В человеке всё должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов
Цель: формирование духовного мира современного школьника, способного к саморазвитию, самовоспитанию и творческому созиданию.
Задачи:
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях русской классической литературы, национальной культуры России и Донского края .
- "Повышение человеческого в человеке" (В.И.Мурашов).
- "Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора" (Л.Е.Плескач).
- Развитие гармонично развитой личности, творческой индивидуальности.
"Человек должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически" (А.П.Чехов).
Пояснительная записка.
Статус документа
Воспитательная программа "Экология души" составлена в соответствии с новыми требованиями, изложенными в Законе "Об образовании", Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Программе "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010-2015 гг."
Актуальность программы
Ценностями, общественными идеалами и нравственными принципами, которые лежат в основе современной государственной политики, являются справедливость, свобода личная и национальная, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство нации.
Основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституция страны и система образования. Они формируют личность, образ жизни народа, передают новым поколениям ценности нации и призваны содействовать её консолидации, сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций, воспитанию гражданина и патриота, раскрытию способностей и талантов молодых россиян, подготовке их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Главная задача сегодняшней школы - противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества, формирование творческих компетентностей, достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.
Каждый человек - неповторимая личность, индивидуальность, со своим характером, психическим складом, душой. Он просто не знает себя, пределов собственных возможностей. Наверное, поэтому говорят, что "чужая душа - потемки", что в нее не заглянешь. Помочь ребенку найти себя, раскрыть свои таланты и способности, а вместе с ними и душу, сделать её открытой, красивой и щедрой - главная задача данной программы.
Борис Пастернак в своё время сказал об этом так:
Не потрясенья и не перевороты
Для новой жизни открывают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.
Программа "Экология души" предусматривает не только передачу конкретных информационных знаний, но и формирование ведущих компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность школьников, самостоятельность в выборе образовательных траекторий, форм саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
В реализации данной программы мне, учителю- словеснику, помогает прежде всего художественное слово. Я считаю, что именно художественный образ, слово формируют правильный стиль поведения ребенка в самых разных ситуациях, способствуют расширению сферы общения, помогают ощутить себя частью общества, одухотворяют и возвышают, развивают духовный потенциал.
Приоритетные направления
Сформировать представление школьников о нравственных нормах общения, выработать навыки этического поведения, "привить" нравственный иммунитет в период формирования личности - приоритетные направления воспитательной программы "Экология души". Она включает в себя "вечные основы человечности", "одаренный чувствами ум", "гармонию тела и души". Не только отечественная педагогика, но и русская классическая литература представляют богатейший материал, на основе которого можно вести с детьми диалог " об украшении души, склоняя волю к деланью добра", "о возвращении человеколюбия и любочестия", "об охране от тщеславия и щегольства".
Программа ориентирована на следующие ценностные функции:
Функцию личностную
(Создание условий для формирования социально - востребованной личности с духовно-нравственным потенциалом)
Функцию комфортизациии межличностных отношений
(Воспитание доброжелательности, толерантности, уважения, такта).
Функцию психологическую
(Развитие личности, обладающей высокой коммуникабельностью, уверенностью в себе, индивидуальной незаурядностью).
Структура программы.
Программа разработана для организации учебно- воспитательного процесса с детьми в возрасте от 11 до 17 лет в двух уровнях:
- 1 уровень - средне - возрастной - для учащихся 11-13 лет
- 2 уровень - старше - возрастной -для учащихся 14-17 лет
Воспитательный процесс носит интегративный характер и предполагает использование современных педагогических технологий, инновационных форм и методов.
Назначение программы: обеспечить благоприятные условия для реализации системы мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников
Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:
- обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы, совещаниях при Отделе образования с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса
- публикация материалов в средствах массовой информации муниципального и регионального уровней;
- психолого-педагогическая диагностика школьников и анкетирование родительской общественности.
История души человеческой, хотя бы самой мелкой, едва ли не любопытнее: истории целого народа:
М.Ю.Лермонтов
Ожидаемые результаты
1. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
2. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
3. Лицей и семья - партнёры в процессе духовно-нравственного воспитания.
4. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Формы реализации программы.
5-8 классы | 9-11 классы |
|
|
А также: экскурсии по родному краю, стране, встречи с поэтами, композиторами, художниками Дона, творческие конкурсы и праздники, заочные экскурсии, виртуальные музеи, создание презентаций, исследовательская деятельность учащихся, участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах, родительские собрания на духовно-нравственные темы, лекторий для родителей и анкетирование их с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье, вечера вопросов и ответов.