Цель: познакомить обучающихся с тем, что симметричные точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии.
Задачи:
- Формировать умение отмечать точки, симметричные данным, относительно оси симметрии.
- Способствовать закреплению прочных знаний таблицы умножения и деления, а также знания порядка выполнения действий в выражениях.
- Развивать пространственное мышление, исследовательские навыки, математическую эрудицию, память, внимание, навыки самоконтроля, умения работать в парах.
- Воспитывать доброжелательность, коммуникативность, аккуратность.
Создание условий для совершенствования:
- Ценностно-смысловых компетенций, т.е. видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, самоопределяться в выборе решения.
- Общекультурных компетенций, т.е. компетенции в бытовой сфере.
- Учебно-познавательных компетенций – это самостоятельная познавательная деятельность, целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка.
- Коммуникативных компетенций – способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, коллективе.
- Социально-трудовые – выполнение роли покупателя, члена семьи.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов интеллектуального саморазвития.
- Здоровьесберегающих компетенций – забота о собственном здоровье.
Ход урока
Приветственное слово.
1. Устные упражнения. Повторение табличного умножения и деления.
1) «Не подведи свой ряд». С каждого ряда вызывается по одному ученику. Работа у доски «Соедини пример с правильным ответом».
21:3 18:9 32:4 72:8 15:5 40:8 54:9 28:7 |
2 7 6 5 8 3 4 9 |
24:6 81:9 63:9 30:5 56:7 21:7 35:7 12:6 |
9 8 7 5 4 6 2 3 |
18:3 28:7 35:5 48:6 54:6 45:9 24:8 16:8 |
7 5 9 4 3 2 6 8 |
2) В это время учитель показывает число, учащиеся записывают в тетрадь пример с таким ответом.
- Это число – произведение двух чисел. Каких – запишите.
28, 30, 42, 54, 63, 72, 93.
(Последнего числа в ответах на умножения – нет.) Проверка. Дети читают, записанные в тетрадях примеры.
- А у кого другой пример? Какой закон знаем?
4 * 7 = 28
5 * 6 = 30
6 * 7 = 42
9 * 6 = 54
7 * 9 = 63
9 * 8 = 72
9 * 9 = 81
3) Проверка примеров на доске.
4) Продолжи ряд. Что нужно сделать, чтобы правильно продолжить данный ряд чисел. (Найти закономерность.)
3, 6, 9, 12, ... Хором называют числа.
Итог. Оцените свою работу. Кто понравился себе? У кого не возникло трудности? Почему? Пожелание.
Физкультурная минутка для глаз. Снятие напряжения.
В это время учитель готовит доску. Вытирает примеры и чертит ось симметрии ОВ и ставит точку А.
2. Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового.
На партах по комплекту геометрического материала (квадрат, четырехугольник, круг, прямоугольник).
- Как вы думаете, какой вид работы я хочу вам предложить?
Мы сейчас вспомним элементы геометрии.
Во 2 классе вы уже получили некоторые представления об осевой симметрии. Сейчас мы их вспомним. Сначала назовите геометрические фигуры.
- Как проверить, все ли фигуры симметричные? Сколько осей симметрии имеет каждая фигура? (Перегибанием.)
(Работа в парах.)
- Перегибая фигуру, что вы должны выяснить? (Совпадут ли две ее части при сгибании по оси симметрии. Сколько линий сгиба, при которой совпадают половинки, столько и осей симметрии.)
Вывод. Квадрат, круг, прямоугольник имеют ось симметрии, четырехугольник нет. У квадрата – четыре, у прямоугольника – две оси симметрии, у круга – несколько.
3.Изучение нового материала.
То, с чем вы познакомитесь на сегодняшнем уроке – это следующий шаг в изучении геометрии. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.86. Что интересного заметили в обозначении новой темы?
Да, сегодня я помогу вам расширить свои знания, повысить свой уровень обучения. Мы будем готовиться к изучению математики в 5 классе.
Прочитайте тему урока «Симметрия на клетчатой бумаге».
На сегодняшний урок я попросила вас принести зеркало. Как вам кажется зачем? Какие мысли есть на этот счет?
Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Задачи.
