Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее. В условиях глубокого демографического кризиса необходимо уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
За последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. По данным за 2008-2009 годы, каждый ребенок в среднем по стране болеет 1,74 раза в год в основном за счет заболеваний органов дыхания, травм и отравлений (примерно поровну).
Настораживает факт, что в детских садах ¼ дошкольников здоровы. При выпуске детей из школы исследователи отмечают снижение численности здоровых детей в 3-4 раза. Так, 80% выпускников школ страдают от гиподинамии.
Все это обусловливает необходимости в формировании особой, щадящей среды в процессе обучения на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения.
Процесс обучения детей должен быть всеобъемлющим. Это не просто процесс «напичкивания» их голов информацией. Привести ребенка в класс и провести урок – это не значит воспитывать его. Тело и ум взаимосвязаны, поэтому то, что мы вкладываем в тело, отражается в уме, и наоборот.
Профессия учителя – одна из лучших, значимых и древнейших профессий. Но это также и большая ответственность. Учитель должен быть примером, потому что дети внимательно за ним наблюдают. Детские ценности только наполовину перенимаются у родителей, остальное приходит от учителей. Дети наблюдают гораздо больше взрослых. Они наблюдают за всем, что делает учитель и перенимают это.
Будучи сама давним поклонником йоги – не как одной из ортодоксальных религиозных систем, а как совокупности теории и практики управления и совершенствования человеком своей психики и психофизиологии, пришла к выводу о возможности внедрения некоторых методов этого древнейшего учения в процесс общего образования, в частности, о необходимости их интеграции в уроки иностранного языка в школе с целью усиления здоровьесберегающих возможностей обучения.
Что же такое йога? Что такое медитация? Что такое пранаяма (правильное дыхание)? Какое значение имеет здоровое зрение для человека? – это вопросы, которые будут рассмотрены в данной работе в свете поиска новых технологий сбережения здоровья будущего поколения.
В древнейшей и средневековой индийской философии и религии слово «йога» в широком смысле и означает теорию и практику управления и совершенствования человеком своей психики и психофизиологии. Основные методы йоги – созерцание, сосредоточение сознания и психофизические упражнения, связанные с определенными позами (асанами) и регулированием дыхания и питания.
Йога – это наука, которая на протяжении тысячелетий занимается физическим, ментальным и духовным благополучием человека в целом. Она изучает тело, дыхание, ум, память, интеллект, эго и наше истинное «Я». Эту науку каждый открывает для себя сам. Как сохранить энтузиазм, любовь, естественность, справиться со страхом, ненавистью, злобой и найти источник всех этих негативных проявлений.
Йога – это понимание того, что все динамично, каждое мгновение – новое, в то время как депрессия – это статичное видение жизни. Йога – это дисциплина, это гармония, это целостность. Йога – это делать все на 100 % с радостью и любовью!
Занятия йогой – комплексом упражнений для интеграции тела и ума – дают детям возможность культивировать эмоциональную энергию и применять ее в жизнеутверждающем направлении. Йога помогает детям быть более сосредоточенными в повседневной жизни ( в школе, дома), позволяет раскрыться их творческому потенциалу в среде, которая уважает различия в мнениях, образе жизни и т.д., рассматривает разнообразие и различия не как угрозу, а как обогащение.
Естественно, речь идет не о занятиях йогой на уроках физкультуры, или как видом спорта, а о возможности включения некоторых сегментов йоги – дыхательного комплекса, гимнастики для глаз, медитативных упражнений – в уроки иностранного языка в школе. Данный выбор обусловлен тем, что успешное изучение иностранного языка тесно связано с умением правильно дышать, с хорошо развитым артикуляционным аппаратом, визуальной памятью.
Поскольку нельзя забывать, что память – это химия белков, а химия – это реакции и обмены веществ, то просто необходимо упомянуть и о том, что при любой физической нагрузке все реакции во всем теле идут быстрее – и за счет роста температуры, и за счет ускорения кровообращения, и за счет прочих реакций организма. Поэтому все химические процессы в мозгу, например, при беге идут и быстрее, и легче. Так что за часовой кросс трусцой легко и прочно можно «загнать» в себя около 50 иностранных слов. Если бег – это трудно, можно заменить его энергичной ходьбой. Даже по комнате. Есть дети, например, моя дочь Даша, которые учат наизусть стихотворения гораздо быстрее и качественнее, не прекращая ходить по комнате, делать «колесо» и пританцовывать.
