Тип урока: комбинированный
(2 часа: русский язык + развитие речи)
Цели урока:
- обобщение и углубление знаний учащихся о пунктуации; выявление основных функций знаков препинания;
- развитие пунктуационной зоркости, умения обосновать выбор знаков препинания (устно и графически); развитие монологической речи;
- формирование и развитие коммуникативной и лингвистической компетенции;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике: при написании сочинений- рассуждений на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация», «Зачем нужны знаки препинания», «На письме без знаков препинания обойтись невозможно», «Правила пунктуации делают нашу письменную речь единообразной», «Правила пунктуации облегчают процесс чтения» и т.п. (в ходе подготовки к ГИА).
Задачи урока:
- содействовать формированию интереса учащихся к углубленному изучению функциональных особенностей знаков препинания;
- развить навыки аналитической деятельности;
- выявить выявить значения и оттенки пунктуационных знаков, которые они выражают в тексте.
Учащиеся должны знать:
- основные функции знаков препинания.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать функционально-смысловые особенности пунктограмм и создавать собственные тексты (сочинения-рассуждения) с обоснованием лингвистического (пунктуационного) положения.
Оборудование: учебное пособие, таблица «Разделы русской пунктуации», раздаточный материал.
Оформление кабинета: на доске выписаны высказывания: «Знаки ставятся по силе разума» М.В. Ломоносова, «Тире – знак отчаяния» А.М. Пешковского, «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов» В.В. Набокова, «Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию всякого противного толкования» Н.Г. Курганова, «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой» А.С. Грибоедова.
Ход урока
Подготовка учащихся к восприятию темы урока
1) Слово учителя (стадия вызова):
– Ребята, прочтите высказывания, выписанные на доске, и сформулируйте тему урока.
Ответ учащегося:
– На уроке мы будем говорить о функционировании знаков препинания.
Учитель:
– А что такое функция как лингвистическое понятие? Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем.
(Учитель в это время открывает запись темы урока на доске)
2) Словарная работа:
(1 учащийся работает у доски, остальные записывают в тетрадь):
«Функция (лингв.) – назначение, роль языковой единицы или языковой структуры».
Учитель:
– Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1
3) (Карточка №1):
отрывок из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника».
Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.
Учитель:
– Трудно было прочесть текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читабельным?
Ответы учащихся:
– Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания.
Учитель:
4) – Хорошо, проведем пунктуационную разминку «Кто быстрее?»
Пусть каждый знак пунктуации, выбранный вами, займет в тексте свое достойное место! (Один из учащихся (по желанию) читает по карточке №1 пунктуационно преобразованный текст, а остальные сверяют его с исходным текстом по учебнику литературы).
Учитель:
– Легко ли справиться с такой записью текста? Конечно, нет! Сделайте вывод!
Ответы учащихся: На письме без знаков препинания обойтись невозможно.
Учитель:
– Поэтому мы и должны знать о них как можно больше. Кстати, в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания?
Ответ учащихся: пунктуация.
Учитель:
– Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе?
5) Чтение домашних записей: Пунктуация-это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми
Учитель:
– Посмотрим, ребята, что же получится, если эту систему разрушить!
загляните в карточку №2.
6) Карточка №2
– Перед вами притча о пользе знаков препинания (А. Каневского из книги В.В. Волиной «Русский язык в стихах, рассказах, сказках»). Подумайте, какие знаки препинания растерял герой притчи?
Человек потерял _______, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом потерял _______ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял______ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял ______ и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только _______. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-то цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до ____. Берегите знаки препинания!
Учитель:
– Давайте же и мы, ребята, будем бережно относиться к знакам препинания!
– Скажите, пожалуйста, а испытываете ли вы потребность в расширении информативного поля относительно данной темы? Если да, то почему?
Ответы учащихся: чтобы лучше подготовиться к ГИА – написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, посвященную знакам препинания.
– Хорошо, тогда послушаем выступления ребят, которые приготовили интересный материал по энциклопедическому словарю юного филолога.
7) Исторический комментарий (информативная стадия):
1-й учащийся: В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания, чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась точка – первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложений стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками пунктуации.
2-й учащийся: Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в 15 веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в 16 веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу 18 века. Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, назвал этот знак «молчанкой» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре». А были еще и «удивительный» знак, знак «пресекательный» и «отменительный», «вместительный» знак, «единительный», полуточие.
Учитель:
– А еще ребята, оказывается есть и «трехвосклицание», «трехвопросие», «четырехвопросие», «пятивопросие»! Да, да! Не удивляйтесь! Секретарь К.Чуковскго Клара Лозовская пишет в своих воспоминаниях о том, как он «эмоционально» делал записи в тетради (чтение записи: карточка №3)
8) Карточка №3
…Тетрадь эта велась нерегулярно… и когда он гневался появлялись такие записи:
«Клара (с гуся вода). Лирика. Где?
