Цели:
- восстановить в памяти знания о композиции сочинения-описания, понятии "портрет" и "литературный портрет";
- уметь отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показать внутренний мир человека;
- составить план сочинения;
- воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.
Предварительная подготовка:
- Разделить класс на группы ("редакции"). Распределить роли внутри групп. Придумать названия редакциям.
- Повторить значение определений "портрет" и "литературный портрет".
- Найти меткие выражения, пословицы, поговорки, высказывания о глазах, взгляде человека.
Ход урока
Эпиграф:
Каждое лицо - интересно. Задача художника-портретиста - выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И.Глазунов) (Слайд2)
I. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня наш урок посвящен теме "Описание внешности человека". Давайте присмотримся друг к другу. Как мы разговариваем? Как смотрим? Каково выражение наших лиц? Глаз?..
С болью в сердце замечаешь, что мы способны не заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы порой знаем многое, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.
Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение (не это главное). Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.
Сегодня вы не одноклассники. Сегодня вы коллеги-журналисты. У нас 4 редакции разных изданий (на столах - названия редакций). В каждой редакции есть главный редактор, работники отделов (отдела писем, отдела объявлений и т.д.)
II. Теоретическая разминка. (Вопросы ко всем учащимся)
- На уроках литературы мы знакомились с понятиями "портрет" и "литературный портрет". Оживим в памяти эти определения. (Слайды 3,4)
Ученики отвечают.
- Итак, чтобы создать образ, нужно описать внешность человека. Каков план описания? Что мы должны описать? (На доске прикрепляются таблички: "Черты лица", "Фигура", "Поза", "Одежда", "Общее впечатление", "Индивидуальные особенности", "Черты характера")
- Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение? (Чтобы читатели могли себе представить героев и через описание внешности понять их внутренний мир, объяснить их поступки)
III. Определение героев произведений по их внешним признакам.
- В наши редакции пришли телеграммы с описанием людей. Вам нужно ответить, о ком идет речь, определив название произведения и его автора. Укажите, по каким признакам вы узнали героя или героиню?
: был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.
Тарас Бульба. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" (Слайд 5)
: считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время.
Остап. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" (Слайд 6)
Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Все окрестные мужики боялись его как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: "Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес: И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет."
Бирюк. И.С. Тургенев "Бирюк" (Слайд 7)
: был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет
с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
"Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
Митраша. М.Пришвин "Кладовая солнца" (Слайд 8)
Задания читают "главные редакторы".
Вывод: Вы прочли описание совершенно разных людей. Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев?
(Автор должен прежде всего указать на то, что является самым ярким во внешности, особенным, присущим именно этому человеку. Это может быть взгляд, манера говорить, ходить, улыбаться и т.д.)
- Вот вы и постарайтесь в своих описаниях отметить исключительные черты, которые выделяют человека среди других людей. Итак, с чего начнем описывать внешность человека?
(С описания лица)
IV. Работа над пословицами.
- На предыдущих уроках развития речи мы отметили, что самая выразительная деталь на лице человека - глаза. Вот о них мы и поговорим.
Каждая редакция получила задание - соединить половинки пословиц. (Слайд 9)
- Коль очи светятся - душа чиста.
- Душа в глазах светится.
- Хорошего человека по глазам видно.
- Глазами кос, да душою прям.
- Глаза - зеркало души.
- Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
- Глаз мал, да далеко видит.
- По когтям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать.
- О чем говорится во всех этих высказываниях? (В глазах отражается сущность человека, его душа).
- Какое из этих высказываний стержневое? (Глаза - зеркало души)
При описании глаз важно показать их цвет, форму, а также взгляд человека. Какие части речи нам в этом помогут? (Прилагательные и причастия)
Давайте попробуем подобрать прилагательные и причастия для описания глаз и взгляда.
(Слайд 10)
Глаза | Взгляд |
Серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, темные, светлые | Бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый взгляд. |
Маленькие, большие, узкие, раскосые, широко раскрытые | Беглый, быстрый, долгий, длинный, короткий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный взгляд, задумчивый |
Смеющиеся, прищуренные |
III. Физминутка "А кто его знает, чего он моргает:"
Подмигнем соседу по парте правым глазом 5 раз подряд. Проделаем то же самое левым глазом. А теперь поморгаем обоими глазами 10 раз.
