Цель урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения;
- Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров;
Воспитательные:
- Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;
- Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
- Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
- Развивать вокально-хоровые навыки;
- Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- Повторение пройденного методом устного опроса;
- Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
- Анализ музыкальных произведений, формулирование выводов в ходе беседы;
- Хоровое исполнение песни «Приходят к дедушке друзья» музыка Н. Никифоровой, слова В. Савельева;
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- звукоусиливающая аппаратура (колонки);
- синтезатор.
Материалы:
- слайдовая презентация;
- музыкальные произведения Ф. Шопена: попурри на пройденные в разных классах произведения, сделанное в программе Audacity, этюд 12 «Революционный», «прелюдия 24»;
- нотный материал;
- текст песни «Приходят к дедушке друзья» музыка, слова – Приложение;
- музыкальные фонограммы.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1
Звучит «Полонез ля-мажор» Ф. Шопена. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.
Слайд 2 (Тема урока)
II. Работа по теме урока
1. Беседа по теме урока
Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?
Ученики:Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.
Учитель: А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке?
Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…
Учитель: Молодцы! Ваши ответы практически исчерпывающе подготовили появление на слайде определения камерной музыки.
Слайд 3
Учитель: Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Только давайте условимся, что, называя композитора, Вы приводите пример музыкальных произведений камерного жанра.
Ученики: Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Людвиг Ван Бетховен «Сурок»; Николо Паганини «Каприс 24»; Франц Шуберт «Баркарола»…
Учитель: Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с не менее прекрасными произведениями камерных жанров. А вот о каком композиторе сегодня пойдёт речь, ответите мне Вы, после музыкальной иллюстрации.
Слайд 4 (во время иллюстрации нотных фрагментов звучит попурри из произведений Ф. Шопена, сделанного в программе Audacity: Полонез ля-мажор, Вальс 2 си-минор, Прелюдия 7 ля-мажор, Мазурка 1 си-бемоль мажор).
Учитель:
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это …
Ученики: Фредерик Шопен.
Учитель: А кто-нибудь узнал, фрагменты из каких произведений прозвучали?
Ученики: Вальс, мазурка, полонез, прелюдия.
Учитель: (часто дети не узнают произведений и тогда …)
Поэт Владимир Ефремович Шостак сказал о Фридерике Шопене: «…Поэт мелодии народной…». Какие жанры польской народной музыки сейчас прозвучали?
Ученики: Мазурка, полонез.
Учитель: Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.
Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.
В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».
Слайд 5
Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.
Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?
Слайд 6
«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».
Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?
Ученики: Может быть, он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.
Учитель: Каждый из Вас по-своему прав. Какое же решение принимает Шопен?
Ученики: Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Я, думаю, что Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.
Учитель: Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.
Слайд 7
Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой). В 5 классе мы познакомились с этим стихотворением и мне кажется, что самое время его вспомнить. (кто-то из детей читает наизусть).
Горсть земли
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
Учитель: Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.
Слайд 8
Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.
Слайд 9
«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».
2. Слушание и обсуждение
Слайд 10
Звучит Этюд 12 «Революционный» без каких-либо комментариев.
Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?
Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…
Учитель: Уже в тех названиях, которые Вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно?
Ученики: Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться»…
Учитель: Молодцы! И, несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью». Ну, а теперь пришло время сказать Вам, как же называется это произведение: (На слайде 10 анимационно выводится Этюд 12 «Революционный»)
Слайд 11
Один из известных музыковедов, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».
Б.Асафьев
Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда?
Ученики: Конечно, можем!
3. Творческая работа
Слайд 12
Учитель: Я прошу Вас объединиться в группы и сделать творческую работу, а именно написать синквейн – (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии), отображающий суть музыкального образа. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет.
- Сформулировать тему синквейна одним существительным.
- Двумя глаголами дополнить характеристику музыки.
- Охарактеризовать произведение с помощью трёх прилагательных.
- Одним предложением из 4 слов выразить собственное отношение к музыке.
- Слово – резюме, характеризующее суть.
Учитель: А теперь в каждой группе выберете чтеца, который представит нам плоды Вашего творчества.
Ученики: Читают сочинённые синквейны.
4. Заключение
Учитель: Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд? Что это за жанр камерной музыки?
Ученики: Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи.
Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но технические навыки исполнителя оттачиваются, благодаря неоднократному повторению одного и того же приёма, а как же быть с этюдом Шопена?
Ученики: Но в этом произведении один и тот же технический приём повторяется неоднократно, а именно нисходящая последовательность звуков в быстром темпе?
Учитель: Совершенно верно, причём этот приём, назовём его «рокочущий пассаж», исполняется левой рукой, что делает это произведением одним из самых сложных в фортепианной литературе. Итак, Шопен виртуозно соединил…? Может быть, в классе есть желающие подвести итог всему сказанному?
Ученики: Он соединил технические задачи с воплощением музыкального образа.
Слайд 13 (Определение этюда)
Учитель: В продолжение разговора о камерных жанрах в творчестве Фридерика Шопена, послушайте Прелюдию 24 и ответьте на вопрос: Что вам напоминает Прелюдия 24 Шопена:
- эпическое повествование;
- взволнованный рассказ;
- драматическую декламацию?
Можем ли мы сказать, что музыкальный образ, созданный композитором в прелюдии созвучен музыкальному образу этюда?
Слайд 14-16 (слушание Прелюдии 24)
Ученики: Ответы детей.
III. Работа над песней.
В истории каждой страны были трагические страницы, которые нашли отражение в музыкальной летописи. К 65-летию Великой Победы я написала песню на слова В. Савельева «Приходят к дедушке друзья». Предлагаю Вам послушать и начать разучивание. Показ песни. Разучивание 1 куплета.
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.
Список литературы.
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с. 98-101.
- Воронов Ю., Блокада. – Лениздат, 1986.
Список сайтов
- Стихотворение А. Граши «Горсть земли» www.muz-urok.ru/shopen.htm
- www.musicschool2.ru/shopen/page/6/
- muz-strana.narod.ru/index.files/Page864.htm
- www.maykapar.ru/articles/revolut.shtml
- Нотная библиотека Ф. Шопена www.royalpiano.ru/notes/chopin.html
- Информация о синквейне ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн
- Музыкальные файлы classic.chubrik.ru/Chopin/