Тема четверти: «Музыкальная драматургия»
Тема урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского.
Тип урока: углубление.
Цель: научить распознавать музыкальную драматургию музыки посредством творческого воображения.
Задачи:
- Образовательная: закрепить знания о музыкальной драматургии, о сонатной форме;
- Развивающая: развитие воображения, творческой фантазии, ассоциативного мышления;
- Воспитательная: воспитание уважения к творческому наследию; высоких моральных качеств (верности дружбе, взаимовыручке, честности и порядочности).
Оборудование: портрет И.О.Дунаевского, компьютер, проектор «Эпсон», экран, рояль, доска, мел.
Виды деятельности:
- повторение;
- прослушивание фрагментов;
- творческая работа;
- слушание произведения;
- дискутирование;
- просмотр презентации;
- пение.
Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, эвристический, наглядно-слуховой, наглядный.
ХОД УРОКА
Оргмомент, приветствие.
У: Какую музыку мы слушали на прошлом
уроке?
Д: Увертюру М.И.Глинки к опере «Руслан и
Людмила».
У: Что нового вы узнали на примере этого
произведения?
Д: Мы познакомились с сонатной формой.
У: Вспомните структуру произведений,
написанных в сонатной форме.
Д: называют части сонатной формы.
У: Какие виды произведений пишутся в
сонатной форме?
Д: Сонаты, симфонии, увертюры, концерты.
У: Что такое увертюра?
Ответы детей.
У: Сегодня мы прослушаем еще одну увертюру. Она написана к приключенческому кинофильму «Дети капитана Гранта», снятом по одноименному роману Жуля Верна. Написал ее знакомый вам со 2 класса композитор. Попытайтесь его вспомнить по вот этой песенке: (наигрываю и напеваю «Песенку о капитане» И.Дунаевского, дети, как правило, подхватывают припев).
Вспоминаем композитора.
У: Итак, сегодня у нас на уроке музыка Исаака Осиповича Дунаевского, написанная им к кинофильму «Дети капитана Гранта». А кто из вас, дети, читал роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта»? (как правило, есть несколько учащихся, читавших этот роман или смотревших один из фильмов по нему).
Вспоминаем краткое содержание романа.
У: Первый фильм по этому роману был снят еще до ВОВ. Захватывающая история двух подростков, брата и сестры, а так же их взрослых друзей, для мальчишек и девчонок многих поколений стала примером отваги, благородства, преданности, истинной дружбы, которой не страшны никакие испытания. Сегодня на нашем уроке прозвучит Увертюра к этому фильму. Прослушайте тему вступления.
Звучит фрагмент: вступление.
У: Что вы услышали в этой музыке?
Ответы детей (далекий зов о помощи; призыв).
У: Почему вы так решили?
Д: Роман-то начинается с того, что из
пойманной акулы извлекли бутылку с клочком
бумаги, на котором были географические
координаты, и почерк был узнан.
У: Прослушайте главную тему экспозиции.
Слушание фрагмента.
У: Итак, кому или чему вы посвятили бы
главную тему экспозиции?
Д: Главная тема должна олицетворять
главных героев и их друзей во время их нелегкого
плавания.
У: Логично. Слушаем побочную тему.
Звучит фрагмент: побочная тема.
У: Что вы представили под эту музыку?
Д: Может быть это то, что помогало им
преодолеть трудности и опасности? Наверное, это
дружба, взаимовыручка.
У: Я хочу напомнить вам еще об одном
примере верной дружбы и взаимовыручки. Это
мушкетеры из романа А.Дюма. Не напоминает ли вам
побочная тема их девиз? Помните его?
Д: (как правило, все вместе) «Один за
всех, все за одного!». Очень похоже! Труба
начинает, оркестр подхватывает.
У: Итак, слушаем «Увертюру» к кинофильму
«Дети капитана Гранта».
Слушание всего произведения. Анализ музыки. Отзывы детей.
У: какова музыкальная драматургия этот произведения?
Дискуссия. Аргументация мнений. Просмотр презентации «Парусники».
У: Давайте вернемся к теме урока:
«Тайна» музыки И.О.Дунаевского. Какая тайна есть
в этой музыке?
Д: Зная содержание романа, очень легко
разгадать эту тайну. Просто музыка очень
достоверно рассказала обо всех событиях
романа.
У: Я согласна с вами. Надо уметь
вслушиваться в музыку. И разгадка будет найдена
обязательно.
Вывод: музыка способна своими средствами раскрыть любой сюжет.
У: Сегодня мы начнем разучивание песни из кинофильма «Свистать всех наверх» А.Зацепина и Л.Дербенева. Это песня мальчишки, который любит море, мечтает стать моряком и испытать все трудности и опасности. Песня называется «Ты слышишь, море?»
Прослушивание песни. Разучивание 1 куплета.
Оценивание.
Домашнее задание: прочитать роман Ж.Верна (тем, кто не читал). Нарисовать рисунок на морскую тему.