Урок-игра по информатике “Кто хочет стать отличником” является итоговым обобщающим занятием за курс 6 класса общеобразовательной школы. Проводится с целью повторения, обобщения и систематизации полученных в течение учебного года знаний. Перед началом игры обучающиеся получают специальные пульты для голосования. Учитель задает вопрос, кто первым ответит, тот становится участником игры, остальные – зрителями. Участникам игры предстоит ответить на 15 вопросов. В качестве помощи можно использовать подсказки: “50х50” (компьютер убирает 2 неверных ответа) и “помощь зала” (зрители с помощью пультов выбирают верный, на их взгляд, вариант ответа). Участник, неверно ответивший на вопрос, выбывает из игры. Его место занимает другой ученик. По итогам игры проводится рефлексия. Зрители голосуют за лучшего игрока, выбирают самый трудный и легкий вопрос. В конце игры происходит церемония награждения участников игры дипломами и сувенирами.
Цели:
- повторение, закрепление, систематизация знаний;
- развитие познавательного интереса, умения размышлять, анализировать;
- развитие творческой активности, самовыражения;
- воспитание самостоятельности, уверенность в своих силах.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная система тестирования (голосования).
Программное обеспечение:
- Microsoft Office PowerPoint 2007;
- ACTIVstudio.
Ход игры
I. Организационный момент.
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю в студию игры “Кто хочет стать отличником”. Именно здесь мы проведем итоговый урок по информатике и выясним, кому из вас будет присвоено почетное звание “Отличника”. Прошу занять места в зрительном зале. Каждый из вас найдет на стуле пульт для голосования. Чтобы определить первого участника игры, претендента на роль “Отличника”, предлагаю ответить на мой вопрос. Кто быстрее всех правильно ответит, занимает место участника, и мы приступаем к игре. Все остальные ученики остаются зрителями.
II. Проведение игры.
Слайд 2.
Участникам игры предстоит ответить на 15 вопросов, которые отражают тематику 4-х разделов, изученных вами в 6 классе: “Информационная картина мира”, “Среда программирования ЛогоМиры”, “Устройство компьютера”, “Программное обеспечение компьютера”.
Слайд 3.
В качестве помощи можно использовать подсказки: “50х50” (компьютер убирает 2 неверных ответа) и “помощь зала” (зрители с помощью пультов выбирают верный, на их взгляд, вариант ответа). Вы должны не просто назвать правильный вариант ответа, но и доказать, почему остальные варианты указаны неверно. На обдумывание вам дается 1 минута (звуковой таймер).
Участник, неверно ответивший на вопрос, выбывает из игры. Его место занимает другой ученик, быстрее всех правильно ответивший на вопрос учителя.
Вопросы для отбора участников игры
1. Как называется наименьшая единица измерения объема информации?
А. Бит. В. Байт. С. Килобайт.
2. Как называется самая главная программа в компьютере?
А. Блокнот. В. Windows. С. Paint.
3. Как называется устройство для вывода информации на бумагу?
А. Сканер. В. Монитор. С. Принтер.
4. Главное меню открывается нажатием на?
А. Кнопку Пуск. В. Значок Мой компьютер. С. Ярлык Мои документы.
5. Как звали первую женщину программиста?
А. Алла. В. Ада. С. Алиса.
Вопросы участникам игры
Вопрос № 1. Как называется устройство для долговременного хранения программ и данных? Слайд 3.
Вопрос № 2. Нажатие какой клавиши на клавиатуре является сигналом для черепашки, чтобы приступить к выполнению команды? Слайд 7.
Вопрос № 3. Как называется программа для создания и редактирования изображений? Слайд 11.
Вопрос № 4. Как называется наука об информации, способах ее передачи, хранения, обработки? Слайд 15.
Вопрос № 5. Информация какого вида представлена на рисунке? Слайд 19.
Вопрос № 6. Как называется устройство для обработки информации? Слайд 23.
Вопрос № 7. Как называется устройство, для подключения к сети интернет? Слайд 27.
Вопрос № 8. Минимальным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является? Слайд 31.
Вопрос № 9. В графическом редакторе Paint создается файл с форматом? Слайд 35.
Вопрос № 10. Инструментами в графическом редакторе являются? Слайд 39.
Вопрос № 11. Устройства вывода информации? Слайд 43.
Вопрос № 12. Устройства ввода информации? Слайд 47.
Вопрос № 13. Какую команду исполнит черепашка, чтобы нарисовать треугольник? Слайд 51.
Вопрос № 14. Какая команда составлена с ошибкой? Слайд 55.
Вопрос № 15. Какую команду исполнит черепашка, чтобы нарисовать шестиугольник? Слайд 59.
III. Рефлексия.
Игра “Кто хочет стать отличником” подошла к концу. Прошу зрителей определить лучшего игрока, который получит звание “Отличника”.
Зрители голосуют с помощью пультов. Церемония награждения почетными грамотами участников и победителя.
Ребята, вам понравилась игра? (Ученики называют положительные моменты).
Какие изменения вы бы хотели внести в игру? (Обсуждение предложений, пожеланий).
Какие вопросы вы бы добавили в игру? (Ученики перечисляют вопросы, которые не были включены в игру).
Большое спасибо всему классу за прекрасную игру!
Литература
- Информатика и ИКТ. 5-6 класс. Начальный курс. Учебник под ред. проф. Н.В. Макаровой. Издательство ПИТЕР, 2010 г.
- Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей под ред. проф. Н.В. Макаровой. Издательство ПИТЕР, 2010 г.
- Интернет ресурс [http:\\otlichnik5.net] - дизайн презентации “Кто хочет стать отличником”.