Простые и высокоэффективные решения доступны каждому, проблема в том, что большинство людей не догадываются об огромном творческом потенциале и энергии, находящихся в самом центре их личности, глубоко внутри.
Лучший способ обучения – наш собственный пример. Поэтому мы должны стать для своих детей хорошим примером. Когда ученик увидит, как мы – учителя – делаем упражнения (дыхательные, восстановительные), он обязательно захочет присоединиться к нам. Конечно, самое важное – не следует заставлять этим заниматься и делать. Все, что делается против своей воли, или насильственно заставляет следовать чьим-либо наставлениям, вызывает протест.
Необходимо говорить с детьми о пользе упражнений и давать им видеть, как мы сами регулярно этим занимаемся – и со временем присоединяться все!
Йога очень физиологична. Стоит только обратить внимание на маленьких детей (до 3-х лет). Если сравнить, как дети складывают пальчики определенным образом, дышат в различных ритмах, производят движения и принимают позы в зависимости от того, что происходит в их теле и уме с основными асанами, пранаямами и мудрами1, то невольно приходишь к выводу, что они регулярно практикуют йогу. Конечно, дети выполняют такие движения неосознанно. Это встроенные естественные процессы, которые помогают ребенку развиваться, поддерживать здоровье, справляться со стрессом и воздействием окружающей среды.
Фундаментальные человеческие ценности должны поддерживаться как в классе, так и в школе. Ребенок рожден с этими ценностями, а учитель призван раскрыть их. Все данные ценности есть внутри каждого ребенка. Это – сострадание, взаимодействие, дружелюбность, улыбка, смех, легкость, желание помочь, чувство принадлежности, забота друг о друге.
Существует способ объединить детей на принципах общечеловеческих ценностей, на принципах йоги. Вот примерные правила: см. Приложение 1.
На основе йоги возникло очень много как древних, так и современных видов гимнастики, единоборств, дыхательных комплексов.
Дыхание тесно связано с нашими эмоциями и нашим умом. Это видно на простом примере. Когда мы злимся, у нас один тип дыхания, когда мы влюблены – другой, когда концентрируемся на чем-то – третий. И так с каждой эмоцией и состоянием нашего ума. Естественно, что мы можем применить эту модель для занятий.
Дыхание – вот ключ, который мы можем использовать в любую минуту. Когда меняется дыхание, меняются чувства, мысли, окружение и само наше тело чудесным образом обновляется. Древние дыхательные техники позволяют быстро высвобождать стресс, помогают справляться с отрицательными эмоциями – страхом, гневом, разочарованием, улучшают память, вырабатывают эмоциональную устойчивость.
Выполнение дыхательных упражнений приводит к изменениям функционального состояния организма. Ритмичное спокойное дыхание с удлиненным выдохом оказывает на организм успокаивающее воздействие. Энергичные дыхательные упражнения с укороченным форсированным выдохом, наоборот, снимают сонливость, возбуждают и активизируют умственную активность.
Дети должны понимать важность правильного дыхания. Для этого сними необходимо проводить оздоровительные беседы. См. Приложение 2.
Далее возникает необходимость рассмотреть понятие медитации, так как оно непосредственно связанно с дыхательными техниками. Медитация – это глубокий и качественный отдых для тела, ума и души. Систематическое наблюдение в себе чистого сознания называется «глубокой медитацией». Подобно тому, как ныряльщик выходит из воды обновленным, наш ум в результате глубокого внутреннего расслабления наполняется энергией, силой, энтузиазмом, что впоследствии переносится и на повседневную жизнь.
Медитация (от лат. meditatio – сосредоточенное размышление) – это прежде всего то, что делается без всякого усилия. Не нужно что-либо представлять, достаточно направить внимание. В некоторых медитациях используется воображение, но так, как если бы это было что-то простое. Если вы хотите представить себя на песке, то анализ – желтый это песок или красный, 20˚ или 30˚ С – не требуется. Вы знаете, какой песок, и каким бы он вам ни представился – это ваш песок.
Пранаяма – это контроль над тонкой энергией, контроль над дыханием.
Разные звуки тоже особым образом влияют на наш организм, эмоции и состояние ума. Это также было известно тысячи лет назад. Звуки использовались в медицине для лечения многих заболеваний, для поднятия настроения, в боевых искусствах. Есть специфические звуки, которые помогают сосредоточиться и придают больше энергии. Кроме того, использование определенного соединения пальцев рук (мудр) задает определенное направление движения энергии в теле и развивает способности головного мозга по удержанию внимания, в том числе на нескольких вещах одновременно.