Энциклопедия!!! <…> По временам негодование Корнея Ивановича выплескивалось через край. Тогда с каждой строчкой увеличивалось количество вопросительных знаков:
«Где газета? Где 3-й том Чехова?? Где книги??? Где членский билет Союза писателей???? Где корректура Уитмена?????»
9) Проблемный вопрос:
– Так какой же принцип пунктуации здесь не является «нормированным»: грамматический, смысловой или интонационный? И почему?
Ответ учащихся:
– Интонационный принцип. Потому что расстановка знаков препинания соответствует грамматическому членению текста, логическое членение речи не нарушено в данном тексте.
3-й учащийся: (продолжение выступления докладчиков)
Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века.
В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.
Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме
Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте.
Учитель: Позвольте заострить ваше внимание на последнем предложении выступающего: «Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения…»
Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения.
10) Пунктуационный практикум (аналитическая работа с предложениями, стимулирующая познавательную активность учащихся и способствующая формированию осознанного отношения к постановке знаков препинания):
Карточка №4
– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений.
1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Наш сосед или дядя Ваня отвезет тебя в город. 9).Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу.10). Эдуарда убить не смейте бояться полезно. 11. Не стучать здесь Чуковский спит злой.
Взаимопроверка. Чтение ответов со знаками препинания.
Работа в парах.
11) Карточка №5.
– Прочитайте три группы предложений. С какой целью используются выделенные знаки препинания? Как бы вы их классифицировали?
-
1) Я здесь! Да здравствует Москва! Вот небеса мои родные! (Н.М. Языков)
2) Столица древняя, родная, ее ль не ведает страна? (К.С. Аксаков)
3) Русь героями богата, словно вылита она из гранита и булата, и прихода супостата не боится вся страна. (Д.Д. Минаев)
4) Ни огня, ни черной хаты, глушь и снег… (А.С. Пушкин) -
1) Не замолкнут о тебе витии, лиры о тебе не замолчат. (С. А. Соловьев)
2) Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
3) Улетают птицы за море, миновало время жатв, на холодном сером мраморе листья желтые лежат. (Д.А. Кедрин) -
1) Склони чело, России верный сын! (Н.А. Станкевич)
2) Бесспорно, шахматы – арабское слово.
12) Вывод: рассмотрите таблицу и охарактеризуйте знаки препинания. Для иллюстрации используйте примеры из указанных упражнений учебника.
(Ю.С. Пичугов. Русский язык. Практика. 9класс. Упр. №: 384,3 91, 394)
Знаки препинания | Какую роль играют |
Точка Вопросительный знак Восклицательный знак Многоточие |
Завершения (знаки конца предложения, одновременно они отражают целенаправленность высказывания) |
Запятая Точка с запятой Тире Двоеточие |
Разделения (однородные члены предложения, части СП, прямая речь и слова автора) |
Кавычки Скобки Две запятые Два тире |
Выделения (обособленные определения, обособленные обстоятельства, обращение, вводные слова, прямая речь) |
Примечание* к таблице: Кавычки также могут употребляться и как смысловой знак: они выделяют переосмысленные компоненты. Синтаксическое выделение осуществляется парными знаками, по своей природе – кавычками или скобками – или по употреблению – запятыми, тире.
Рефлексия:
– Что же мы выяснили при выполнении двух заданий? Дайте развернутый ответ.
Ответы учащихся:
– Одиночные знаки препинания разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки препинания выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон. (Вывод записывается в тетрадь).
13) Учитель: обобщим ваши ответы высказыванием К Г. Паустовского о знаках препинания, запишем его в тетради:
«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
– На уроках музыки вы в этом не раз убеждались. Вспомните такую графическую запись: нотный стан для записи нот, скрипичный ключ, открывающий начало музыкальной мысли, тактовые черточки, делящие мелодию на равные смысловые отрезки, цезуры как знаки молчания, крещендо – нарастание звука, как и восклицательные интонации в тексте. У любой мелодии есть свое «дыхание», свой «смысл». Есть свой автор,
который выражает свое понимание мира в звуках, как художник в красках, писатель в словах.
14) Музыкальная пауза.
Слово учителя:
– Перед вами текст песни М.Таривердиева «Маленький принц» (Стихи Н. Добронравова).
– Посмотрите на нотный пример, текстовой, послушайте фонограмму песни и вы убедитесь, что и нотные знаки, и знаки препинания помогают представить читателю и слушателю образ Маленького принца, навеянного одноименной сказочной повестью А. де Сент-Экзюпери. (Приложение 1).
– Убедились, что музыкальная азбука и пунктуационный алфавит сродни друг другу?
– Бесконечен мир человеческих чувств: счастье, горечь, восторг, гнев, страх, печаль, радость. Показать их в музыкальном произведении помогают нотные знаки, а в письменной речи – пунктуационные. Даже самые, порой, маленькие «синтаксические отрезки» бывают содержат в себе огромное смысловое и эмоциональное наполнение благодаря знакам препинания:
– Ну, как тебе «Черное море» Айвазовского?
– Величественно! Божественно! Фантастика!
Или поэтические строки Ш. Бодлера:
О ритм, о цвет, о звук!
