Разработка урока в 7-м классе по программе Д.Б. Кабалевского (базовый уровень). "Тайна" музыки И.О. Дунаевского

Разделы: Музыка


Тема четверти: «Музыкальная драматургия»

Тема урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского.

Тип урока: углубление.

Цель: научить распознавать музыкальную драматургию музыки посредством творческого воображения.

Задачи:

  • Образовательная: закрепить знания о музыкальной драматургии, о сонатной форме;
  • Развивающая: развитие воображения,  творческой фантазии, ассоциативного мышления;
  • Воспитательная: воспитание уважения к творческому наследию; высоких моральных качеств (верности дружбе, взаимовыручке, честности и порядочности).

Оборудование: портрет И.О.Дунаевского, компьютер, проектор «Эпсон», экран, рояль, доска, мел.

Виды деятельности:

  • повторение;
  • прослушивание фрагментов;
  • творческая работа;
  • слушание произведения;
  • дискутирование;
  • просмотр презентации;
  • пение.

Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, эвристический, наглядно-слуховой, наглядный.

ХОД УРОКА

Оргмомент, приветствие.

У: Какую музыку мы слушали на прошлом уроке?
Д: Увертюру М.И.Глинки к опере «Руслан и Людмила».
У: Что нового вы узнали на примере этого произведения?
Д: Мы познакомились с сонатной формой.
У: Вспомните структуру произведений, написанных в  сонатной форме.
Д: называют части сонатной формы.
У: Какие виды произведений пишутся в сонатной форме?
Д: Сонаты, симфонии, увертюры, концерты.
У: Что такое увертюра?

Ответы детей.

У: Сегодня мы прослушаем еще одну увертюру. Она написана к приключенческому кинофильму «Дети капитана Гранта», снятом по одноименному роману Жуля Верна. Написал ее знакомый вам со 2 класса композитор. Попытайтесь его вспомнить по вот этой песенке: (наигрываю и напеваю «Песенку о капитане» И.Дунаевского, дети, как правило, подхватывают припев).

Вспоминаем композитора.

У: Итак, сегодня у нас на уроке музыка Исаака Осиповича Дунаевского, написанная им к кинофильму «Дети капитана Гранта». А кто из вас, дети, читал роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта»? (как правило, есть несколько учащихся, читавших этот роман или смотревших один из фильмов по нему).

Вспоминаем краткое содержание  романа.

У: Первый фильм по этому роману был снят еще до ВОВ. Захватывающая история двух подростков, брата и сестры, а так же их взрослых друзей, для мальчишек и девчонок многих поколений стала примером отваги, благородства, преданности, истинной дружбы, которой не страшны никакие испытания. Сегодня на нашем уроке прозвучит Увертюра к этому фильму. Прослушайте тему вступления.

Звучит фрагмент: вступление.

У: Что вы услышали в этой музыке?

Ответы детей (далекий зов о помощи; призыв).

У: Почему вы так решили?
Д: Роман-то начинается с того, что из пойманной акулы извлекли бутылку с клочком бумаги, на котором были географические координаты, и почерк был узнан.
У: Прослушайте главную тему экспозиции.

Слушание фрагмента.

У: Итак, кому или чему вы посвятили бы главную тему экспозиции?
Д: Главная тема должна олицетворять главных героев и их друзей во время их нелегкого плавания.
У: Логично. Слушаем побочную тему.

Звучит фрагмент: побочная тема.

У: Что вы представили под эту музыку?
Д: Может быть это то, что  помогало им преодолеть трудности и опасности? Наверное, это дружба, взаимовыручка.
У: Я хочу напомнить вам еще об одном примере верной дружбы и взаимовыручки. Это мушкетеры из романа А.Дюма. Не напоминает ли вам побочная тема  их девиз? Помните его?
Д: (как правило, все вместе) «Один за всех, все за одного!». Очень похоже! Труба начинает, оркестр подхватывает.
У: Итак, слушаем «Увертюру» к кинофильму «Дети капитана Гранта».

Слушание всего произведения. Анализ музыки. Отзывы детей.

У: какова музыкальная драматургия этот произведения?

Дискуссия. Аргументация мнений.  Просмотр презентации «Парусники». 

У: Давайте вернемся к теме урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского. Какая тайна есть в этой музыке?
Д: Зная содержание романа, очень легко разгадать эту тайну. Просто музыка очень достоверно  рассказала обо всех событиях романа.
У: Я согласна с вами. Надо  уметь вслушиваться в музыку. И разгадка будет найдена обязательно.

Вывод: музыка способна своими средствами раскрыть любой сюжет.

У: Сегодня мы начнем разучивание песни из кинофильма «Свистать всех наверх» А.Зацепина и Л.Дербенева. Это песня мальчишки, который любит море, мечтает стать моряком и испытать все трудности и опасности. Песня называется «Ты слышишь, море?»

Прослушивание песни. Разучивание 1 куплета.

Оценивание.

Домашнее задание: прочитать роман Ж.Верна (тем, кто не читал). Нарисовать рисунок на морскую тему.

Приложение 1