Класс, в котором изучается раздел, тема: 4 класс.
Название программы, УМК: "Начальная школа XXI века".
Название раздела и темы программы: Юмористические произведения
(3 ч); урок № 2.
Визитная карточка урока.
Тема: Юмористические стихи. Стихотворение А. Л. Барто "Леночка с букетом".
Тип урока: комбинированный.
Форма: коллективная в сочетании с работой в парах.
Учебная задача: воспроизвести знания детей о творчестве А.Л. Барто; познакомить с ироническим стихотворением "Леночка с букетом".
Цели:
- Обучающие: познакомить с ироническим стихотворением А.Л. Барто "Леночка с букетом", воспроизвести знания о произведениях А.Л. Барто; развивать речь учащихся и внимание к выразительным средствам речи, формирование навыка беглого, выразительного чтения.
- Развивающие: развитие умения учащихся анализировать и сравнивать произведения, развитие умения детей высказывать свои мысли, формирование умения частично - поисковой деятельности.
- Воспитывающие: формирование устойчивого интереса к творчеству А. Л. Барто; развитие коммуникативных навыков; формирование мотивации к учёбе в целом.
Оборудование.
- Учебник "Литературное чтение" для 4 кл. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, издательский центр "Вентана - Граф", 2004г.
- Портрет А.Л. Барто. (Приложение1)
- Выставка книг поэтессы.
- Карточки настроения (рефлексия). (Приложение2)
- Индивидуальные листы с заданиями. (Приложение3)
- Текст "Пушок" для многократного чтения (у каждого ученика).
- Карточки для определения интонации.
- Составляющие части будущей стенгазеты (название, портрет, биография, тема стихов) (Приложение4)
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Физ. разминка
1 - 2 - выше голова.
3 - 4 - руки шире.
5 - 6 - тихо сесть.
7 - 8 - лень отбросим.
Рефлексия
Учитель:
- Ребята, с каким настроением вы начинаете сегодняшний урок? (карточки настроений)
- Подарим друг другу улыбки и приступим к речевой разминке.
II. Речевая разминка.
1. Упражнения на дыхание.
- Вдох - выдох - через нос,
- Вдох - выдох - через рот,
- Вдох - выдох - через рот,
- Вдох - выдох - через нос.
(Одна рука лежит на груди, другая - на животе).
2.Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
а) Работа с записанной на доске скороговоркой.
Проворонила ворона воронёнка.
- Ребята, что написано на доске? (скороговорка).
Как вы понимаете её смысл?
Прочтите её сначала медленно, затем быстро и ещё быстрей.
(опрос желающих).
- Ребята, скороговорку можно прочитать не только с разным темпом, но и с разной интонацией.
- Прочитайте так, чтобы нам стало понятно, что вам жалко воронёнка.
- Прочитайте с осуждением в адрес вороны. ("Вот растяпа, эта ворона!")
- Прочитайте с удивлением. ("Не может быть!").
б) "Определи тон".
- Сейчас я буду произносить фразы разным тоном. Вам нужно определить характер тона, т.е. с каким чувством фраза была произнесена.
(У ребят на партах лежат карточки с подсказками):
- радостно
- грустно
- равнодушно
- удивлённо
- с досадой и огорчением.)
Фразы:
- Мы завтра идём в поход.
- В нашей школе сегодня будет концерт.
- Завтра обещают дождь.
3. Упражнение на развитие беглости чтения.
На индивидуальных карточках напечатан текст "Пушок".
(Контрольные работы в начальной школе по чтению, В. Г. Горецкий, издательский дом "Дрофа", 1997г., с. 97).
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.
Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся на печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает :
- Читаем текст "глазами"
- "жужжим"
- "вслух".
- Кто является главным героем рассказа? (ёж)
- Почему ежа назвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал колючки и становился мягким.)
III. Актуализация знаний. Повторение юмористических стихов.
- Сейчас я предлагаю вам литературную игру "Вспомни и назови". Ученики будут читать стихи, а вы должны вспомнить их название и автора. (К доске выходят 3 заранее подготовленных ученика).
1) ":За машиной гонится
Шустрый ветерок.