Ты в плен берешь поэта…
А у Н. Заболоцкого:
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
– Хочу обратить ваше внимание, ребята, и на то, как знаки препинания помогают увидеть человеку соответствия поэтических строк произведениям живописи, фотоискусства, понять, что непереходимых границ между разными видами искусства нет.
15) – Посмотрите на репродукции №1, 2, 3, и ответьте на вопрос: « Какой знак препинания, с вашей точки зрения, необходим будет при описании каждой из них?» Вспомните и процитируйте поэтические строки, которые перекликались бы с сюжетами данных репродукций.
В чем пунктуационная близость текстов и как это можно объяснить, опираясь на репродукцию №4?
16) Творческая работа с фотоснимками №1, 2, 3 (по аналогии)
Вывод:
– Выполняя творческую работу с репродукциями, фотоснимками, какие знаки препинания для вас оказались просто необходимыми?
Ответы учащихся: многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак.
Учитель:
17) – Нарисуйте пунктуационный портрет этих знаков. (Дети пользуются энциклопедией «Языкознание», учебником, словарем терминов)
Групповая работа (3 группы – обучающиеся на «3», на «4», на «5»):
Итог работы:
1 гр. Многоточие Ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи, при цитировании для обозначения пропусков фрагментов авторского высказывания |
2 гр. Вопросительный знак Вопросительный знак на письме служит для обозначения различных типов вопросов: во-первых, тех, которые задают, когда хотят что-то узнать; во-вторых, тех, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ; в-третьих, альтернативных вопросов, предполагающих выбор ответа; в- четвертых, риторических вопросов, на которые не ожидают ответа. |
3 гр. Восклицательный знак Служит выразителем на письме самых разнообразных чувств – «хороших» и «недобрых»: радость, гордость, торжество, одобрение и раздражение, упреки, угрозы, насмешка, оскорбления. Восклицательные предложения могут выражать тревогу, страх, предупреждать об опасности, просить о помощи. С их помощью мы можем выразить сожаление, печаль, горе. Они помогают передать нам сильное удивление. |
Учитель:
18) – Думаю, что вы теперь согласитесь со мной, насколько точно один из лингвистов дал портретную характеристику знакам препинания. Давайте запишем его высказывание в тетрадь афоризмов:
«Только овладев правилами пунктуации, научившись чувствовать живое дыхание родного языка, его огромные возможности передать на письме оттенки звучащей речи, мы сможем почувствовать себя свободными и в выражении своих мыслей и в понимании чужих. И тогда запятые, точки и тире раскроют свои тайны, станут нашими помощниками».
19) Домашнее задание.
1. устное задание:
Прочитайте текст А.Б. Шапиро. Подумайте, зачем нужны пунктуационные правила?
Карточка № 6 (для домашнего выполнения)
Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие – в роли пишущих, то значение знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком.
Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим.
Вопросы и задания.
- Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.
- Как вы понимаете выражение: «Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим»
- Подтвердите или опровергните примерами мысль лингвиста о том, что «при помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемое им в свое письменное высказывание»
2) письменное задание:
Напишите черновой вариант сочинения «Значение знаков препинания в тексте» (по Т № 2 из учебного пособия Симаковой Е.С.): Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «сочинение»: 9-й кл./Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – стр.131-132.
План-подсказка
- Всупление
- Основна часть: 1) функция расчленения текста; 2) функция выделения фрагментов текста; 3) смыслоразличительная функция.
- Вывод
20) Заключение урока
Учитель:
Давайте, ребята, закончим наш урок на высокой эмоциональной ноте, используя «эмоциональные» знаки препинания.
(Хоровая кричалка как «формула утверждения позитивных мыслей», учитель играет на баяне):
Учитель:
– Нужна нам пунктуация?
Ученики:
– ДА! ДА! ДА!
Учитель:
– Возможна ль ситуация:
На знаки препинания
Не обращать внимания,
Когда читаем текст?
Ученики:
– НЕТ! НЕТ! НЕТ!
Учитель:
– А только «выделительная»?
Только «разделительная»?
«Смыслоразличительная»
Функция важна?
Или они все вместе
Работу ведут в тексте, –
В гармонии всегда!
Ответьте: «Нет, иль да?»
Ученики:
– ДА! ДА! ДА!
Учитель:
Напишем сочинение
Про знаки препинания,
Докажем в рассуждении
Необходимость их;
Найдем примеры в тексте,
Потом «проиллюстрируем»
И функции, и знания –
На «5» сдадим ГИА!
Согласны ль вы со мною?
Ученики:
– ДА! ДА! ДА!
Учитель: – Спасибо за пунктуационно-эмоциональное понимание, ребята! До следующего свидания со знаками препинания!!!
Литература
- Граник Г. Секреты пунктуации [Текст] /Г. Граник. – М.: Просвещение, 1987.
- Любичева, Е.В. Родным войти в родной язык [Текст] / Е.В. Любичева. – Санкт-Петербург: Азбука, 2005.
- Турик, Л.А. Педагогические технологии в теории и практике [Текст].
- Л.А. Турик. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
*Все приложения в презентации.