VI. Физминутка "Невербальное общение"
При помощи жестов и мимики передать следующую информацию:
- "Наконец-то я додумался!"
- "А. да ладно!"
- "Что я наделал?!"
- "Ничего не поделаешь:"
- "Не знаю",
- "От всего сердца рада вас видеть!"
V. Работа над художественным описанием
- Перед вами отрывок из произведения А.Грина "Алые паруса" - портрет Ассоль. Яркий пример художественного описания внешности человека. Вам нужно вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и расставить пропущенные знаки препинания. "Главным редакторам" - выписать причастия и причастные обороты с определяемым словом. (Слайды 11, 12)
Стира(н,нн)ое много раз ситцевое платье пр..крывало до колен худенькие, заг..релые ноги девоч(?)ки. Её темные густые волосы забра(н,нн)ые в кружевную косынку сбились, к..саясь плеч(?). Каждая черта Ассоль была выразительно л..гка и ч..ста, как п..лёт ласточ(?)ки. Темные, с оттенком грус(?)ного вопроса глаза к..зались несколько старше лица; его (не)правильный мя..кий овал был овеян того рода пр..лес(?)ным з..гаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полура..крытый маленький рот бл..стел кроткой улыбкой.
- В какой последовательности описывается внешность Ассоль? (Одежда, волосы, глаза, овал лица, рот)
- Какие определения использовал автор для описания волос? Глаз? Рта? Постарайтесь и вы дать красочное описание внешности.
VI. Пропедевтика речевых ошибок
- Перед вами - слова, описывающие внешность человека. В каждой группе слов - по 2 лишних, найдите их и объясните ошибку. (Слайд 13)
Губы, улыбка: тонкие, пухлые, плотно сжатые, алые, усеянные веснушками, бледные; смущенная, открытая, широкая, интересная.
Волосы: темно-русые, коричневые, тщательно причесанные, растрепанные, длинные, волнистые, кудрявые, серые.
Лицо: смуглое, круглое, загорелое, широкое, усеянное веснушками, улыбающееся, высокое, прищуренное.
Нос, брови: слегка вздернутый, прямой, с горбинкой, нахмуренные, гладко причесанные, дугой, тонкие, волнистые.
VI I. Работа над сочинением
- Переходим непосредственно к написанию сочинения. Каждая редакция получает свое задание.
Редакторы выходят к доске, на которой прикреплены конверты с заданиями. (Слайд 14)
Описать близкого человека в радости.
Близкий человек грустит (огорчен).
Близкий человек занимается любимым делом.
Близкий человек читает книгу (смотрит передачу).
- С чего начинаем работу над сочинением? (С заглавия.) Подумайте, как можно озаглавить ваше сочинение? Заглавие должно быть интересным, отражать основную мысль текста.
Дети предлагают свои варианты. Отмечают наиболее удачные.
- Составим план сочинения. Сколько составных частей мы выделяем в сочинении? (Три.) Какие? (Вступление, основная часть, заключение.) (Слайд 15)
- Поговорим о первой части. С чего можно начать сочинение? (Указать, о ком пойдет речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью.) Верно. Напишите вступление.
Дети пишут на черновиках. Прослушиваются 2-3 варианта, исправляются ошибки, отмечаются достоинства.
- Как закончите сочинение? (Описанием своего отношения к этому человеку.)
VIII. Рефлексия
Закончите одну из предложенных фраз: (Слайд 16)
- у меня получилось:
- меня удивило:
- мне захотелось:
IX. Домашнее задание
- Дома напишите сочинение- описание внешности человека. А закончить урок мне хочется следующими строками: (Слайд 17)
Все люди, как книги, и мы их читаем,
Кого-то за месяц, кого-то за два.
Кого-то спустя лишь года понимаем,
Кого-то прочесть не дано никогда.Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,
А жизнь человека- вечный урок.
Ничто не поверхностно и не случайно,
Попробуйте только взглянуть между строк...
Выставляются оценки за урок.