Тюлюлюй наш клонится
Всё на левый бок.
- не срамись, Тюлюлюй!
Распрямись, Тюлюлюй!Тюлюлюй глаза скосил,
Загудел, заголосил:
- Да-а! сами криво посадили,
А Тюлюлюй виноват! У-у-у-у!
Вот какой Тюлюлюй,
Тюлюлююшка!..."
Е. Благинина "Тюлюлюй".2) ":Кто мелом,
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится -Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!
Я.Аким "Жадина"."Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками.Мы их вырывали своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки.
А Катя сидела
В саду на скамейке.
- Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
Я жду урожая.
А.Л. Барто.
IV. Сообщение целей урока.
-Автором последнего стихотворения является Агния Львовна Барто. С творчеством этой поэтессы мы неоднократно встречались на уроках литературного чтения и в 1, и во 2 и в 3 классах. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями этого замечательного детского автора.
V. Мобилизующий этап.
- Вам понравились произведения этого автора? Чем?
-Хотели бы вы сохранить самые добрые воспоминания о сегодняшнем уроке?
- Но воспоминания это не вещь, а наши мысли, чувства, эмоции, переживания. Как же их можно сохранить?
С помощью:
- Фотографии.
- Видеосъёмки.
- Книги.
- Журнала.
- Газеты.
- Что же мы можем сделать в наших условиях за один урок? (стенгазету).
- Что же, по вашему мнению, должно быть в этой газете?
(название, фотографии, краткая биография, рисунки, стихи:)
Чтобы создать стенгазету, нужно вспомнить всё, что мы знаем об Агнии Львовне Барто и её творчестве. (К ватману прикрепляется заголовок газеты "А.Л. Барто" и её портрет).
- А теперь давайте познакомимся с краткой биографией А.Л. Барто.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает краткую биографию А.Л. Барто и прикрепляет её к ватману)
Агния Львовна Барто родилась в 1906 году в Москве. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и стихи писать начала. Ещё в младших классах. Это были стихи о влюблённых принцах! И лишь потом, когда стала постарше, стала писать весёлые стихи о своих подружках для школьной стенгазеты.
Вообще-то Агния Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книжка молодого автора вышла в свет в 1925 году. Пожалуй, не было ещё на свете бабушек и дедушек читателей этой книги, а стихи о том, как "Уронили мишку на пол", "Идёт бычок, качается" уже были :
Несколько лет в передачах радиостанции "Маяк" звучал негромкий, спокойный женский голос - Агния Львовна вела передачу "Найти человека". Ей удалось соединить 927 семей размётанных по белу свету войной. Это ещё одна, очень важная страница творчества Агнии Львовны Барто.
В 1981 году Агнии Львовны не стало, а книги её будут жить долгой и счастливой жизнью, принося радость и детям, и взрослым.
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с юмористическим стихотворением А.Л. Барто "Леночка с букетом".
Самостоятельное первичное чтение.
- Откройте учебник на стр.121. и прочитайте стихотворение А.Л. Барто "Леночка с букетом".
Обмен первыми впечатлениями и комментирование заголовка.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Объясните название стихотворения.
Упражнение в выразительном чтении: выбор тона и темпа для каждой строфы, соблюдение ритма.
- А сейчас мы поработаем над средствами выразительности в этом стихотворении.
- Какой темп чтения должен быть в этом стихотворении? (умеренный)
- Каким тоном нужно читать стихотворение? (У каждой строфы свой тон.)
№ строфы Тон 1 Торжественно 2 Трогательно 3 Умиленно 4 3 строки - восхищённо, а 4 - иронично 5 С иронией 6 С переживанием 7 Спокойно 8 С сожалением
Беседа:
- Почему девочку не волнует учёба? (Ей некогда учится, она любит посещать различные мероприятия и выступать на сцене.)
- В каких словах слышится ирония? (Выступает третий год.)
- Почему Лена держится смело? (Ей знакомо это дело.)
- Что для Лены самое важное? (Ой, Другую ученицу не послали бы на съезд!)
- Что её волнует? (У меня районный пленум, я приветствие учу.)
- Какая успеваемость у Лены? (Отстаёт по всем предметам.)