Сегодня вы узнаете:
- Что симметричные точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии.
- Научитесь отмечать точки, симметричные данным, относительно прямой.
- Поработаем над развитием математической эрудиции и исследовательских навыков; 4) поучимся общаться и помогать друг другу.
Работа по учебнику.
Беседа. №380. Что изображено на рисунке? (Ось симметрии АВ и четыре точки: красная, желтая, синяя и зеленая.)
Наша задача: определить на расстоянии скольких клеток расположены точки, симметричные данным точкам относительно оси АВ.
Вначале подумаем: почему рисунок дан на клетчатом фоне. Выскажите свое мнение. В дальнейшем будем учиться строить симметричные фигуры с помощью чертежных инструментов, и клетчатый фон не будет нужен.
Теперь обратите внимание на Волка и Зайца. Что они предлагают использовать? Как? (Поставить зеркало ребром на ось АВ.)
Возьмите свои зеркальца и сделайте это. Что вы видите в зеркале? (Отражение или образ каждой точки.)
Теперь сосчитайте, сколько клеток от красной точки слева от оси? (Четыре.)
А сколько клеток от красной точки, которую видите в зеркале, до оси? (Тоже четыре.)
Теперь определите расстояние от синей точки до оси. (7 клеток.)
Пересчитайте клеточки, которые отражаются в зеркале. Что скажете? (Синяя точка и симметричная ей точка находятся на расстоянии семи клеток от оси.)
Определите расстояние от желтой точки до оси и от ее образа в зеркале до оси? (Желтая точка и ее отражение находятся на расстоянии трех клеток от оси симметрии.)
На каком расстоянии от оси АВ находятся зеленая точка и точка, ей симметричная? (Восемь клеток.)
Что вы заметили? (Дети делают вывод.)
Точка и ее образ находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии.
или
Симметричные точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии.
Проверим, правы ли мы? (Вывод на стр. 87.)
Это свойство симметричных точек дает нам очень простой способ построения пар симметричных точек без помощи зеркала. Этим способом можно строить любые фигуры, симметричные данным.
Задача. На доске ОМ – ось симметрии. Надо построить точку В, симметричную точке А относительно оси ОМ. Но, зеркало использовать нельзя. Как будем действовать? (Узнаем, на каком расстоянии от оси ОМ находится точка А. Сосчитаем клетки. Их 3. Теперь, двигаясь в том же направлении, но по другую сторону от оси ОМ, отсчитаем 3 клетки и отметим точку В. Точка В будет симметрична точке А относительно оси ОМ.)
4. Первичное закрепление материала.
1) Работа в тетради «Математика №1», стр. 51 № 182.
Как будем действовать? (Симметричные точки находятся на одной и той же линии, которая пересекает ось симметрии и на одном и том же расстоянии от оси симметрии, которое легко определяется по клеткам.)
2) Выполнение задания №184. Как будем действовать? (Опять повторить.)
3) Задание на листах №1 1) и 2). Взаимопроверка.
Посмотрите, не нужна ли вашему товарищу помощь?
Микро итог. Чему учились? Можно ли сказать, что вы хорошо усвоили эту тему? Работу будем продолжать.
Где можно применять в жизни новые знания?
Физкультурная минутка.
5. Закрепление ранее пройденного материала.
А теперь давайте вспомним тему прошлых уроков и закрепим изученное. Над чем работали? (Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.)
Что нужно вспомнить перед тем, как вы проверите свои знания, а я – ваши, работая самостоятельно? (Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.)
Что нужно помнить? (Первыми выполняют сильные действия – деления и умножения, а если есть скобки, то действие в скобках.)
Вызвать детей по одному.
0 * 0 – 0
0 + 0 0
0 + 0 * 0 0 – 0
0 – 0 0 + 0
6. Самостоятельная работа. Самопроверка порядка действий.
Работа в тетради «Дружим с математикой» стр.58 № 143.
7. Итог урока.
У нас сегодня был комбинированный урок – изучали и закрепляли. Что было новым на уроке? Что не получалось? Почему возникали трудности? Учебные задачи на завтра?
Спасибо за работу!
8. Домашнее задание.
Тетрадь «Математика № 1» № 185-188.