыжах, коньках, это и снежки, и снежная баба, это снежные крепости, это и любование волшебной зимней природой. Много забав есть у детей зимой.
- Чем вы любите забавляться, развлекаться зимой?
Лексическое упражнение “Подбери к предмету действие”
Что можно делать на коньках, лыжах; из снега?
коньки |
лыжи |
кататься |
ехать |
лететь |
спускаться с |
догонять |
подниматься на |
скользить |
бежать по |
нестись |
|
санки |
снег |
спускаться с |
лепить |
подниматься на |
катать |
везти |
бросать |
нестись |
попадать |
ІІІ. Физминутка.
- Покажи, как двигается лыжник; как катаются, скользят по льду на коньках; “слепите” снежный ком и подбросьте ком вверх; бросьте в сторону.
ІV. Рассматривание картины “Зима. Игры на свежем воздухе”. Рисунок 1
- Какое время года и почему? Кто изображен? Дадим детям имена. Чем занят Саша? Как называется то место, где можно кататься на коньках? Какое настроение у Саши? Чему радуется Саша? Во что одет? Почему оглянулся Женя? О чем думает? Что он тянет за веревку? Для чего Жене санки? Во что одет? Что делает Маша? Какое у нее выражение лица? Что находится с левой стороны? Кто и когда его слепил? Какой снег подходит для лепки снеговика? Как дети его украсили? Что изображено на заднем плане? Как вы думаете, что дети будут делать, когда наиграются?
V. Физминутка “Изобрази героя картины”
- Выберите каждый какого-нибудь героя картины и изобразите его.
- Нам его не называйте, мы будем отгадывать, кто кого изобразит.
VІ. Составление сюжетного рассказа
Планирование последовательности
- О чем сначала расскажите? О том, как дети лепили снеговика.
- О ком дальше? Затем о ком?
В соответствии с планом рассказа выставляется опорный план-схема (предметные картинки). Рисунок 2
Начало рассказа дает педагог. Один ребенок начинает, другой продолжает.
Обобщающий рассказ одним-двумя детьми.
VІІ. Игровое упражнение “Нарисуй дорожку к дому”
- Сначала разомнем пальчики:
Сжимание – разжимание кулачков. Поочередное “Камень” (кулак), “Ребро” (ладонь.
- Нарисуйте прямую линию между двумя чертами.
VIII. Итог.
- О чем рассказывали?
- Чем вы сегодня занимались на прогулке?
Примерный рассказ
В теплый зимний день дети вышли на улицу. Снег был липкий, поэтому Саша, Женя и Маша стали лепить Снеговика. Скатали три снежных кома, поставили их друг на друга. Из камешков сделали ему глаза; морковка – нос; ветки – волосы, руки. Украсили туловище камешками, будто пуговицы на одежде.
Затем дети сходили домой. Саша надел коньки, Маша взяла лыжи, Женя – санки. Саша скользит на коньках по льду. Он рад и доволен, что у него так ловко получается кататься и он не разу не упал. На Саше надета фиолетовая шапка с зеленым помпоном, зеленая кофта, синие штаны. На шее повязан полосатый шарф.
Женя оглянулся и удивленно смотрит на Сашу, думает: “Вот молодец, а я еще не умею кататься на коньках”. Женя уже съехал с горы и опять тянет за веревочку санки, поднимается на гору. На нем надета зеленая шапка с козырьком и помпоном, желтая куртка, темно-красные штаны, валенки.
Маша едет на лыжах с горы, размахивает палками и кричит: “Берегись!” На Маше надето зеленая шапка с желтым помпоном, сиреневая куртка, синие штаны.
На заднем плане стоит голубой полосой деревья, многоэтажные дома. Дети нагуляются и пойдут по домам.