Отдельные звуки имеют смысл. Если для кого-то это кажется спорным, то для современных лингвистов это истина. Этим занимается фоносемантика2. Если мы встречаем в иностранной речи незнакомое слово и контекст не помогает догадаться о значении, может помочь сама форма слова. Дело в том, что при определенных условиях и навыках мы можем понимать иностранную речь почти напрямую, без изучения. Мы просто разучились «видеть и чувствовать» слова. А они указывают и на форму предметов, и на интенсивность цвета, на тип движения, на звуки, ощущения. Это такое раздолье и мотивация для развития и утончения своих чувств и воображения!
Далее я хочу привести различные медитации, пранаямы и развивающие игры, которые включаются в наши учебные занятия со школьниками. См. Приложение 3.
На уроках иностранного языка можно использовать пранямы, описание которых представлено в Приложении 4.
Обучение правильному дыханию и развитие дыхательной мускулатуры напрямую связано с изучением языков, как родного языка, так и иностранных.
Правильное положение тела очень важно при выполнении гимнастики для глаз. Первые упражнения для сохранения зрения были также созданы задолго до нашей эры. Йоги, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.
Большой объем информации, которую «поглощает» человек каждый день, требует от наших глаз почти постоянного напряжения. И, естественно, что глаза устают. Многие проблемы не только со зрением, но и со здоровьем в целом возникают именно от перенапряжения глаз – появляется напряжение в шейном отделе, боли в спине, головные боли, уже не говоря о таких симптомах, как сухость глаз, покраснение, ухудшение зрения вдаль, а также глазные инфекции. Глазам просто необходим отдых.
Упражнения, приведенные ниже, довольно просты и не занимают много времени, но все гениальное просто и сложно одновременно. Важно выполнять упражнения правильно – какие-то движения должны быть плавными, в некоторых упражнениях необходимо дышать определенным образом. См. Приложение 5.
Например, в рамках работы в 6-х классах по теме «Мое тело» может быть выделен отдельный урок «Зрение – гимнастика для глаз – хорошее самочувствие», посвященный важности зрения и здоровью глаз, а также знакомящий учащихся с негативными последствиями перегруженности зрения для всего организма в целом и открывающий пути и приемы сохранения и даже улучшения зрения путем ежедневного выполнения в общем-то элементарной, гимнастики для глаз. Этот урок позволяет проводить гимнастику для глаз после ознакомления учащихся с основным лексическим материалом. Упражнения для глаз органично вписываются в подобный урок, и кроме служения основной цели, а именно воспитанию в детях уважения и бережного отношения, прежде всего, к своему телу и здоровью, облегчают усвоение учащимися основных лексических единиц и грамматических явлений немецкого языка по данной теме.
Далее я хотела бы привести некоторые выдержки/материалы этого урока, использование которых – в полном или ограниченном объеме – зависит от общего уровня языковой подготовленности учащихся конкретного класса. См. Приложение 6.
В заключение, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что наши дети – это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества, нашей страны и всего мира.
Детские сердца нуждаются в воспитании. Это означает, что дети должны научиться творчески, конструктивно управлять своими эмоциями, иначе эти эмоции станут источником многих серьезных проблем, таких как насилие, злоупотребление наркотиками, а также других отрицательных последствий, которые мы можем наблюдать в современном обществе.
Давайте попробуем не просто воспитывать и учить, а именно делиться знанием!
Общечеловеческие ценности, нравственность, уважение к старшим и ко всем живым существам, культурам, религиозным традициям и учителям – это то, что должно быть основой жизни и действий. Тысячелетняя мудрость йоги не принадлежит Индии, это достояние каждого из нас, так же как и мудрость всех народов мира, открытия Запада и Востока, человеческие гении, музыка, искусство – все это часть каждого из нас и принадлежит нам!
И я думаю, что такое чувство принадлежности ко всему, а также свобода от стрессов и напряжения, знание законов мироздания и самого себя способны сформировать здоровое поколение, и не когда-то в будущем, а уже сейчас!
Литература см. Приложение 7.
Презентация см. Приложение 8.
1 Асана –физическое упражнение; пранаяма – упражнение с контролем дыхания; мудра – специальные положения пальцев рук для распределения энергии в теле.
2 Фоносемантика – наука, которая рождается и утверждает себя на стыке фонетики (по плану выражения), семантики (по плану содержания) и лексикологии (по совокупности этих планов). Рассматривает психолингвистический феномен символики звуков речи.