Цель урока: обобщение и систематизация знания и умений учащихся об орфограммах корня.
Задачи урока.
1. Формирование у учащихся универсальных учебных действий.
2. Образовательные задачи:
1. Закрепление знаний и умений учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
2. Закрепление знаний и умений учащихся о парных согласных.
3. Совершенствование использования разных способов проверки безударных гласных в корне слова, парных согласных.
3. Закрепление знаний и умений учащихся о сложных словах.
3. Развивающие задачи:
1. Развитие познавательной сферы учащихся, развитие речи.
2. Развитие лингвистических способностей.
3. Развитие познавательного интереса.
4. Развитие навыков самостоятельной работы; работы в паре, в группе.
5. Расширение кругозора, обогащение словаря учащихся.
4. Воспитательные задачи:
1. Формирование познавательной потребности.
2. Воспитание интереса к предмету “Русский язык”.
3. Воспитание дисциплинированности, любознательности, прилежности.
4. Воспитание у учащихся толерантности (при организации различных форм деятельности учащихся на уроке).
5. Воспитание культуры общения.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа.
Оборудование:
ТСО: демонстрационный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация; конверты с яблоками, лист ватмана с нарисованным стволом дерева.
Подробное описание хода урока
1. Организационный момент – 1-2 мин.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнемся друг другу. Потрите свои ладошки друг о друга. Чувствуете как тепло? Протяните мне свои ладошки. Обменяемся друг с другом положительной энергией и теплом. Посмотрите на своего соседа справа. Улыбнемся друг другу.
Ученики оформляют тетради (записывают число, классная работа).
2. Сообщение темы урока – 2 мин.
Учитель: Сегодня на уроке мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране Языкознания, где мы встретимся с разными известными нам сказочными героями (Слайд 1).
Эта страна волшебная и просто так туда не попасть (Слайд 2). Вход в страну Языкознания закрыт мощными дубовыми воротами. Но мы сможем посетить эту страну, произнеся волшебные слова – заклинания, открывающие эти ворота.
(Слайд 3) На лужайке возле ворот поспели сладкие ягоды клубники. Это не простые ягоды - на каждой ягодке написано слово. А сложив все слова, мы узнаем волшебную фразу.
3. Составление предложения – 5 мин.
Учитель: Вставляем пропущенные буквы в словах, подбирая проверочные слова, и составляем из слов предложение.
Ученики в группах вставляют пропущенные буквы в словах, подбирая проверочные слова, и составляют предложение.
Лежачий – лёжа, вода – воды, течёт – течь, камень – словарное слово.
Учитель консультирует, разъясняет, если у учащихся возникают вопросы.
Ученики: Под лежачий камень вода не течёт. (Слайд 4)
Учитель: Верно. Запишем это предложение.
Ученики записывают.
Учитель: Подчеркнем в этом предложении главные члены предложения.
Ученики выполняют.
Учитель: Это волшебные слова. Произнесем их хором.
Ученики произносят хором.
Учитель: Итак, в путь по волшебной стране Языкознания. (Слайд 4)
4. Непроверяемые безударные гласные - 5 мин.
Учитель: Внимание на экран (Слайд 5). На пути нам встретился первый сказочные герой. Как его зовут и из какой он сказки?
Ученики: Вовка из сказки “Вовка в тридевятом царстве”.
Учитель: Ему требуется наша помощь. Ему нужно попасть домой. А для этого необходимо в слова вставить буквы а – о или и – е. Поможем ему, ребята?
Ученики: Да.
Учитель: Чем интересны эти слова?
Ученики: Эти слова словарные, их нельзя проверить. Написание этих слов нужно запомнить.
Учитель: Вооружимся ручками и тетрадями. Первый вариант записывает слова первого столбика, вставляя пропущенные буквы, второй вариант – второй столбик.
Ученики выполняют.
Учитель: Проверяем.
Ученики: каждый вариант называет слова и буквы, которые вставили.
Учитель: (Слайд 6) Молодцы! Мы хорошо с вами поработали. Но нам пора снова в путь.
5. Безударные гласные в корне слова - 5 мин.
Учитель: (Слайд 7) Нам встретился еще один сказочный герой. Кто это?
Ученики: Кот Леопольд.
Учитель: Леопольд получил письмо от своей бабушки. Она у него большая шутница. (Слайд 8) В письме написана загадка, а в словах загадки пропущены буквы. Леопольд не может прочитать, что же написала ему бабушка. Поможем ему?
Ученики: Да.
Учитель: Работаем парами. Нужно вставит в слова пропущенные буквы. Выписываем слово, ставим ударение, подчеркиваем орфограмму, подбираем проверочное слово и записываем его.
Ученики выполняют: красивые – красный, цветочки – цвет, расцвели – расцвёл, цвет, в саду – сад, запестрели – пёстрый, осень – осенний, носу – нос.
