Цель.
Обучающая.
- Закреплять умения решать буквенные выражения.
- Закреплять сложение и вычитание в пределах 100.
- Познакомить учащихся с особенностями зимней жизни животных.
Развивающая.
- Развивать вычислительные навыки и логическое мышление, внимание и самостоятельность
- Развивать речь учащихся, расширять их кругозор.
Воспитательная.
- Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;
- Воспитывать интерес к урокам математики.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки, компьютер, презентация к уроку, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много сказочных чудес,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица, волшебница-зима! (Cлайд 2)
Кто живёт в зимнем лесу? (Дикие животные)
А можем ли мы узнать животного по их следу?
Выясним, кому принадлежат эти следы.
Актуализация опорных знаний.
2. Поработаем устно.
Чьи это следы? (Слайд 3)
d | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
d-5 | 1 |
На прошлом уроке мы изучали тему “Буквенные выражения”.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
– Сегодня на уроке мы постараемся объединить свои знания по математике и знания по окружающему миру, будем закреплять умения решать буквенные выражения; решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100, решать различные задачи и мы поговорим, о жизни животных зимой.
А это чьи следы?
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
На чей след похож след медведя? (Слайд 4)
Рассказ о медведе.
Долгую зиму медведь проводит в берлоге. В это время он не употребляет пищу, а живёт за счёт накопленного жира. Берлогу медведь устраивает под ветками деревьев, в расщелинах скал. Говорят: “Медведь зимой лапу сосёт”. Почему?
- Оказывается в феврале со ступни медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Медведь лижет лапу согревая её языком, а кажется, что он её сосёт.
Медведь вам приготовил задание.
3. Формирование умений и навыков.
1. Вычислим с устным объяснением, решив данные выражения узнаем, что произойдёт с медведем, если его разбудить зимой. (Слайд 5)
Откроем тетради. Запишем число, классная работа.
42+8=50 50-7=43 89+4=93 73-5 =68
Если зимой медведя разбудить. То он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.
Чтобы медведь не был так опасен,
Решим задачу “угостим медведя”. (Слайд 6)
Цепочка примеров.
7+8-9+20+4=30
- Чьи это следы? (Слайд 7)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Выступление ученика.
Почерк белки разобрать легко и просто. Она короткими передними лапками обопрётся – длинные задние далеко вперёд вынесет и широко расставит, от передних лапок след маленький – две точки отпечатаны. А от задних след как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.
Какого цвета была белка летом? (Рыжая)
Посмотрите рисунок, зимой белка серебристо-серая. Серая белка зимой не видна среди комков потемневшего снега, лежащего на сучьях деревьев.
Задача про орехи. (Слайд 8)
1. 32+40=72 (ор.) - в двух гнездах.
2. 72-40=32 (ор.) - осталось
Ответ: 32 ореха.
Какие ещё припасы делает белка на зиму?
К зиме белочка делает съестные припасы.
Интересно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. (Слайд 9)
А куда белка складывает свои припасы?
А вы, знаете как называют гнездо белочки? (Слайд 10)
Работа по учебнику стр. 66, №6.
Гайно - шарообразное гнёздо из сухих веток, которое белка изнутри выстилает мхом, листьями, травой, шерстью. Диаметр гнезда — 25–30 см. (Слайд 11)
Геометрическая задача. (Слайд 13)
1 - фигуры с углами, 2 - фигуры без углов.
Задание белочки. (Слайд 14)
3. Вычисли, переставляя, где угодно, слагаемые или заменяя соседние слагаемые суммой.
(Самостоятельная работа по вариантам).
65+9+5 36+8+2
76+8+4 47+6+4
20+7+3+30 50+9+1+40
Физкультминутка
С. 66, №5.
А как зовут это животное? А морской котик живёт в зимнем лесу? (Слайд15)
Морской котик живёт в холодных и умеренных морях, где часто совершает дальние плавания.
Тело у животного вытянутое, обтекаемое, голова относительно маленькая, зубы острые и служат для ловли добычи, ушные отверстия при погружении в воду закрываются. Конечности морского котика превращены в ласты. Хвост короткий.
Питается он рыбой, ракообразными и моллюсками.
Он тоже нам приготовил задание, какие числа пропущены? Какая здесь закономерность? (Прибавляем число 11)
- Как зимуют различные животные? (Кто-то впадает в спячку, кто-то рыщет голодный в поисках пищи, кто-то делает запасы)
Задача (слайд 16).
В первом домике живут животные которые не впадают в спячку и не ищут корм. Во втором домике живут животные которые не делают запасы и не ищут корм. Какие животные живут в каждом домике?
4. Итог урока. (Слайд 17)
- Что мы закрепляли сегодня на уроке математики?
- Кто нам в этом помогал?
- Что для вас сегодня было трудным?
- Что для вас было самым простым?
- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?
Слова Михаила Пришвина (слайд 18).
Д/з. Стр.66, №2, 7. (Слайд 19)