Пользуются красками,
но пишут чувствами.
Шарден.
Цель урока: на произведениях живописи Шардена показать особенности его творчества в век Просвещения.
Когда беспощадный Хогарт, чьей рукой водило негодование, выворачивал наизнанку жизнь добропорядочного английского общества, во Франции Шарден создавал на полотнах свой мир.
Учитель задай учащимся вопросы? Похож ли мир полотен Шардена на гравюры
Хогарта?
Какое место занимают герои Шардена в искусстве Просвещения?
Чтобы это понять нам необходимо встретиться с самим художником и с его героями.
Рисунок 1 Автопортрет с зеленым козырьком.
? Что вы можете рассказать о художнике?
(В дом. одежде представил себя художник на этой картине. Повязка на голове, на которой крепится козырек и нашейный платок, завязанный в свободный узел, – атрибуты старой и удобной профессиональной одежды. Спокойный , проницательный взгляд из-под козырька – тоже черта профессии.) Портрет написан незадолго до смерти.
С художником мы познакомились, но прежде, чем мы будем знакомиться с его творчеством, давайте вспомним о важных событиях в жизни Франции XVIIIв. И сопоставить их с фактами из жизни художника.
Предлагаю учащимся составить таблицу:
И Исторические факты | 10 – 20е годы | Факты из жизни художника | ||
Умер Людовик VIV. Париж стал столицей развлечений. В тюрьме побывали Вольтер и Дидро. |
Шарден – сын придворного мебельщика, вникает в мелочи ремесла и черной работы подмастерья живописца. | |||
30 – 40е годы | ||||
Монтескье в трактате “Дух законов” задал вопросы о законности единовластия и неравноправии людей. | Шарден в это время пишет кухонную
посуду, играющих, рисующих детей. Благодаря ему в искусство входят новые темы: материнства, семьи, воспитания. |
|||
50 -60е годы | ||||
С 1751 г. Выходят: “Энциклопедия” – рассадник опасных мыслей; “Кандид” Вольтера, где автор вместе с героем мечтает об идеальном государстве Эльдорадо и призывает каждого “возделывать свой сад”. |
Шарден не проявляет интереса ни к политике, ни к философии, ни к науке. |
Вот уже 30 лет Шарден “возделывает свой сад”.
Он пишет натюрморты и сцены из жизни третьего сословия.
Проблемный вопрос:
– Что же растит в своём саду художник?
– Как относится к своим героям?
Рассмотрим картину Шардена “Прачка”.
Рисунок 2
(В полутемной комнате в огромном тазу стирает молодая женщина. Ее руки в мыльной пене, она повернулась к кому-то. Мальчик, в поношенной одежде, спокойно сидит на стульчике, пуская мыльные пузыри. Трехцветная кошка дремлет, свернувшись в клубок. На заднем плане – другая женщина развешивает белье, ее движения плавны, неторопливы.)
Обратите внимание: в картине небольшое замкнутое пространство жилища. Люди помещаются не в центре, а отодвинуты вглубь помещения.
Вспомните, как со своими героями обращается У.Хогарт!
(Проводится параллель между героями Шардена и Хогарта, выясняется различие).
В XVIII веке один из современников художника после посещения выставки его картин в Лувре писал: “Среди приходящих туда женщин третьего сословия нет ни одной, которая не думала бы, что здесь представлен её облик, которая бы не видела в этой обстановке себя за домашними делами”.
– О чем свидетельствует данное высказывание?
(Ответы учащихся).
– О чем мечтали Просветители?
(Сделать всех людей равными, свободными и счастливыми. Но при всем своем оптимизме они видели “Золотой век” всеобщей гармонии где-то в будущем или в прошлом, когда человек жил в единении с природой и не был нравственно испорчен благами цивилизации и неразумными законами общества. Шарден отвергает идеализированных героев. Он увидел в быте среднего горожанина то самое гармоническое существование естественного человека в естественной среде, о которой спорили, которого искали многие философы и художники его времени.)
Можно предложить учащимся сравнить “Прачку” Шардена с “Плодами хорошего воспитания” Ж. Б. Греза (найти общее и различие) и сделать вывод:
Рисунок 3
“Плоды хорошего воспитания” | “Прачка” |
В картинах Ж. Б. Греза обязательно
должно быть поучение. Так и в этой картине: умирающий человек должен вместе со всеми членами семьи слушать чтение чего-либо, а значит – просвещаться. |
У Шардена нет и намека на поучение. Он не “читает нам мораль”, а просто приглашает нас любоваться этим миром, хочет, чтобы мы увидели, сколько радости в хлопотах по дому, как красивы простые вещи. |
Как же удалось Шардену то, к чему стремились вместе с ним и после него многие художники?
Прежде всего, надо было быть Шарденом – человеком, сумевшим в бурный XVIII век жить в согласии с миром и самими собой.
С 50-х годов главным жанром в творчестве Шардена стал натюрморт. Он был, конечно же, знаком с голландской и испанской традициями этого жанра, но его отношение к натюрморту неповторимо и оригинально. Для своих картин Шарден выбирает несколько простых предметов.
Рисунок 4. Например “Медный бак”.
Присмотримся к картине. Что можно о ней рассказать?
(Кажется, протяни руку и коснешься нагретого солнцем бака. Массивный бак добродушно покровительствует столпившейся у ножек подставки кухонной мелочи. Все предметы отражаются друг в друге. Они не разобщены, они вместе как бы “купаются” в воздухе и свете. Вещи одухотворены, они дружно живут около человека своей особой, но полезной ему жизнью.)
Рисунок 5. А вот ещё одна картина “Натюрморт с атрибутами искусств”.
В ней собраны принадлежности живописца эпохи Просвещения: (Перечислите их 3.Ответы учащихся) (палитра с кистями, бумага, измерительные приборы, книги, копия скульптуры, изображение древнегреческого бога Меркурия).
Все это создает представление об истинном художнике, живущем в мире высоких идеалов.
Шардену было многое близко в культуре Просвещения, но он имел мужество “спорить с веком”, вернее занимать позицию молчаливого несогласия с некоторыми его эстетическими установками, имел мужество не изменять своей теме, не гоняться за модой, не изменять себе.
“… И в один прекрасный день за его работами начнется охота”, – пророчески сказал о художнике Дидро. И оказался прав.
Крупнейшие музеи мира стремится иметь работы Шардена, которые выдерживают сравнение с полотнами величайших колористов: Тициана, Велескеса, Рембрандта.
Приглашение к размышлению:
… у Шардена были высокопоставленные заказчики: императрица Екатерина II, шведский король Густав III. Что они могли ценить в искусстве Шардена?
Но вернемся к началу нашего урока и посмотрим на эпиграф. Что хотел сказать Ж. Шарден этими словами? (Ответы учащихся).
Делается вывод по всему уроку.
Домашнее задание: Сравнить картины Шардена и Хогарта. Определить различие в цветовом решении.
Похож ли мир полотен Шардена на гравюры Хогарта?
(Сходства и различия).
Используемая литература:
В. Лазарев. Натюрморты Шардена. Искусство. Книга для чтения. М., 1969.
Мастера искусства об искусстве. М., 1967 г.