Учитель: (Слайд 7) Проверяем.
Ученики называют букву, которую вставили и проверочное слово.
Учитель: (Слайд 7) Какую загадку загадала бабушка Леопольда?
Ученики: Астра.
Учитель: Молодцы. (Слайд 7) Бабушка Леопольда очень любит астры. Это ее любимые цветы. И она очень хочет получить их в подарок ко дню рождения от Леопольда.
6. Кроссворд “Парные согласные” - 6–7 мин.
Учитель: (Слайд 9) А нас уже встречает еще один герой. Кто это?
Ученики: Вини-Пух.
Учитель: (Слайд 9) Вини-Пуху почтальон принес письмо. От кого это письмо Вини-Пух не знает. Однако в конверте оказался кроссворд, который поможет узнать, кто же автор письма. Вини-Пух просит вашей помощи в разгадывании кроссворда. Поможем ему?
Ученики: Да.
Учитель: (Слайд 10).
Ученики разгадывают кроссворд устно. К словам с парными согласными в корне слова подбирают проверочные слова.
Учитель: (Слайд 11) Мы разгадали вместе с Вини-Пухом кроссворд и в кроссворде появились выделенные буквы, которые помогут нам узнать от кого это письмо.
Ученики: Матроскин.
7. Физминутка - 1 мин.
(Гимнастика для глаз) (Слайд 12)
8. Запиши слова на –оро-, -оло-. – 3 мин.
Учитель: (Слайд 13) Следующее задание нам предлагает Лунтик. Перед вами картинки. Ваша задача – записать слова. Какие сочетания встречаются в этих словах?
Ученики: -ОРО-, -ОЛО-.
Учитель: девочки записывают слова с -ОЛО-, мальчики с -ОРО-.
Ученики выполняют в тетради.
Учитель: Проверяем.
Ученики проверяют (самопроверка).
Учитель: Молодцы!
9. Собери слова – 5 мин.
Учитель: (Слайд 14) А тем временем мы встретили на своем пути известных сказочных героев Красную Шапочку и Серого волка. Они предлагают вам собрать слова.
Учитель: (Слайд 15) Работаем парами. Необходимо составить и записать сложные слова, части которых разбросанных по экрану.
Ученики выполняют.
После выполнения задания проверяют составленные слова. Отмечают корни в сложных словах.
10. Подбери антонимы – 2 – 3 мин.
Учитель: (Слайд 16) В стране Языкознания нам встретились два весёлых жизнерадостных героя – Маша и Медведь. Так как они очень веселые, то предлагают вам подобрать к грустным словам веселые – подобрать антонимы.
Ученики подбирают.
11. Физминутка – 1 мин.
(Слайд 16) Динамическая пауза.
12. Где поставить запятую – 4 мин.
Учитель: (Слайд 17) Веселые друзья крокодил Гена и Чебурашка предлагают вам стихотворение Бориса Заходера, в котором надо правильно поставить запятые, иначе в стихотворении образуется путаница.
Ученики устно выполняют задание в гуппе.
Проверяют.
13. Подведение итогов. Рефлексия. – 3 мин.
Учитель: Молодцы! Мы совершили с вами увлекательное путешествие по стране Языкознания, встретились с множеством сказочных героев.
(Слайд 18) Но нам предстоит разгадать тайну, которая закодирована. Нужно найти ключ и раскодировать высказывание.
Ученики: Знание сила.
Учитель: Вы согласны с этим высказыванием?
Ученики: Да.
Учитель: Я тоже согласна. Если бы у нас не было всех этих знаний, мы не смогли бы помочь всем сказочным героям, которые нам сегодня встретились.
Рефлексия.
А теперь глубоко вдохните через рот и медленно выдохните через нос. Закройте глаза и вспомните, чем мы сегодня занимались на уроке, что вам понравилось, что получилось, а что показалось трудным? С каким настроением вы уходите с урока?
У каждого из вас в конвертах шаблоны яблочек наливных из сказки: красного, желтого, зеленого. Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, интересное, хорошо поработали, вам было интересно, то вы приклеиваете на плакат шаблон красного яблока. Если вам кажется, что на уроке не все и не всегда было понятно, не всегда было интересно, то вы приклеиваете на плакат шаблон желтого яблока. Если у вас смешанные чувства, вы затрудняетесь ответить: с одной стороны вы хорошо поработали на уроке, но не все было понятно, то вы приклеиваете на плакат шаблон зеленого яблока.
Выставление отметок и оценок.
Учитель: (Слайд 19) Спасибо за активную работу на уроке. Вы сегодня хорошо и дружно работали, помогали героям сказки и друг другу. Молодцы!!!
Литература: Желтовская Л.Я. Русский язык: учебник: для 3 класс: В 2 ч. Ч. 1 / Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 143 с.