- Что может ожидать девочку в будущем? (Свободные ответы детей.)
- Каким чувством пронизано это стихотворение? (Иронией).
- Что такое ирония? Чем она отличается от юмора? (Ирония - тонкая, затаённая, осуждающая насмешка, один из видов юмора.
Юмор - беззлобно-насмешливое изображение недостатков и поведения людей, к которым автор относится с симпатией, дружески подшучивая над ними.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают из-за парт)
И немножко отдохнём. (Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь, (Повороты вправо и влево)
Наклонитесь, поклонитесь! (наклон вперёд, ещё ниже наклон)
Руки вверх и руки вбок, (Руки вверх, руки вбок)
И на месте прыг. Да скок! (Прыгают на месте)
А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)
Молодцы, девчонки и мальчишки! (Тихо садятся).
Продолжение работы по теме урока.
Подготовка выразительного чтения стихотворения (работа в парах.)
- Сейчас вы поработаете в парах с соседом по парте. Ваша задача: подготовить выразительное чтение стихотворения. (Учащиеся работают самостоятельтно.)
Выразительное чтение стихотворения А.Л. Барто "Леночка с букетом".
- А теперь нам предстоит выбрать пару, чьё выразительное чтение стихотворения будет лучшим. (К доске выходят три пары учащихся - с каждого ряда по паре. Читают стихотворение, а класс выбирает лучшую пару, комментируя свой выбор.)
VI. Закрепление полученных знаний.
Работа в тетрадях на печатной основе (на индивидуальных листах.)
- Выполните самостоятельно задание № 3 у себя на индивидуальных листах.
- Проверьте работу друг у друга. (Взаимопроверка в парах).
Работа с выставкой книг А.Л. Барто.
- Посмотрите на эти книги. Автор книг Агния Львовна Барто. В любой детской библиотеке, будь то школьная, городская или ваша домашняя библиотека, вы наверняка отыщете стихи Агнии Львовны и с удовольствием прочтете их себе, своим друзьям и родителям, а когда вырастите, вы, несомненно, будете их читать своим детям.
VII. Домашнее задание.
Подготовится к конкурсу чтецов, выучить наизусть любое стихотворение А. Л. Барто. Выполнить домашнее задание с индивидуального листа.
VIII. Подведение итогов урока.
- Вот и подошёл к концу наш сегодняшний урок литературного чтения. Я хочу спросить у вас: понравились ли вам стихи А.Л. Барто? Мотивируйте свой ответ.
- Сделайте вывод: о ком и для кого писала свои произведения А.Л. Барто? (О детях и для детей - на ватман)
- Итог нашей совместной деятельности - это начало работы по созданию уникальной газеты в условиях доброжелательной атмосферы и творческого сотрудничества. Завтра мы дополним её вашими творческими домашними работами. Пусть она украшает ваш класс, напоминает вам об этом уроке, а ребятам из других классов пусть поможет полюбить стихи прекрасного автора Агнии Львовны Барто.
Оценивание работы детей на уроке.
Рефлексия:
- Какое настроение вы уносите с собой после нашего урока? (оформление экрана комфорта).
- Урок окончен.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (если урок 45 минут) (Приложение5)
Сравнение произведения Николая Николаевича Носова "Федина задача" и Агнии Львовны Барто "Леночка с букетом" (работа в парах.)
- Предлагаю вам сравнить произведения Николая Николаевича Носова "Федина задача" и Агнии Львовны Барто "Леночка с букетом", работая в парах с соседом по парте. Для этого вам необходимо заполнить таблицу, в которой вы сравните произведения по жанру, теме, главной мысли, отношению автора к своему произведению и вашему отношению к этим произведениям с последующей коллективной проверкой работы:
Название произведения | Жанр | Тема | Главная мысль | Отношение автора | Отношение читателя |
Н.Н. Носов "Федина задача". | Рассказ | О детях | Нельзя делать два дела сразу. | Беззлобно - юмористическое | Иронично - добро -желательное. |
А.Л. Барто "Леночка с букетом". | Стихотворение | О детях | Нужно делать главное дело | Осуждающе - ироническое | Осуждающее |