Воспитательная программа "Экология души"

Разделы: Классное руководство


В человеке всё должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов

Цель: формирование духовного мира современного школьника, способного к саморазвитию, самовоспитанию и творческому созиданию.

Задачи:

  • Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях русской классической литературы, национальной культуры России и Донского края .
  • "Повышение человеческого в человеке" (В.И.Мурашов).
  • "Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора" (Л.Е.Плескач).
  • Развитие гармонично развитой личности, творческой индивидуальности.

"Человек должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически" (А.П.Чехов).

Пояснительная записка.

Статус документа

Воспитательная программа "Экология души" составлена в соответствии с новыми требованиями, изложенными в Законе "Об образовании", Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Программе "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010-2015 гг."

Актуальность программы

Ценностями, общественными идеалами и нравственными принципами, которые лежат в основе современной государственной политики, являются справедливость, свобода личная и национальная, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство нации.

Основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституция страны и система образования. Они формируют личность, образ жизни народа, передают новым поколениям ценности нации и призваны содействовать её консолидации, сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций, воспитанию гражданина и патриота, раскрытию способностей и талантов молодых россиян, подготовке их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Главная задача сегодняшней школы - противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества, формирование творческих компетентностей, достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения. 

Каждый человек - неповторимая личность, индивидуальность, со своим характером, психическим складом, душой. Он просто не знает себя, пределов собственных возможностей. Наверное, поэтому говорят, что "чужая душа - потемки", что в нее не заглянешь. Помочь ребенку найти себя, раскрыть свои таланты и способности, а вместе с ними и душу, сделать её открытой, красивой и щедрой - главная задача данной программы.

Борис Пастернак в своё время сказал об этом так:

Не потрясенья и не перевороты
Для новой жизни открывают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.

Программа "Экология души" предусматривает не только передачу конкретных информационных знаний, но и формирование ведущих компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность школьников, самостоятельность в выборе образовательных траекторий, форм саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

В реализации данной программы мне, учителю- словеснику, помогает прежде всего художественное слово. Я считаю, что именно художественный образ, слово формируют правильный стиль поведения ребенка в самых разных ситуациях, способствуют расширению сферы общения, помогают ощутить себя частью общества, одухотворяют и возвышают, развивают духовный потенциал.

Приоритетные направления

Сформировать представление школьников о нравственных нормах общения, выработать навыки этического поведения, "привить" нравственный иммунитет в период формирования личности - приоритетные направления воспитательной программы "Экология души". Она включает в себя "вечные основы человечности", "одаренный чувствами ум", "гармонию тела и души". Не только отечественная педагогика, но и русская классическая литература представляют богатейший материал, на основе которого можно вести с детьми диалог " об украшении души, склоняя волю к деланью добра", "о возвращении человеколюбия и любочестия", "об охране от тщеславия и щегольства".

Программа ориентирована на следующие ценностные функции:

Функцию личностную

(Создание условий для формирования социально - востребованной личности с духовно-нравственным потенциалом)

Функцию комфортизациии межличностных отношений

(Воспитание доброжелательности, толерантности, уважения, такта).

Функцию психологическую

(Развитие личности, обладающей высокой коммуникабельностью, уверенностью в себе, индивидуальной незаурядностью).

Структура программы.

Программа разработана для организации учебно- воспитательного процесса с детьми в возрасте от 11 до 17 лет в двух уровнях:

  • 1 уровень - средне - возрастной - для учащихся 11-13 лет
  • 2 уровень - старше - возрастной -для учащихся 14-17 лет

Воспитательный процесс носит интегративный характер и предполагает использование современных педагогических технологий, инновационных форм и методов.

Назначение программы: обеспечить благоприятные условия для реализации системы мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников

Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:

  • обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы, совещаниях при Отделе образования с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса
  • публикация материалов в средствах массовой информации муниципального и регионального уровней;
  • психолого-педагогическая диагностика школьников и анкетирование родительской общественности.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой, едва ли не любопытнее: истории целого народа:
М.Ю.Лермонтов

Ожидаемые результаты

1. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

2. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

3. Лицей и семья - партнёры в процессе духовно-нравственного воспитания.

4. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

Формы реализации программы.

5-8 классы 9-11 классы
  • Чтение, обсуждение и обыгрывание отдельных сцен из художественной литературы.
  • Игра "Жемчужины народной мудрости"
  • Этическая грамматика "В гостях у дедушки Этикета"
  • Конкурс-выставка "К чему душа лежит, к тому и руки приложатся"
  • Круглый стол "Расскажи мне о себе"
  • Уроки этики "Тайны русской души" (на примерах жизни героев классической литературы)
  • Откровенный разговор "Что я ценю в своем друге?"
  • Психологический тренинг "Поход в мир своего Я"
  • Час поэзии "Души прекрасные порывы"
  • Дискуссия "Душа обязана трудиться и день, и ночь?"
  • Классные часы из ЖЗЛ "Великие душою:Кто они?", "Мои кумиры"
  • Игра - сотворчество "Только от души, или не нужно вообще"
  • Познавательная игра "От экологии души к экологии природы"
  • Час открытий "Классики о добре и зле"
  • Практикум "Как узнать, каков я человек?"
  • Тренинг "Нравственный аукцион"
  • Откровенный разговор "Гордость россиянина- это родной язык"
  • Ролевая игра "Имею право"
  • Проект "Топография права"
  • Репортаж "Моя семья - мое богатство"
  • Этический турнир "Магистры этикета"
  • Репортаж "Я через 10, 20, 30 лет"
  • Литературная гостиная "Нет величия там, где нет добра, простоты и правды"
  • Рыцарский турнир "Совесть, благородство и достоинство - святое наше воинство".
  • Тренинг "Не позволяй душе лениться"
  • Игра-оценка "Портрет друга"
  • Уроки школьной дружбы.
  • Включенный микрофон "Мой мир и я в нем"
  • Конкурс талантов "Минута славы"
  • Час мужества "Судьба и Родина едины", "Зачем я снова память трогаю?", "Портрет ветерана"
  • В мире прекрасного "Что радует глаз, радует душу"
  • Круглый стол "Равнодушие - это паралич души:"
  • Откровенный разговор "Корабль моей души"
  • "Законы лицейского братства"
  • Вечер вопросов и ответов "Что такое самовоспитание и нужно ли оно мне?"
  • Беседа-диалог "О пользе
  • здравых рассуждений".
  • Исследовательская экспедиция "Преданья старины глубокой"
  • Круглый стол с острыми углами "Молодежные течения: за и против"
  • Политические дебаты "Мое право на выбор"
  • Проект "Моя малая Родина: портрет молодого поколения"
  • Литературная гостиная "Традиции донских казаков".

А также: экскурсии по родному краю, стране, встречи с поэтами, композиторами, художниками Дона, творческие конкурсы и праздники, заочные экскурсии, виртуальные музеи, создание презентаций, исследовательская деятельность учащихся, участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах, родительские собрания на духовно-нравственные темы, лекторий для родителей и анкетирование их с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье, вечера вопросов и ответов.