Урок музыки "Через прошлое к настоящему. Александр Невский"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель урока: Показать, что кроме сюжета замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторение жанров русских народных песен и их характерных черт;
  2. Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;
  3. Укрепление понимания взаимосвязи киноискусства, изобразительного и музыкального искусства;

Воспитательные:

  1. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
  2. Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  1. Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
  2. Развивать вокально-хоровые навыки;
  3. Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  1. Повторение пройденного методом устного опроса;
  2. Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  3. Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
  4. Хоровое исполнение песни «На Невском проспекте» музыка Н. Никифорова, слова;

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  4. синтезатор.

Материалы:

  1. слайдовая презентация;
  2. видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна – Приложение 1;
  3. музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»;
  4. нотный материал;
  5. текст песни «На Невском проспекте» музыка Н. Никифоровой, слова Ю. Воронина – Приложение 2;
  6. музыкальные фонограммы.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1 (Тема урока)

Звучит Праздничный трезвон. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

II. Работа по теме урока

Учитель: Очень часто наш город, Санкт-Петербург, называют музеем под открытым небом. И, несмотря на то, что история нашего города начала своё летоисчисление с 1703 года, сегодня мы с Вами посетим музей, который хранит память о событиях, произошедших за несколько веков до основания нашего города. Итак, о каком музее в нашем городе идёт речь? Первая подсказка сейчас появится на экране. (На слайде в качестве подсказок выведены четыре фотографии Александро-Невской Лавры. Если кто-то из ребят догадается, о каком музее идёт речь после первой подсказки, предложить сохранять эту информацию втайне и подождать остальных учащихся)

Слайд 2

Ученики: Это Александро-Невская Лавра.

Учитель: Совершенно верно, но если быть более точным, то Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. И вот здесь возникает следующий вопрос. Первая часть названия лавры: Свято-Троицкая связана с названием собора, который расположен на территории лавры, а вот с чем или с кем связано название второй её части: Александро-Невская?

Ученики: С князем Александром Невским, который прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.

Учитель: Как Вы видите славные деяния Александра Невского, происходили как раз недалеко от тех мест, где в 1703 году по приказу царя Петра I началось строительство новой столицы. И по его же приказу в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро - Невский монастырь. Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

Ученики: Да, об Александре Невском.

Слайд 3-4

1. Беседа по теме урока

Учитель: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?

Ученики: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.

Учитель: Давайте попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», вложив в его уста следующие строки:

А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.

Слайд 5

Учитель: Как Вы думаете, прозвучавшие стихи написаны современным автором или это фрагмент былинных напевов?

Ученики: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.

Учитель: Как Вы точно заметили. Эти строки, действительно были написаны в XX веке поэтом В. Луговским и композитором С.Прокофьевым, которые стремились воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты? (Звучит «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева).

Слайд 6

Ученики: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.

Слайд 7

Учитель:Фрагмент, который только что прозвучал «Песнь об Александре Невском», был написан композитором С.С.Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».

Слайд 8 (Определение кантаты)

Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.

Учитель: У этого произведения очень интересная история. Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 - 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.

Слайд 9

Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров. Музыка кантаты очень образна и живописна. Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, где Вы ещё раз услышите «Песнь об Александре Невском» и сможете соотнести услышанное и увиденное. (Просмотр видеофрагмента)

А какова основная мысль этой части?

Ученики: Рассказ о недавней победе русских над шведами.

Учитель: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?

Ученики: И о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую".

Учитель: Я Вам очень благодарна, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей, но мне бы хотелось дополнить: "Кто придет на Русь, будет насмерть бит". Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин.

Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский».

2. Обсуждение картины П.Д. Корина «Александр Невский».

Слайд 10

А что такое триптих?

Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.

Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.

Слайд 11 (Определение триптиха)

Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.

Слайд 12

На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.

Слайд 13

В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.

Слайд 14

На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?

Ученики: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.

3. Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)

Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?

Ученики: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина - музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.

Учитель: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева, и сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские»

Слайды 15-18

Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?

Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.

Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?

Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.

Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно? 

Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно. 

Учитель: Отголоски каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»? 

Ученики: Протяжные, былинные напевы.

Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты. (Просмотр видеофрагмента. Выполнение творческой работы и её обсуждение ).

4. Заключение

Учитель: Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?

Ученики: Мы знаем, что весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала до велика. А также мы знаем, что битва с ливонскими рыцарями закончилась победой. Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.

III. Домашнее задание

Слайд 19

Учитель. О самом живописном центральном фрагменте кантаты «Ледовое побоище» мы поговорим на следующем уроке, но у Вас будет очень интересное домашнее задание. (Если позволит время, то послушать фрагмент на уроке).

Слайд 20 (Домашнее задание)

Учитель: Прослушать фрагмент «Ледовое побоище» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» и написать киносценарий, согласно развитию событий, о которых композитор рассказал нам с помощью изобразительных и выразительных средств музыки. Музыкальный файл выложен на сайте.

IV. Показ песни. Работа над песней.

Учитель. Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. И я хочу напомнить Вам, что в нашем городе таких документальных свидетельств о героическом прошлом ленинградцев немало. Одно из таких мест находится на Невском проспекте. Именно об этом песня, которую я написала на слова и хочу Вас с ней познакомить. Называется песня «На Невском проспекте»

Слайд 21

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.90-95

Список сайтов

  1. www.peoples.ru/state/statesmen/aleksandr_nevsky/
  2. www.naexamen.ru/doklady/aleksandr_nevskij.shtml
  3. shkolazhizni.ru/archive/0/n-27506/
  4. art-stamps.narod.ru/gtg/page_074.htm
  5. www.belcanto.ru/or-prokofiev nevsky.htmlmusicadoma.ru/prokofev_nevskyi.pdf
  6. musicmp3.spb.ru/album/aleksandr_nevskii_cantata_op_78_svetlanov_simfonicheskii_orkestr_sssr_avdeeva_yurlov_chorus_1962.html